Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Долинская Людмила Николаевна

НОД Речевое развитие ,НОД Нетрадиционная техника рисования ,Консультация для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yu.v._2.docx124.2 КБ

Предварительный просмотр:


НОД .Нетрадиционная техника рисования .

Отпечаток  (оттиск) капустным листом "Зима. Зимний лес"

https://documents.infourok.ru/6ec553f0-ca53-419e-b788-5de7f9cc33ae/0/slide_06.jpg

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме.

Программные задачи:

1. Обучающая:

-Учить прижимать капустный лист к цветной бумаге и наносит оттиск на бумагу;

-Познакомить с приемом – отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой.

2. Развивающая:

-Развивать творческие способности.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.

3. Воспитательная:

- Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, поэзию.

- Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

-Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Техника: Рисование отпечаток (оттиск) капустным листом ,рисование ватной палочкой.

Оборудование: мольберт, иллюстрации с изображением зимнего леса, гуашь белого цвета, синего, коричневого; листы белого картона, кисти, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, капустные листы.

 Содержание – непосредственно образовательной деятельности

организационный момент

Воспитатель:

-Здравствуйте, друзья! Всех вас видеть рада я!

- Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся 

И друг другу улыбнемся !

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, представьте, что мы на экскурсии в картинной галерее.

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется …

Дети: Пейзаж.

Воспитатель:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз.
Летчик или балерина
Или Колька – твой сосед,
Обязательно картина называется …

Дети: Портрет.

Воспитатель:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это …

Дети: Натюрморт.

Воспитатель: Дети, что такое натюрморт?

Дети:

Это большой красивый букет в вазе или пышная ветка в стакане, которые нарисовал художник

Это фрукты и овощи, которые нарисовал художник.

Это красивые предметы и вещи, которые увидел и нарисовал художник.

Воспитатель: Ребята, эта картина будет натюрмортом? (показывает картину А.А.Шовкуненко «Натюрморт с арбузом»)

Воспитатель: Что на ней изобразил художник?

Дети: Арбуз в темно-зеленом кафтане. Он разрезан и видна сладкая, яркая, сахарная сочная мякоть.

Воспитатель: А что еще вы увидели?

Дети:

янтарная спелая, желтая, вкусная груша,

зеленый, крупный, тугой виноград.

Воспитатель: Художник постарался изобразить все так, чтобы нам захотелось полюбоваться дарами знойного лета.

Воспитатель: Ребята, можно ли эту картину назвать натюрмортом? (показывает картину А.И.Лактионова «Февраль»)

Дети: Конечно.

Воспитатель: Посмотрите, за окном морозная вьюжная зима. А в тепле, на подоконнике расцвел маковым цветом амариллис. Он как бы напоминает нам, что не вечно будет злиться зима, сменит его теплое, богатое на краски лето.

Воспитатель: Чем еще напомнил нам художник о лете?

Дети: Он нарисовал спелый сочный апельсин.

Воспитатель: Да, он как осколок маленького солнца радует нас.

Воспитатель: Художник в каждом предмете видит только красоту, он заинтересовывает и заставляет нас завороженно остановиться перед его картинами.

Воспитатель: Мы с вами тоже художники, но только маленькие. Попробуем нарисовать пейзаж.

Воспитатель :

Кто, угадай-ка
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки -
И над миром полетят снежинки.(Зима)

- А давайте вспомним, какой бывает зима? Какими словами можно о ней рассказать?, лютая).

- А вы любите зиму?

- Почему? (Кататься на санках, коньках, лыжах)

- Но еще мы любим зиму за

(Зима бывает белая, снежная, белоснежная, холодная, красивая, морозная, пушистая, блестящая ее красоту. Сейчас мы рассмотрим насколько бывает зима красива.(Рассматривание репродукций картин  )

Вопросы детям :

-Из чего нам понятно что нарисован  лес зимой ?

-Какой цвет краски используется больше художниками ?

_ Что вы чувствуете глядя на красоту зимнего леса?

        

- Ребята,давайте вспомним , что такое пейзаж?

- Верно, пейзаж – это изображение природы. Это картина, на которой изображены лес, поле, река, озера.

