"Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бабакова Татьяна Геннадиевна

Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук. Вокруг много взрослых людей, у которых все валится из рук, движения их неуклюжи и сами они неповоротливы. Причины такого явления уходят в раннее детство человека, когда развитию его мелкой моторики не уделялось должного внимания. В современном мире родители все чаще могут услышать от воспитателя детского сада, что у ребенка недостаточно развита мелкая моторика. Некоторое время назад много приходилось делать с помощью рук, сегодня же практически вся детская обувь на липучках, куртки на заклепках и т.д. Это удобно, но это минус для развития мелкой моторики детей. Так происходит, потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга. Жесты – первая форма общения первобытных людей. То есть развитие функций руки и речи шло параллельно. Еще до нашей эры в Китае широко было известно о влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположены множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

/консультация для педагогов/

Подготовила: учитель – логопедC:\Users\XMan\загрузки\картинки\школьник.jpg

 МБДОУ Тацинского детского сада

«Колокольчик»   Бабакова Т.

Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук. Вокруг много взрослых людей, у которых все валится из рук, движения их неуклюжи и сами они неповоротливы. Причины такого явления уходят в раннее детство человека, когда развитию его мелкой моторики не уделялось должного внимания. В современном мире родители все чаще могут услышать от воспитателя детского сада, что у ребенка недостаточно развита мелкая моторика. Некоторое время назад много приходилось делать с помощью рук, сегодня же практически вся детская обувь на липучках, куртки на заклепках и т.д. Это удобно, но это минус для развития мелкой моторики детей. Так происходит, потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга. Жесты – первая форма общения первобытных людей. То есть развитие функций руки и речи шло параллельно. Еще до нашей эры в Китае широко было известно о влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположены множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. И отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. ПавловаВ.П. Бехтерева, показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. В.В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее» [5, 96]. М.М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований, она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает закономерность. Автор также пишет: «говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук». Она также делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. В своей книге М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: «связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук считаем возможным рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи» [2, 22]. Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М.Я. Аксенова, О.С. Бот, Л.С. Рузина, В. Кудрявцева, И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, А.К. Толбанова и др.). Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к шести – семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста - важнейшая задача, которая стоит перед родителями и педагогами.

Моторика - это последовательность движений для выполнения какого-либо действия. Различают крупную и мелкую моторику.

Крупная моторика направлена на изменение положения или передвижение тела в пространстве. Она является основой, на которую накладываются более сложные движения мелкой моторики.

Мелкая моторика - это скоординированная работа нескольких систем организма по осуществлению точных мелких движений кистей, пальцев рук и ног. Какие системы нашего организма задействованы при выполнении этих движений? Это мышечная, костная, нервная, зрительная системы.

Навыки мелкой моторики необходимы человеку постоянно. С этой необходимостью в повседневной жизни мы сталкиваемся когда пишем, рисуем, застегиваем пуговицы, вырезаем и т.д. Конечно, важно обучить всем этим навыкам и приемам ребенка дошкольного возраста из-за этой необходимости. Но огромное значение развитию мелкой моторики мы придаем еще и потому, что приобретение навыков точных движений, тренировки скоординированной работы всех систем, участвующих в этом процессе, активизирует работу мозга.

Развитие мелкой моторики  детей дошкольного возраста способствует более интенсивному развитию речи, мышления, памяти, внимания. При приобретении навыков мелкой моторики активизируется мозговая деятельность в целом. Кроме этого, выполнение заданий для мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует развитию регуляторной сферы ребенка - умению работать по программе, предложенной извне, усидчивости, самостоятельности. При подготовке к школе  важности этих умений ошибочно придается второстепенное значение. Багаж знаний (обученность) важен для первоклассника. Но подготовка к школе этим не должна ограничиваться. Гораздо важнее научить ребенка дошкольного возраста учиться - работать по заданному алгоритму, работать как в коллективе, так и самостоятельно, не терять работоспособность относительно длительное время.

Как развить развивать мелкую моторику рук ? Что для этого нужно делать? Существует много игр, приемов и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, которые проводят педагоги в дошкольных учреждениях, которые можно порекомендовать родителям для домашних занятий, например: - массаж кистей рук; - пальчиковую гимнастику и физкультминутки; - пальчиковые игры: со стихами, скороговорками, со счетными палочками; - пальчиковый театр; - лепку из пластилина и глины; - аппликацию; - конструирование; - работу с бумагой в технике «Оригами»; - рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т.д; - выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание веревочек, вырезание ножницами); - рисование по трафаретам; - дорисовку (по принципу симметрии); - штриховку; - графические диктанты; - лабиринты; - копирование (по точкам, по образцу); - пазлы; - специальные упражнения для подготовки руки к письму. Использование упражнений на развитие мелкой моторики позволяет: - регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей; - совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью; - облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма; - положительно влиять на коррекцию звукопроизношения у детей; - повышать у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Значение развития мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста"

 Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобра...

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста путем графических упражнений

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста, путем графических упражнений...

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста

Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки....

«Формы работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста в группах коррекционной и комбинированной направленности»

     Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений рук. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлин...

Центр развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста

В методической разработке подробно описано, на что стоит обратить внимание при создании развивающего центра мелкой моторики руки у детей, в группах ДОУ....

Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...