Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности с детьми посещающими логопункт Тема: Составление рассказа по картине «Не боимся мороза».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Вискунова Анастасия Николаевна

Конспект НОД  по развитию речи в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности с детьми посещающими логопункт Тема: Составление рассказа по картине  «Не боимся мороза».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Занятие по развитию речи

в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности с детьми посещающими логопункт

Тема: Составление рассказа по картине

 «Не боимся мороза».

 

Подготовила учитель-логопед:

Вискунова Анастасия Николаевна              

г. Советский

2022 г.

Цель: Обогащение и активизация словаря  детей по теме: «Зима. Зимние забавы»

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Продолжать формировать умение детей составлять рассказ по картине. «Не боимся мы мороза»;  

Связно, последовательно описывать изображение на картине,  отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь,  при описании событий указывать место и время действия;

Продолжать  формировать  представления детей о зиме, её приметах, о зимних забавах;

Активизировать и расширять словарь по теме «Зима.  Зимние забавы»;

Продолжать формировать умение подбирать прилагательные к существительным.         содействовать развитию умения устанавливать причинно-следственные  связи; закрепить умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы;

Коррекционно-развивающие  задачи:

Развивать самоконтроль правильного произношения звуков (упражнение в правильном произношении звуков С,З);

Развивать  общую, пальцевую моторику, координацию речи с движением;

Развивать силу голоса и плавность ротового выдоха;

Развивать  диалогическую  и монологическую речь;

Развивать зрительное внимание при рассматривании картины;

Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать  умение работать в коллективе, внимательно слушать друг друга;

Воспитывать интерес к зимним развлечениям;

Воспитывать желание говорить правильно. 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Виды детской деятельности

Приемы работы

Коммуникативная:

Беседа о зиме, вопросы, ситуативный разговор,  

словесные игры: «Сыпься снег..», «Положим снежные слова в сундучок»;

 составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза».

Двигательная: 

Физкультминутка: «С неба падают снежинки…», дыхательная гимнастика «Сдуй нежинку»

Игровая

      Игра-приветствие «Колокольчик наш поёт»,

      Игра по технологии ТРИЗ «Подзорная труба»

      Игра «Сыпем снег»

      Игра  «Подбери родственников слову снег, зима»,

   

Продуктивная

Игра "Кто о чем говорит?"

Игра "Придумай название картины".

Составление творческих рассказов по картине.

Место проведения: групповое помещение

Количество детей: 8 человек.

Материал и оборудование:  

Демонстрационный - колокольчик, снежный ком,  мольберт, сундучок, магнитная доска, указка, картина «Не боимся мороза», письмо в конверте 15х21 см, волшебная лесенка (30х40 см);

Раздаточный - снежинки для рефлексии, снежинки для выработки воздушной струи;

Предварительная совместная деятельность: наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, беседы о зиме и зимних забавах, разучивании е физминутки «.«С неба падают снежинки…»

Ход НОД:

Приветствие

Логопед: Колокольчик наш поёт,

               На занятие зовёт.

               Колокольчик наш звенит,

              Быть внимательным велит.

Давайте улыбнемся друг другу и скажем такие слова «Не сердись, улыбнись!»  Эту фразу передаем по кругу. Сегодня на занятии гости, поприветствуем их и подарим улыбку.

Беседа (В кругу на ковре)

Логопед:  Скажите, какое сейчас время года?  (Зима)                        

 - Как вы думаете, везде на Земле бывает такая же зима, как у нас в России? (Нет.)

-  Где не бывает такой зимы, как у нас в России? (Не бывает такой зимы, как у нас, в Австралии, в Америке, в Африке.)

Игровая мотивация.

-  Ребята, закройте глаза! Открывайте! Посмотрите, какой волшебный сундучок я обнаружила у входа в вашу группу утром. Давайте посмотрим что там. (Да, давайте)

- К нам в детский сад пришло письмо.

- Как вы думаете, от кого? (Не знаем.) (Здесь что -то написано.)