Зима – замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса!

Хотели бы Вы попасть в зимний сказочный лес!

Воспитатель: Я предлагаю вам стать художниками-пейзажистами и нарисовать зимний сказочный лес. Вы согласны?(Дети садятся за столы)
 Ребята, мы сами можем создать удивительные деревья из прекрасного зимнего леса

- Рисовать, мы будем сегодня необычным способом, с помощью капустного листа и белой гуашевой краски на синем фоне. (педагог рассказывает детям последовательность выполнения рисунка в данной технике)

Объяснение воспитателем у доски.

Посмотрите, что необычного лежит у вас на столах? (капустный лист и ватные палочки).

Ребята, вы познакомитесь с необычной техникой рисованияТехника рисования с которой я вас сегодня познакомлю называется отпечаток (оттиск) капустным листом и известная вам техника рисование ватной палочкой. Посмотрите как выполняется работа по этой технике.

Сначала нужно выбрать  выпуклую сторону капустного листа. С помощью кисти наносим сначала белую краску на капустный лист, затем синюю по краю листа, коричневую наносим на центр и выпуклые прожилки листа (воображаемые ветки). Переворачиваем капустный лист на середину листа картона и отпечатываем слегка прижимая капустный лист.

Дерево готово! В конце можно нарисовать запорошенную снегом землю.

И используя ватную палочку, рисуем падающий снег. Сначала окунаем ватную палочку в воду, затем в краску. Рисуем снежинки ватными палочками .Ребята ,Вам понравился такой способ изображения ?

Получается быстро и красиво !А сейчас попробуем сами нарисовать сказочный зимний лес с оттиском  таким способом !

Прежде чем мы начнём рисовать, давайте разомнем свои пальчики 1,2,3,4,5 нам пора и поиграть.

Пальчиковая гимнастика:

 В гости пальчику большому приходили прямо к дому.

Указательный и средний, безымянный и последний.

 Сам мизинчик малышок постучался на порог.

Вместе пальчики друзья, друг без друга нам нельзя. 1,2,3,4,5 теперь мы будем рисовать.

Самостоятельная деятельность детей.

  Выполнение работы с детьми:

- А сейчас возьмите бумагу, положите ее вот так (горизонтально ) и начинайте рисовать. После повторения последовательности работы, педагог включает спокойную музыку, дети приступают к самостоятельной работе.

Рефлексия

Ребята, вы сегодня были маленькими волшебными художниками. Вам понравилось творить чудеса? Посмотрите, пожалуйста, какие красивые, необычные пейзажи вы выполнили. Мы будем и дальше продолжать рисовать в технике «печатания», и создавать разные волшебные образы (бабочки, динозавры, цветы и многое другое). Сегодня наше волшебство закончилось.

Спасибо большое, молодцы!

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за проявлением зимних признаков в природе. Рисование зимних деревьев и кустов, рассматривание снежинок с помощью лупы  Рассматривание иллюстраций, репродукций русских художников, Чтение художественной литературы, Словесные описания, Прослушивание музыкальных произведений.

Материалы и оборудование: белая гуашь, кисти разных размеров, бумага, баночки с водой,ватные палочки салфетки.

ТСО: диски МР3 для музыкального сопровождения работы детей (Вивальди «Времена года. Зима  » П.И.Чайковский «Времена года. Февраль »)

Репродукции картин художников пейзажистов:

  • Лактионова Л.А.. «Февраль»
  • Поленов В.Д. «Первый снег»
  • Зорюков А.В.. «Короткий зимний день»
  • Юров В. «Зимняя сказка»
  • Шишкин И.И. «Зима в лесу. Иней» Серов В.А. «Зима в Абрамцево
  • Старов М.А. «Лесная сказка»
  • Жуковский С. Ю. «Зима.»
  • Коровин К.А. «Зима»
  • Шишкин И.И. «Зима»
  • Куинджи А.И. «Солнечные пятна на инее»

Ожидаемые результаты: Такое нестандартное рисование должно развить фантазию, воображение, снять отрицательные эмоции.

Подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.


НОД по речевому развитию

«Развитию речи посредствам театрализованной деятельности.»

