Конспект совместной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм «В гости к дедушке УХ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм «В гости к дедушке УХ»
Подготовила и разработала
воспитатель высшей категории
Е.Н. Чеботарева
ГБДОУ № 108
Цель:
Создание оптимальных условий для развития речи детей старшего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи:
Образовательные: Способствовать формированию представлений о характерных чертах русского фольклора, закреплять знания о жанрах и видах устного народного творчества; обеспечить формирование умений сочинять загадки;
Развивающие: Совершенствовать умение детей отгадывать загадки, понимать их иносказательный смысл; развивать умение поддерживать беседу; активизировать в речи детей знакомые пословицы и поговорки. Содействовать развитию интереса к пониманию смысла образных выражений; обеспечить развитие любознательности, речи, мышления.
Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа; окружить детей теплотой добрых чувств; способствовать созданию условий для формирования дружелюбного отношения между сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста с использованием малых фольклорных форм «В гости к дедушке УХ»
Подготовила и разработала
воспитатель высшей категории
Е.Н. Чеботарева
ГБДОУ № 108
Цель:
Создание оптимальных условий для развития речи детей старшего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи:
Образовательные: Способствовать формированию представлений о характерных чертах русского фольклора, закреплять знания о жанрах и видах устного народного творчества; обеспечить формирование умений сочинять загадки;
Развивающие: Совершенствовать умение детей отгадывать загадки, понимать их иносказательный смысл; развивать умение поддерживать беседу; активизировать в речи детей знакомые пословицы и поговорки. Содействовать развитию интереса к пониманию смысла образных выражений; обеспечить развитие любознательности, речи, мышления.
Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа; окружить детей теплотой добрых чувств; способствовать созданию условий для формирования дружелюбного отношения между сверстниками.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, ознакомление детей с народным фольклором (песни, частушки, пословицы, загадки, скороговорки, потешки, сказки, считалки, игры).
Оборудование: игрушки животных: заяц, медведь. лиса, еж, волк; интерактивная доска; письмо смс; мольберт; осенние листья; мяч; пазлы с русскими народными сказками - «Гуси-Лебеди», «Три медведя», «По щучьему велению», «Маша и медведь»; бубен; музыкальное сопровождение на игру «Горелки» русская народная.
Ход занятия.
Зал оформлен в русском народном стиле. В «русскую избу» входят дети, их встречает Хозяйка избы.
Хозяйка: Здравствуйте, дети! Как я рада, что вы ко мне в гости пришли.
- Беда случилась, только я собралась к своему другу дедушке Ух, а тут смс пришло, давайте прочитаем.
«Здравствуй, дорогая хозяйка! Пишет тебе твой друг дедушка УХ. Мне нужна твоя помощь. Злой колдун заколдовал солнце в моем царстве и все вокруг темно стало. Помоги мне освободить солнце и разбудить мое царство. До встречи!»
- Вот такое необычное послание.
- как быть ребята, одной мне не справиться, поможете мне?
Дети: да
Хозяйка: Ребята, мой друг дедушка Ух хранитель русского фольклора, а вы знаете, что такое фольклор? (ответы детей)
- Правильно, ребята. Фольклор - это сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, хороводные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры. Сочинил их русский народ.
Ребенок:
Как на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Ребенок:
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
Хозяйка: Итак, чтобы нам отправиться к дедушке УХ хранителю русского фольклора, нужно выполнить волшебные движения.
Два шага в право,
Два шага в лево
И на месте покружись.
- Вот мы и очутились в царстве дедушки Ух.
Детей встречает заяц (игрушка).
- здравствуйте ребята, вижу из детского сада пришли. Зачем пожаловали?
Дети: идем в царство дедушки Ух, он нам письмо прислал, просит помощи освободить, помоги нам.
Заяц: трудно Вам придется. Разбудить царство и справиться со всеми испытаниями смогут лишь дружные ребята. Вы такие? (ответы детей)
Дети: Да
Заяц: я сейчас вас проверю, Что такое дружба? (ответы детей)
- Назовите мне пословицы о дружбе
Дети: «Человек без друзей, что дерево без корней»
«Старый друг лучше новых двух»
«Крепкую дружбу и топором не разрубишь»
«Нет друга – ищи, а найдешь – береги»
Заяц : Ребята, объясните мне значение пословицы «Человек без друзей, что дерево без корней» (ответы детей).