Показываю письмо, на котором нарисованы пирамиды и написано: «Кому: детям 12 группы «Гусельки». От кого: Египет, город Каир, от Еси и Золы».  

- Так от кого же мы получили письмо? (Мы получили письмо от Ези и Золы.)

- Интересно, что нам написали? Хотите, прочитаю? (Да.)

Читаю письмо.

- «Здравствуйте, дети!  Пишут вам девочки Еси и Зола. Мы живем в Каире. У нас очень жарко. Знаем, что сейчас в России зима. Но мы, к сожалению, никогда не видели русской зимы и снега. Расскажите нам, пожалуйста, о вашей зиме, о снеге, о морозных днях, о детских зимних забавах».

-   Что же нам надо сделать? (Надо рассказать девочкам из Каира о зиме.) (Я думаю, надо послать им письмо с рассказом о зиме.)  

- Что нам может помочь в составлении рассказа? (Я думаю, что в составлении рассказа может помочь картина).

-Верно! Я согласна! В составлении рассказа поможет картина. А  Волшебный сундучок мы оставим открытым на занятии  и все слова и знания  о зиме будем складывать в него. Потом отправим сундучок  и ваши рассказы по картине девочкам в Каир, так они узнают о зиме.  

Беседа (В кругу на ковре)

Ребята, скажите, какая у нас в России зима? (Белая, снежная, долгожданная, морозная, красивая, долгая, весёлая)

Как вы догадались что сейчас зима?  (На деревьях, домах, на земле снег. На улице морозно, холодно. Деревья стоят голые. Я думаю, что сейчас зима, потому что люди тепло одеты. Остались только зимующие птицы). 

Чем покрыта земля зимой? (Снегом, как белым покрывалом).  

 Какое солнце зимой?

Какие стоят деревья?

Теперь предаем снежный ком друг другу и называем, за что вы любите зиму? (Я люблю зиму, потому что можно кататься на санках, ледянках.) (Я люблю зиму, потому что зимой можно лепить снеговика, играть в снежки).

А что бывает только зимой? (снег)

Давайте сложим в волшебный сундучок слова о снеге:

Какой бывает снег? (он бывает легкий, искристый, белый, пушистый, холодный, пушистый, сыпучий колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный) – подношу к каждому сундучок.

Что снег делает? (идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)

Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный, сыпучий. Назовите предметы, вещества похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (Это все есть у мамы на кухне: мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)

Правильно, ребята! Девочки из жарких стран, наверное, про это не знали.

Давайте сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову зима: зимушка, зимний,  зимовье, перезимовать, зимовать, зимующие..

Родственников к слову снег: снежок, снежная, снеговик, снежинка, подснежник, снегурочка, заснеженный, снегокат, снегопад..

 Ребята, давайте посыплем снегом (Перебирают пальчиками, как будто посыпаем снегом). Говорим волшебные слова: Сыпься, сыпься снег, снег. Посыпай всех, всех!!!

Ребята, волшебные снежинки совсем рядом (Берут под стульчиками снежинки). Давайте устроим снежную метель.

Дыхательная гимнастика «Снежная метель»

1.        Сделать полных вдох.

2.        Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3.   С силой выпустить воздух, направляя его на лежащую на ладони снежинку.

Повторить 3-4 раза.

Молодцы ребята!! Метель удалась, давайте положим снежинки в сундучок и передадим девочкам в жаркую страну.

Физминутка «С неба падают снежинки…»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке,

Будем их ловить руками

А потом покажем маме

А вокруг лежат сугробы

Ручки ставим на бочок,

На носочки скок-скок

А затем поприседаем

                        Никогда не замерзаем!

Замечательно! Ребята, пока мы играли со снежинками,  что-то в нашей группе изменилось, появилось! Давайте посмотрим в волшебную подзорную трубу! (На мольберте видят картину « Не боимся мы мороза!»)

  А сейчас пройдём на стульчики, и рассмотрим картину ближе.