 «Театральная азбука»

Цель   :   развитие речи через театральную деятельности у детей вызвать желание участвовать в театрализованных играх, способствующий развитию творческого воображения.

Задачи:

         Продолжать учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движение)

          формировать коммуникативные умения;

         создавать творческую атмосферу совместной деятельности с детьми, помогающую раскрыть их способности и возможности;

         развивать навыки связной речи, активизировать словарный запас;

         развивать творческое воображение, внимание, память, мышление, эмоциональную сферу детей;

         воспитывать культуру речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

          воспитывать устойчивый интерес к театрализованной игровой    деятельности    ,  вызывать желание исполнять небольшие диалоги:

         воспитывать доброжелательные отношения между детьми, умение работать в микрогруппе.

Предварительная работа: Чтение сказки «Крылатый, мохнатый, масленый»,беседа, разучивание чистоговорок, упражнения на развития эмоций.

Ход занятия:

Организационный момент.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери  ,  но что бы узнать в какую вам необходимо разгадать ребус. (разгадывание ребуса «Театр»)   .

 1)как называется краткий перерыв между действиями спектакля?(Антракт)
2)документ который, удостоверяет право пользоваться чем либо за определенную плату(Билет)
3)как называется исполнитель ролей в театральных представлениях?(Актер)
4)как называется группа музыкантов играющих на разных инструментах?(Оркестр)
5)как называют руководителя театральных постановок?(режиссер)

 Молодцы! Ребус мы отгадали и  Вы наверное догадались что  сегодня мы с вами отправимся в страну Театра.

- Как называются люди, которые играют в театральных постановках? (Актёры).

Как вы думаете, какими качествами должен обладать актер?

А вы хотели бы стать настоящими   артистами и показывать свой театр?

Но чтобы стать настоящими актерами нужно многому научиться. Вот сегодня мы с вами будем учиться актерскому мастерству.

Так вот, чтобы попасть эту страну нам необходимо выполнить задания, которые нам помогут стать настоящими актерами.  На столе у меня лежат волшебные маски. Они нам в этом помогут. Нужно брать по одной маски и читать название задания. Выполнять их. Когда все маски мы прочтем и выполним задания, то в страну театра попадем. Ну что, попробуем? Кто хочет мне   помочь   в этом? Итак, достаём первую маску.

1.     Задание. «Покажи мимикой и жестами».  

Воспитатель:

Я предлагаю вам сыграть со мной в игру.

Становитесь в круг. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

На всех на нас, без сомнения, влияет настроение:

Кто веселится…, кто грустит…, кто испугался…, кто сердит…

-Удивитесь, как Незнайка; загрустите, как Пьеро;

-Улыбнитесь, как Мальвина, и нахмурьтесь, как дитё.

- Кто догадался, что мы сейчас делали? (Мимикой лица передавали наше настроение и чувства)

Мимика – это выражение нашего лица. А что такое жесты? Жесты – это разговор без слов пальчиками, руками, частями тела.

А теперь пришла пора общаться жестами.

Поиграим в игру «Что бы это значило?»

Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду. А покажите-ка мне, друзья, жестами слово «здравствуйте», слово «тихо», «не знаю», «да», «нет», «благодарность», «до свидания». Молодцы, ребята. С заданием вы справились. Присаживайтесь на стульчики. Достаем следующему задание.

2. Задание: «Произнеси чистоговорку» ( выученные  ранее 2шт )

   1 ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ – за окном морозы.

   ЗИ -ЗИ -ЗИ – саночки вези.

   ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза.

   ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ –озябнешь на морозе.

   ИСКО-ИСКО-ИСКО - зимой солнце низко.  

   АСКА-АСКА-АСКА – вокруг из снега сказка.

   ИСТО-ИСТО-ИСТО – снег все спрятал чисто.

2 Щи-щи-щи - спрячусь, ты ищи.

   Щу-щу-щу - я тебя ищу.

   Ща-ща-ща - в речке три леща.

   Ащ-ащ-ащ - новый синий плащ.

    Щё-щё-щё - пойдем гулять ещё!

   Ще-ще-ще - дождь, гуляй в плаще.