- Теперь я вижу, что вы дружные ребята и сможете победить волшебные чары злого колдуна.
Хозяйка: Заяц, подскажи нам куда путь держать нам?
Заяц: отгадайте загадку про моего друга, он вам путь укажет дальше.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Дети: Медведь
Заяц: правильно, ищите его в берлоге, а мне пора. До свиданья детвора
Хозяйка: спасибо заяц. До свидания.
- Мы с вами отправляемся дальше, в путь!
Хозяйка: посмотрите, ребята, а вот и берлога.
Дети находят игрушку медведя.
Медведь: здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. Зачем пожаловали?
Дети: мы идем в царство дедушке Ух, освобождать солнце от злых чар колдуна, подскажи путь нам.
Медведь : а вы загадки умеете отгадывать?
Дети: да
Медведь: Посмотрите, ветер разбросал по поляне (ковру) осенние листья. На каждом из них загадка. Отгадайте их :
- Из трубы летят колечки, это дым из нашей (Печки)
- Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)
- Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор)
- Один братец отдыхает зимой, а другой летом (телега и сани)
- Маленький, пузатенький, а весь дом бережет (замок)
Медведь : молодцы, ребята все загадки отгадали.! Но мне солнце зимой не надо, я спать ложусь.
Хозяйка: Как так, медведь, ведь солнце нужно всем. Правда, ребята?
Дети: Да
Медведь: А зачем оно нужно?
Хозяйка: Ребята, давайте расскажем медведю зачем нужно солнце (Дети выполняют задание, составление мнемо-таблицы про солнце)
Медведь: спасибо ребята, теперь я знаю зачем нужно солнце.
Хозяйка: Посмотрите, ребята, потихоньку начинает подниматься солнце. Царство просыпается. Миша укажи дорогу к дедушке
Медведь: дороги я не знаю, а моя подруга хитрая с пушистым хвостом знает
Хозяйка: Спасибо миша. До свидания. Можно идти дальше.
Хозяйка: чей рыжий хвост виднеется в дали?
Дети: лиса
Хозяйка: Давайте позовем лису она нам подскажет дорогу
Дети: Са-са-са – это хитрая лиса.
Су-су-су – и живет она в лесу
Сы-сы-сы – много дела у лисы
Со-со-со - она крутит колесо
Хозяйка: здравствуй, лиса.
Лиса: (игрушка)здравствуйте, садитесь ребята. Зачем звали?
Дети: Идем освобождать солнце в царстве дедушки УХ, помоги нам.
Лиса: не помогу, скучно мне одной, удивите меня.
Хозяйка: ребята умеют скороговорки говорить, тебя они точно удивят. Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.
- «Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой»
- «шесть мышат в камышах шуршат».
- «наш Полкан попал в капкан»
- «Течет речка, печет печка».
Лиса: удивили меня. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. Помогу вам, запомните пословицу про солнце, расскажите моему другу, он вам дальше путь укажет- « как солнце встает, так и утро настает».
Хозяйка: А кто твой друг? Как мы его узнаем?
Лиса: Без головы, без ножек на колючий шар похожий
Хозяйка: Спасибо, до свидания, лиса. Солнце освобождается от злых чар, а мы идём дальше.
Хозяйка: Ребята, я слышала, что на Руси солнце зазывали веселыми песнями, закличками и дружными хороводами. А вы знаете закличку про солнышко?
Хозяйка: давайте и мы попробуем, встанем в дружный хоровод.
Физкультминутка «Солнышко» (проводит ребенок)
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется. (Хлопаем в ладоши)
А под солнышком нам
Весело живется. (Гладим по щекам, улыбаемся)
Хозяйка: молодцы мы с вами, позвали солнце. Посмотрите оно поднимается, но нам надо найти друга лисы, друг на колючий шар похожий
Хозяйка: кто это спрятался?
Дети: это еж
Еж: (игрушка) здравствуйте, ребята. Зачем пожаловали?
Дети: идем освобождать от злых чар царство дедушки Ух. Подскажи нам путь
Еж: А вы пословицу знаете про солнце?
Дети: Да. «Как солнце встает, так и утро настает»
Еж: правильно. Играть вы любите
Дети: Да
Еж: Поиграем в игру «Я начну, а ты закончи». Я буду кидать вам мяч и говорить начало пословицы, поговорки, а вы мне в ответ – концовку. Будьте внимательны.
