Центр развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лучший центр развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в группах ДОУ | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.
Ершова Н.К., воспитатель МБДОУ города Иркутска детский сад 44.
Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий. Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т.п. Для развития точной ручной координации важно, чтобы дошкольник постоянно занимался разнообразными видами ручной деятельности. Виды организованной деятельности и их направления, где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики руки: познание коммуникация, художественное творчество, физическая культура
Речевая предметно - пространственная среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Цель построения речевой предметно-пространственной среды
Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики руки и развитие речи у детей. Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.
Развивать тактильную чувствительность рук.
Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
Тренировать тонкие движения пальцев рук.
Развивать память, внимание, терпение и связную речь.
Развивать навыки ручной умелости.
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребёнка;
Обеспечение комфортного состояния ребёнка в проявлении речевых реакций;
Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.
Требования к построению предметно-пространственной речевой среды:
Среда должна быть содержательно-насыщенной, т.е. должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать активность всех воспитанников в разных видах деятельности;
Среда должна быть трансформируемой, что предполагает возможность её изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Среда должна быть полифункциональной, что предполагает возможность использования полифункциональных предметов в разных видах детской активности;
Полифункциональность среды в ДОУ является основной задачей дошкольного образования. Она позволяет педагогу обнаруживать индивидуальность личности ребенка, подбирать средства и методы развития его таланта.
Среда должна быть безопасной, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;
Среда должна быть вариативной, что предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей;
Среда должна быть доступной, что предполагает свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Методы и приёмы:
- Словесный (объяснение и рассказ)
- Наглядный (показ, демонстрация, схемы)
- Практический (совместный показ, рассказ педагога, игра)
Принципы:
- Комплексный подход.
- Системность и последовательность.
- Единство обследования (диагностики) и педагогического процесса.
- Сотрудничество воспитателя и родителей.
- Развитие.
Методика проведения обследования:
- Карта обследования.
- Оформление результатов.
- Обработка данных обследования.
- Определение уровня развития мелкой моторики у детей.
Содержание:
Упражнения, используемые в работе:
- Использование нестандартного оборудования.
- Комплекс элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.
- Комплекс «Пальчиковые игры».
- Комплекс игрового массажа.
- Развитие графической моторики.
Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Значение развития мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста"
Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобра...
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста путем графических упражнений
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста, путем графических упражнений...
Консультация "Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровье - сберегающих технологий."
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через разные виды деятельности...
"Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста"
Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук. Вокруг много взрослых людей, у которых все валится из рук, движения их неуклюжи и сами они неповоротливы. Причины такого явления ...
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста
Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки....
«Формы работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста в группах коррекционной и комбинированной направленности»
Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений рук. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлин...
Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...