   Ещ-ещ-ещ - в речке рыба лещ.

 Воспитатель; Вы знаете, ещё актеры в театре   должны четко и быстро проговаривать слова. А для чего актерам   следует правильно выговаривать слова? (Чтобы было понятно)

А теперь послушайте чистоговорку:

Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой,
И домой вернулась с двойкой.

Давайте её вместе повторим, чтобы запомнить. (заучиваем чистоговорку)

А теперь я предлагаю произнести чистоговорку с заданием.

(Произнести всем вместе с разной силой голоса: медленно и быстро.)

 Эта маска приглашает поиграть. Вставайте на ковер  

Задание 3 Физкультминутка     «Как живешь?»

Как живешь? – Вот так!

А плывешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ждешь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

Молодцы   ребята      посмотрите        какие мы с вами дружные. А помните сказку, где друзья поссорились и решили поменяться своими обязанностями? Что это за сказка?   (       Крылатый   , мохнатый, да масленый)

Посмотрите, нас ждет предпоследняя маска, давайте посмотрим, что же там за задание?

 Задание 4. Дид. игра «Чья работа».

Воспитатель: Я спрашиваю, вы отвечаете.

- Что делал блин до ссоры? (щи варил, солью посыпал, кашу пробовал)

- Что делал блин после ссоры? (ходил на охоту, встретился с лисой, ели отбился и убежал домой)

- Что делал воробей до ссоры? (еду приносил, водой умывался, сядет отдыхать).

- Что делал воробей после ссоры? (дров навозил, натаскал, клевал, клюв сломал, слезами заливался).

- Что делала мышка до ссоры? (дрова таскала, печку топила, на стол накрывала, ложки считала).

- Что делала мышка после ссоры? (кинулась в     горшок   да    и ошпарилась., ели выскочила, вся дрожит, слезы льет).

- Вот так, наши герои поменялись работой. «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свои дела делать не хочет». Кто так сказал? (блин)

- Чему учит нас эта сказка? (быть дружными, уважать труд товарищей)

- Недаром в народе сложены пословицы «Все за одного и один за всех, тогда и в деле будет успех».

Какие вы    молодцы    с этим заданием справились.

 Посмотрите, осталась последняя маска, что же на ней написано??

Задание 5 «Инсценировка сказки»

 «    Золушка  и добрые гномы»

Герои сказки:

Сказочница (Воспитатель)

    Золушка  ,  Гномы(Мальчики ),Баба яга ,ворона, птицы, ,король(Дети)

Атрибуты к     сказке        :

Маски ,2 домика из   картона  ,  цветы  , мягкие модули, шапочки для героев, пирог, музыкальное сопровождение . .

 У Золушки были друзья веселые гномики.

(Гномики приходят к Золушке)

Гномики: Доброе утро Золушка! Как тебе спалось?

Золушка: Мне приснился сказочный сон. Будто я живу в большом, красивом доме. И никто меня не ругает.

Гномики: А давай построим тебе настоящий дом.

Золушка: Я согласна. Я давно хотела большой дом с садом. Чтобы вокруг дома росли красивые цветы.

Гномы: Тогда будет тебе новый дом.

Сказочница: И начали гномы строить дом (из мягких   модулей  строят дом).

На следующий день дом уже был готов. И цветы вокруг дома посадили.

Посмотреть на дом Золушки прилетели все птицы.

Птицы: Ах, какой красивый дом! Ах, какой чудесный дом!

Сказочница     :  А новом доме Золушки услышала Баба – Яга. Ей давно не нравилась дружба Золушки и гномов. Потому, что у нее никогда не было, настоящих друзей только была, одна черная ворона. Она позвала Ворону и сказала.

Баба – Яга    :  А давай – ка их поссорим!

Ворона: Как, разве это возможно?

Баба – Яга: Ещё как возможно. Мы сегодня ночью пойдем и сорвем все цветы и подбросим их к дому, где живут   добрые гномы

Ворона: Ну, ты молодец.

Сказочница: Ночью они сорвали все цветы, и подбросили их к дому, где живут гномики. Ну, в этот момент в доме один самый маленький гном не спал, и он все видел.