- Что посеешь. (то и пожнешь,
- Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)
- Хорошо в гостях (а дома лучше)
- Труд человека кормит, (а лень портит)
- Сделал дело - (гуляй смело)
- Осень торопит, (зима не ждет).
Еж: Молодцы, ребята. Как хорошо вы знаете пословицы и поговорки.
Хозяйка: Еж, мы со всеми заданиями справились, а дома дедушки Ух не видно. Подскажи путь.
Еж: знаю я, серого , зубастого, живет по соседству с дедушкой. Его увидите, он вам позовет дедушку.
Хозяйка: Спасибо, до свидания еж. Солнце поднимается всё выше.
На пути встречается волк
Хозяйка: здравствуй волк. Помоги нам, позови дедушку.
Волк: некогда звать дедушку. Он мне задание задал, сказки собрать, а я не знаю как это сделать. Поможете мне, позову дедушку
Хозяйка: Поможем ребята?
Дети: да
(дети выполняют задание).
Хозяйка: Посмотрите, ребята, солнце поднялось высоко. Мы справились со всеми заданиями и разбудили царство.
Волк: Вот избушка вашего дедушки, встречайте.
Как только дети выполнили все задания, появляется довольный дедушка УХ (ребенок)
Дедушка Ух: Здравствуйте, дорогие внучата! Вы отлично справились со всеми заданиями! Освободили солнце, разбудили мое царство, другу моему помогли. Я очень рад нашей встрече! Засиделся в темноте, поиграть хочется. Вы любите играть?
Дети: да
Дедушка: какую игру вы знаете?
Хозяйка : дедушка мы знаем и любим играть в игру «Горелки». Покажем дедушке, ребята.
Дети: да.
Хозяйка :Давайте вспомним правила игры (ответы детей)
(Дети делятся на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Впереди, спиной к ним стоит «горельщик». Дети хором поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Последняя пара разъединяется, и игроки бегут вдоль всей колонны справа и слева от нее. Кто первый добежит до «горельщика» и ударит в бубен, тот назначается водящим)
Хозяйка: Помогли мы тебе дедушка и ты нам помоги вернуться в детский сад.
Дедушка: помогу, вам нужны волшебные движения, повторяйте за мной
Два шага в право,
Три шага в лево
И на месте покружись.
Дети благодарят дедушку!
Рефлексия
Мы совершили увлекательное путешествие в царство дедушки Фольклора. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей) Как мы помогли разбудить царство и освободить солнышко от волшебных чар злого колдуна? (ответы детей)
- А с чем вам было справиться сложнее? (ответы детей)
«Здравствуй, дорогая хозяйка!
Пишет тебе твой друг дедушка УХ. Мне нужна твоя помощь, злой колдун заколдовал солнце в моем царстве и все вокруг стало темно. Помоги освободить солнце и разбудить мое царство.
До встречи!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по области «Речевое развитие» с детьми старшей группы, имеющими недостатки в звукопроизношении Тема: “В гостях у дедушки Якова” (Дом, мебель)
Цель: уточнять и расширять словарь по теме.Программные задачи:Образовательные: продолжать учить образовывать относительные прилагательные, составлять предложения с однородными членами; учить детей раз...
Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм
автором представлена методическая разработка, помогающая родителям воспитывать детей раннего возраста посредством малых форм фольклора....
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста. Тематический досуг на тему: "По страницам книг А.Л. Барто" /с использованием ИКТ/
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста. Тематический досуг на тему: "По страницам книг А.Л. Барто" /с использованием ИК...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста на тему: "Жизнь и творчество А.Л. Барто" /с использованием ИКТ/
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста на тему: "Жизнь и творчество А.Л. Барто" /с использованием ИКТ/...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста Тематический досуг на тему: По страницам сказок братьев Гримм" /с использованием ИКТ/
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста Тематический досуг на тему: По страницам сказок братьев Гримм" /с использованием ИКТ/...
Совместная деятельность по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР "Весна идёт"
Совместная деятельность по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР "Весна идёт." ...
Картотека собственных составленных игр по речевому развитию с детьми раннего возраста с использованием малых фольклорных форм.
Цель: Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклорных дидактических игр.Дидактическая игра «Отгадай, кто пришёл»Ход: Воспитатель произносит строки потешки, сопровождая показом...