(проходят на стульчики к мольберту с картиной)

-Сели ровно, выпрямили спинки, стали наши спинки точно как   тростинки.    Посмотрите на картину. Рассматриваем в тишине картину 10 секунд.

Упражнение в составлении творческого рассказа по сюжетной картине.

- Как вы думаете, эта картина может подойти для составления рассказа о зиме и зимних забавах? (Я думаю, что эта картина подходит для составления рассказа о зиме и зимних забавах.)

- Почему вы так решили? (Я думаю, что на картине нарисована зима).

(Я считаю, что эта картина подходит для составления рассказа о зиме, потому что идет снег, все деревья в снегу. Я считаю, что эта картина подходит для составления рассказа о зиме, потому что девочки тепло одеты). 

Логопед: Как вы думаете, какой  день  изображен на картине? (ясный зимний день).

Логопед: Как вы думаете,  какая погода бывает зимой? (Зимой бывает холодная, морозная погода).

- Предлагаю вам рассказать о том, что вы видите на картине с помощью подзорной трубы. (Игра по технологии ТРИЗ «Подзорная труба» Дидактическая задача: учить детей выделять объекты, изображенные на картине.)

 Сделайте себе подзорную трубу (делают из рук подзорную трубу). Наведите глазок подзорной трубы на один объект на картине и назовите его. Будем говорить по цепочке. (Я вижу девочку в розовом пальто.) (Я вижу девочку в фиолетовом пальто.)( Я вижу девочку в зеленом пальто.) ( Я вижу санки.) (Я вижу плюшевого медведя.) (Я вижу ворону.) (Я вижу ель.) ( Я вижу снежинку.)

- Молодцы! Вы смогли рассмотреть отдельные объекты картины при помощи подзорной трубы.

Логопед: давайте придумаем имена девочкам. (Дети придумывают имена)

Логопед: Как одеты дети? (Дети одеты тепло). 

Логопед: Что делают дети? (Одна девочка катается с горки, а две других и играет со снегом, строят снежный домик).

Логопед: Как вы думаете,  какое настроение у детей? (Детям весело, у них хорошее настроение).

Логопед: А почему у них хорошее настроение? (Им нравится всем вместе играть и кататься на санках, они любят зиму и они дружные ребята).

Игра "Кто о чем говорит?" Дидактическая задача: учить детей составлять диалоги от лица героев.

-О чем разговаривают две девочки? (Маша: "Давай построим домик из снега?" Катя: "Давай!" Маша: "Что у нас будет в домике?" Катя: " Я предлагаю сделать кроватку, стол и кресла".)-Какой интересный диалог!

-О чем думает девочка, которая катится с горки. ("Какой замечательный морозный денек! Сейчас скачусь еще разочек с горки и пойду играть к подружкам".)

- Как ярко и образно! Спасибо!

-Вы меня порадовали Ваши ответы, они получились очень интересные.  

- Дети, зачем мы с вами составляем рассказ по картине? (Мы хотим отправить письмо девочкам из Каира и рассказать им о нашей зиме и зимних забавах.)

- Да, я буду записывать Ваши рассказы по картине. И письмо с вашими рассказами по картине и сундучок отправим девочкам в жаркую страну.

-Придумайте рассказ о том, что изображено на картине. Расскажите, когда это было. Не забудьте сказать, какой был день, описать какая зима, кто чем занимается, какое у детей настроение. Рассказ должен быть интересным, коротким и законченным. Постарайтесь не повторять  рассказы друг друга.

- Кто готов?

Ребенок смотрит на картину и рассказывает. Примерные рассказы детей:

 1 ребенок: Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по - зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки.

2 ребёнок: Однажды зимой выпало много пушистого снега. Подружки Вера, Катя и Маша собрались на прогулку. Они взяли с собой санки и игрушки: лопатки, ведро, медведя. Девочки тепло оделись и вышли во двор. Катя и Маша решили с помощью лопаток построить домик. В доме сделать стол, кресла и диван. Мишка сидит в санках и думает: "Как хорошо зимой на улице! Здорово, что можно покататься с горки. Девочки сейчас мне ее построят!" На рябине присела ворона, в клюве у нее ягодка рябины. Она прислушивается к разговору девочек. Вера катается с горки. Девочки радуются зиме. Счастливые и довольные девочки вернутся домой и расскажут родителям о своей прогулке с подружками.)