Сказочница: Утром Золушка проснулась и вышла поливать свои любимые цветы. Но там ее ждала страшная картина. Она очень расстроилась. И пошла к гномам.

Золушка: Откуда у вас мои цветы?

Гномы: Мы не знаем. Мы не трогали твои цветы.

Сказочница: И про эту страшную новость на следующий день узнали все. Маленькому гномику было жалко братьев.

Гном: Мне, конечно, ни   кто не поверит, надо пойти рассказать королю.

Сказочница: И пошел он к Королю.

Гном: Вы слышали последнюю новость?

Король: Слышал.

Гном: Мои братья ни в чем не виноваты. Это все Баба – Яга и ворона. Я ночью не спал и все видел.

Король: И зачем они это сделали?

Гном: Чтобы поссорить нас с Золушкой.

Сказочница: На следующий день Король позвал всех жителей на совет.

Баба – Яга: Здорово мы их рассорили.

Ворона: Да здорово.

(Гномики стоят в углу грустные, подходит к ним Золушка)

Золушка: Не грустите, я не верю, что вы уничтожали мой сад.

Король: Я узнал о страшном преступлении и знаю, кто это сделал.

Баба – Яга и Ворона: Гномики, гномики.

Король: Нет, это не гномики. Пусть кто это сделал сам выйдет сюда и честно признается.

Ворона: это не я, меня Баба – Яга заставила.

Король: Все тайное рано или поздно становится явным. Просите прощения у Золушки и у гномиков.

(Баба   яга, ворона просят прощения у золушки)

Золушка: Я думаю, что они никогда больше никого обежать не будут.

Танец: «Бабка Ёжка» (все вместе)

Золушка: Я испекла пирог, приглашаю всех пить чай с пирогами.

Сказочница: «Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!»

Оказывается, мы с вами путешествовали по   волшебной стране, которая называется - театр. И каждый театр славен своими актёрами. Как вы считаете, в нашем путешествии вы были актёрами? Что вы делали как актёры? (мимика   + жесты   + проговаривание чистоговорок, отвечали на разные вопросы). Поиграли в игру «Как живешь», «Чья работа».

Рефлексия. Вам понравилось путешествие в волшебную страну? Чему мы с вами учились? Что понравилось больше всего? Что было трудным? Что не получалось? Покажите мимикой и жестами, как понравилось вам в театре.

-Все старались, молодцы! Похлопаем, друг другу от души! 


Консультация   для    педагогов.

 «Образ Защитника Отечества в художественной литературе и в изобразительном искусстве»

Тема защиты Отечества в русском искусстве имеет глубокие корни.


За свою долгую историю Россия не раз бывала под властью иноземных захватчиков.
Но каждый раз поднимался народ и освобождал свою землю.
Русские художники, поэты ,музыканты сознавая моральную силу искусства, обладающего особым воздействием на человека, в тяжелые для страны времена создавали произведения, поднимающие дух своего народа, вселяли в него веру в победу.


Защита родной земли - героические страницы истории нашей Родины. Эта

тема и ныне волнует потомков, служит для одних предметом гордости, для

других – неразгаданной загадкой, для третьих грозным предостережением

– «не ходи на Москву!». Вновь и вновь она привлекает к себе внимание

исследователей, оставаясь в числе вечных тем не только для исторической

науки, но и искусства.

Русская история и искусство - неиссякаемый источник богатства и

красоты души русского человека.

Чтобы мы всегда помнили о тех, кто не щадил себя, ради нас, живущих

сегодня. Чтобы мы охраняли и оберегали памятники тех далёких событий.

Ведь памятник – это душа народа, и если он разрушается, значит,

разрушаемся и мы, значит, у нашего народа нет будущего

Храните дом, в котором мы живем,

От разрушений, от огня храните.

Он к прошлому протягивает нити,

Опора наша и надежда – в нем.

В нем нечего бояться перемен –

В движеньи жизнь свой образ проявляет.

Храните дом, в котором мы живем.

Ив. Савельев.