Заслушиваются 3 рассказа детей.

- Какие интересные рассказы у вас получились.  Какой рассказ вам понравился и почему? Дети анализируют рассказы. (Мне понравился рассказ Оли, потому что он полный, она рассказала обо всем, в правильном порядке, ее рассказ был плавным, Оля передавала эмоции, использовала красивые слова.)

        Игра "Придумай название картины"

- Ребята, мы с вами потренировались в составлении рассказа по картине.

Вы знаете, что каждая картина имеет своё название. Как, по вашему мнению, можно назвать картину? Объясните свой выбор.

(Я думаю, что картину можно назвать "Девочки на прогулке", так как здесь изображены девочки, которые гуляют.) (Я думаю, что картину можно назвать" Зимняя прогулка", потому что девочки гуляли зимой.)(Я думаю, что картину можно назвать "Зима", потому что на картине изображена зима.). Автор картины назвал её «Не боимся мы мороза!», как вы думаете, почему она так названа автором?

- Интересно! Замечательно! Ребята, какие вы молодцы!  Вы составили очень интересные  рассказы и названия картин. Я думаю, что девочки из Каира когда получит наше письмо,  им станет понятно, что такое зима, зимние забавы. И они захотят приехать к Нам в гости.  

Осмысление (итог).

Что мы сегодня делали? (Мы составляли рассказы по картине для девочек Каира.) (Мы рассказывали о зиме и зимних забавах для девочек из Каира и собирали знания о зиме в волшебный сундучок.)

 Что для вас было самым интересным? (Мне было интересно смотреть в подзорную трубу.) (Мне было интересно придумывать, о чем говорят и думают девочки на картине.) (Мне понравилось размышлять, что было сначала, что потом.)(Мне было интересно составлять рассказы по картине.)

Что для вас было самым трудным и почему? (Мне было трудно составлять рассказы по картине, потому что для меня это еще сложно.) (Мне было трудно придумать, о чем говорят девочки, потому что надо было хорошо подумать.)

- Молодцы! Вы постарались придумать интересные, образные рассказы о нашей зиме и зимних детских забавах. отправим девочкам из Каира сундучок который пополнился знаниями о зиме и письмо с вашими рассказами. Каждый может нарисовать свою зимнюю картину девочкам и положить в сундучок и отправим. Я думаю, что они будут очень довольны. Договорились? (Да, договорились.)

Рефлексия.

Подойдите к лесенке успеха и оцените себя с помощью снежинок. Кому сегодня всё удалось - прикрепите снежинку на верхнюю ступеньку, кому надо еще потренироваться и было много затруднений - на нижнюю.

Дети подходят к мольберту, на котором нарисована лесенка с 2-мя ступеньками и прикрепляют снежинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ по образовательной деятельности ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) в подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности № 7 «Дюймовочка» на тему «Платье для Осени»

Программное содержание: Формировать умения понимать, как композиторы, поэты, художники, используя разные средства выразительности (цвет, композицию, ритм), передают образ осени;Воспитывать у дет...

Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группы по теме: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин".

Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группе. Тема: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин". ОО "Речевое развитие"....

Конспект интегрированного НОД по речевому развитию в средней группе. Тема: Составление рассказа по картине «Не боимся мороза».

Цель: Учить детей составлять небольшой рассказ (из 3-4 предложений), отражающий содержание картины. По плану, предложенному воспитателем, развивать связанную речь, закреплять навык....

НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Составление рассказа по картине «Не боимся мороза»

Согласно ФГОС, решаются следующие задачи развития речи дошкольников: Формирование речевых навыков таким образом, чтобы дети дошкольного возраста свободно общались между собойОбогащ...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «На окне моём, цветочки очень весело живут».

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.Тема: «На окне моём, цветочки очень весело ж...