В древнерусском искусстве – в первую очередь в иконе - заступников за Русскую землю олицетворяли Святые Георгий и Дмитрий Солунский, князья Борис и Глеб, Александр Невский.
Образами легендарных богатырей, среди которых наиболее известны Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, полна древнерусская литература.
В изобразительное искусство они вошли с творчеством художников конца XIX – начала XX веков – В. Васнецова, Н. Рериха, М. Врубеля.

В эпоху Российской империи наша страна также не избежала войн – со шведами, турками, французами.
В изобразительном искусстве нашли отражение образы как выдающихся полководцев – Петра Великого, П. А. Румянцева, А. В. Суворова, В. А. Корнилова, так и менее известных героев. В период наполеоновских войн мастера академической школы Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов и другие писали полотна на сюжеты из героического прошлого России.
Особое место в русском искусстве этой эпохи занимают графические и живописные портреты героев Отечественной войны 1812 года О. А. Кипренского.

Две мировые войны, выпавшие на долю России в XX веке, призвали художников вновь обратиться к теме защиты своего народа. А. А. Дейнека, В. А. Серов, Ю. И. Пименов, И. А. Серебряный, В. И. Мухина, В. В. Исаева, В. В. Лишев, Ю. М. Непринцев, Н. Н. Дормидонтов, А. Ф. Пахомов, Г. С. Верейский создавали свои произведения, воодушевленные подвигами соотечественников.
Другие, как, например, П. Д. Корин и М. И. Авилов, обращались к героическим страницам русской истории.

Огромную роль во время Великой Отечественной войны в поднятии боевого духа солдат и всего народа сыграл плакат.
Среди его авторов – участники ленинградского коллектива художников «Боевой карандаш» – И. С. Астапов, В. И. Курдов, Н. Е. Муратов, Н. А. Тырса. Телеграфным агентством Советского Союза выпускались плакаты «Окна ТАСС», в создании которых принимали участие многие художники и поэты – Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), В. В. Лебедев, П. П. Соколов-Скаля. Большую ценность представляют фронтовые рисунки и зарисовки В. А. Ветрогорского, В. А. Власова, И. И. Харкевича и многих других.

И после войны незаживающие раны заставляли художников вновь и вновь возвращаться к военной теме.
Среди авторов самых известных произведений из коллекции Русского музея – Е. Е. Моисеенко, Г. М. Коржев, А. А. Мыльников, Б. М. Неменски

О подвигах защитников Отечества рассказывают не только жития святых воинов, летописи, былины, поэзия, картины   , но и произведения русской музыкальной культуры. Так знаменитый русский композитор С.С.Прокофьев написал музыкальное произведение - кантату «Александр Невский». В нём средствами музыки и поэзии рассказывается история сражения русских людей под предводительством великого князя.
«Вставайте, люди русские,
На смертный бой, последний бой!
На Руси родной, на Руси большой
Не бывать врагу!
Поднимайся, встань,
Мать родная Русь!»
«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — опера М.И.Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Подвиг крестьянина Ивана Сусанина, заведшего вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и погибшего вместе с ними, часто использовали литераторы. В 1815 году в петербургском Большом театре состоялась премьера оперы Катерино Кавоса «Иван Сусанин». Автором либретто был Александр Шаховской. Опера была написана в стиле французской «опера комик» — диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка. В ней Сусанин оставался жив.
Спустя более двух десятков лет за тот же сюжет берётся Глинка, стремившийся создать русскую национальную оперу. По воспоминаниям друзей композитора, ещё в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. Глинка предполагал писать оперу по повести Василия Жуковского «Марьина роща», однако поэт предложил иную тему — тему подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина. 

В суровое время, в годы войны песня стала мощным оружием, неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала отклик в сердцах каждого человека. Сколько их – прекрасных, незабываемых песен! В   них отразились и трагические и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность солдат.

Классическая музыка XIX и XX веков нерасторжима с жизнью народа, его историей. В вокальных произведениях крупной формы: операх «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Война и мир» отражены героические подвиги. Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу, при отображении – тем государственного строительства, политического объединения или героической борьбы с иноземными поработителями.

В инструментальных произведениях воплотились и скорбные переживания, раздумья, и вера в безграничность духовных сил народа, непримиримость, неприятие зла. Благодаря этому нам ближе, понятнее становятся наши предки, которые в жестокой, трагической борьбе сохранили то самое святое, что теперь мы называем Родиной.

Многообразен мир чувств и мыслей, разнообразны исторические события, отображенные в этой музыке, различны средства музыкальной выразительности. Главным всегда оставалось одно: любовь к родной земле, к родному русскому народу.


Таким образом, в русской классической ,литературе ,искусстве музыке представлено много патриотических произведений, раскрывающих образ защитника Отечества с разных сторон  .


Отчет о работе кружка в нетрадиционной технике рисования для детей 3-5 лет «Творчество для малышей»

Подготовила: Воспитатель: Долинская Л.Н.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует

положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх

перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического

воспитания.

Введение

Формирование творческой личности-одна из важных задач

педагогической теории и практики на современном этапе. Еѐ развитие

начинается с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский говорил, что истоки

способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой

мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее

ребѐнок. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому

необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как

можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной

жизни.

Развивая с помощью   взрослых художественно-эстетические способности, ребѐнок создаѐт в рисунке, аппликация новые образы.

Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со

способами создания объекта. Дошкольник в своѐм эстетическом развитии

проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до

создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно -

выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для

его творчества. Чем больше ребѐнок видит, слышит, сопереживает, тем

значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми в течение нескольких лет, я обратила внимание на

результаты диагностического обследования по художественному творчеству.

Дети показывают хорошие результаты по критериям:

• умение штриховать, наносить различные линии цветными

карандашами;

• умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

• умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и

смешивать их;

• умение использовать трафареты и печати при работе;

• умение убирать за собой рабочее место.

Одновременно проявились и некоторые особенности детей:

• неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;

• пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов

и расположении изображения на листе;

• растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;

• умение экспериментировать с изобразительными материалами;

• ожидание чѐткого объяснения педагогом

Знакомого способа рисования;

• проявление фантазии, художественного творчества;

• умение передавать личное отношение к объекту изображения.

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе,

воображения, самостоятельности.

Для решения этой проблемы стала углублѐнно изучать методическую литературу. Для себя чѐтко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание

особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко,

тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребѐнка,

способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с

Помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить

нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные

сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких

техник является универсальность их использования. Технология

их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные техники очень привлекательны для

детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных

фантазий, желаний и самовыражению в целом. 

Работа кружка «Творчество для малышей «направлена на развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

   В начале года мною был разработан перспективный план работы, задачами которого стали:

  1. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
  2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  4. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику пальцев, рук.
  5. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
  6. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.  
  7. Закреплять знания о форме, цвете, величине.

 

 

     Первые занятия кружка показали, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляло детям множество положительных эмоций, раскрывало новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляло своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывало ребенка, позволяло почувствовать краски, их характер, настроение. Эмоциональное состояние детей сохранялось на протяжении всего   периода, дети с волнением ждут следующих занятий. Не заметно для себя дети научились наблюдать, думать, фантазировать.

К концу года дети надеюсь освоят    разные приёмы нетрадиционного рисования. Рисование пальчикамирисование ладошкой, тычок жесткой полусухой кистью, оттиск печатками из   картофеля, капустного листа, листьями, рисование ватными палочками, свечой.

У детей должны сформироваться   изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом. Будет хорошо развита мелкая моторика пальцев рук, воображение, самостоятельность, повысится    творческая активность и уверенность в себе, аккуратность при работе с различными материалами. Дети закрепят   названия цветов, научатся   путём смешивания красок получать другой цвет.

 Подводить итоги работы кружка еще    рано   ,  но можно сделать вывод, что дети за прошедший период  не только познакомились, но и научились владеть различными техниками рисования,  составлять композиции, работать в коллективе. У детей   развились такие психические процессы   как: внимание, мышление, память, речь, воображение.  Все детки знают основные цвета и их оттенки, различают, и называют формы, дифференцируют предметы (изображение) по размеру. У ребят заметно возрос интерес к изобразительному искусству, они стали более уверенными и самостоятельными, более активными в образовательной деятельности. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими      художниками.

                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...