«Формы работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста в группах коррекционной и комбинированной направленности»
статья
Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений рук. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих трудах писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, воображение. Развитие мелкой моторики руки также положительно сказывается и на становлении детской речи, уровень ее развития. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Речь ребенка станет более четкой, ритмичной и яркой, если, выполняя упражнения, сопровождать их стихотворными строчками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики рук | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста в группах коррекционной и комбинированной направленности»
Зиновьева Ю.К., методист
СП «Детский сад №3
ГБОУ СОШ №30 г.о. Сызрань»
Исяняева А.Я., учитель-логопед
СП «Детский сад №3
ГБОУ СОШ №30 г.о. Сызрань»
Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений рук. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих трудах писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, воображение. Развитие мелкой моторики руки также положительно сказывается и на становлении детской речи, уровень ее развития. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Речь ребенка станет более четкой, ритмичной и яркой, если, выполняя упражнения, сопровождать их стихотворными строчками. Многие игры требуют участия обеих рук – это даст возможность ребенку «ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы, гибкости. Кроме того, такие игры позволят ребенку раскрепоститься, почувствовать себя уверенным [6].
В нашей дошкольной образовательной организации функционирует 11 групп для детей дошкольного возраста, из которых 3 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 1 группа комбинированной направленности для детей с задержкой психического развития и 7 групп общеразвивающей направленности. С учетом контингента воспитанников, творческой группой нашей ДОО была разработана система работы, направленная на развитие мелкой моторики руки у дошкольников в группах компенсирующей и комбинированной направленности. Разработан перспективный план по развитию мелкой моторики руки дошкольников, подобраны комплексы пальчиковых гимнастик, педагогические технологии, игры, упражнения, которые можно использовать как в организованной образовательной деятельности с участием воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, так и в самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная деятельность дошкольников так же возможна благодаря организованной развивающей предметно-пространственной среде.
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики включаются:
- как часть организованных занятий по различным разделам программы;
- в коррекционный час;
- во время индивидуальной работы;
- при проведении логоритмики, физкультурных занятий;
- во время режимных моментов (физминутки, игропаузы, утренняя гимнастика)
- минутки релаксации, подвижные игры и др;
- как рекомендации родителям для занятий с детьми дома [1].
В нашем дошкольном учреждении используются следующие формы и методы работы, направленные на развитие мелкой моторики руки у дошкольников в группах комбинированной и компенсирующей направленности:
- Массаж (самомассаж) подушечек пальцев, фаланг пальцев, кисти рук.
Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. В игровой форме мы предлагаем представить ребенку, что "мы погреем ручки" после игры в снежки. Сначала мы лепим воображаемый снежок, показывая малышу как нужно сжимать и напрягать пальцы, а затем выполняем массажные движения. Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Ребёнок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течении 1-2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж ведущей руки делается чаще.
Дети выполняют двигательные упражнения с пальцами с предметами и без предметов. Задания превращаются в занимательные игры: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники», «пальчики-зверушки» и др[3].
- Традиционные пальчиковые игры
Дети с удовольствием выполняют следующие упражнения:
- «Шарик»
Я надул упругий шарик,
укусил его комарик,
Лопнул шарик - не беда,
Новый шар надую я.
- «Ёжик» исходное положение : поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.
- «Лесенка»
Я иду по лесенке
и пою я песенки
- «Пальчики ложатся спать»
«Этот пальчик хочет спать
этот пальчик –прыг в кровать
этот пальчик –прикорнул
этот пальчик уж заснул
Ну а этот долго спал,
а потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура!
Нам гулять уже пора!
Когда простые упражнения для пальчиковой гимнастики отработаны, сначала одной рукой, потом двумя руками одновременно начинаем выполнять гимнастику, где повторяется серия движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
- «Елочка»
Перед нами елочка (Дети выполняют упражнение «Ёлочка»)
Шишечки иголочки (Сжимают кулачки, выставляют вперед указательные пальчики)
Шарики, фонарики (Упражнение «шарик», поднимают руки и поворачивают ладони , расставив пальчики)
зайчики и свечки (Упражнение «Зайчик»)
звезды ,человечки (Ставят кулачки друг на друга) [4].
- Пальчиковые игры с палочками.
- развивают ловкость пальцев;
-развивают зрительно-моторные координации;
- знакомят с геометрическими фигурами, развивают представление о симметрии;
Сначала выкладываем фигуры, допустим, указательным и большим пальцами, затем указательными пальчиками, большим и средним.
Рекомендуем фигуры для построения: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, «Ежик», «Грибок», «Мороженное», «Стрекоза», «Жираф», «Цветы», «Дом», «Змей» и др.
В свободное от занятий время дети используют игру "Соломенное королевство". Эта игра закрепляет знания детей о геометрических фигурах и помогает в развитии творческого мышления, связной речи детей с ТНР и задержкой психического развития, позволяет детям научиться работать в команде. Один из детей показывает пальчиками геометрические фигуры, описывает ее (три угла, стороны одинаковы), а остальные участники игры выкладывают их из палочек [3].
Выкладывание фигур по образцу с проговаривание стихов:
В пустыне.
Черепашка в пустыне, скучая,
Пьет за чашкою чашку чая
И не может остановиться —
Очень трудно в пустыне напиться.
Коровка.
В руке палочки держу.
С ними я сейчас дружу.
Если есть в руках сноровка,
То получится коровка.
- Игры с прищепками.
Игры с прищепками нацелены на проявление творчества и самостоятельности у дошкольников с ОВЗ, направлены на развитие мелкой моторики руки с речевым сопровождением, для расширения активизации словаря по различным лексическим темам. Педагог читает стихотворение, ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает и закрывает» прищепки, имитируя тем самым, диалог стихотворных персонажей.
«Кошка и котенок»
-Мяу, мяу
где мой крошка?
-Кто мяукает так?
-Кошка
А котенок ей в ответ:
-Мяу, мама, где обед?
Довольно часто дошкольники с задержкой психического развития испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Плохо ориентируются как в схеме собственного тела, так и на плоскости. При ознакомлении со схемой собственного тела, эффективно использование прищепок в качестве материальной «опоры», обозначающей такие абстрактные понятия как «право» - «лево». Каждому ребенку предлагается яркая прищепка, которая прикрепляется к правому рукаву одежды.
У тебя на руке огонек горит-
это правая рука он нам говорит
Так же игры с прищепками можно использовать при автоматизации звуков в стихотворных текстах диалогах [].
Двое детей, имеющие сходный речевой дефект, проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают, каждый свою прищепку (или один ребенок выступает за двух персонажей, задействуя обе руки) таким образом, прищепки превращаются в различных героев- участников «разговора». Подобные упражнения используем на этапе введения поставленного звука в речь ребенка, поскольку данный вид деятельности не только вносит разнообразие в занятие, но и действенно автоматизирует навык употребления звука.
Автоматизация звука «Ц»
Кузнец
-Эй, кузнец-молодец,
расковался жеребец.
Ты подкуй его опять
-Отчего не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова
Раз, два - и готово!
- Су-джок терапии
Применяется в сочетании с коррекционно-логопедической и оздоровительной работой. Су-джок прост, эффективен и универсален. Его могут использовать и педагоги, и родители в домашних условиях. Массажный шарик использую в работе логопеда при автоматизации звуков, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики
- Автоматизация звука Ш
Этот малыш-Илюша (большой пальчик)
Этот малыш Ванюша (указательный)
Этот малыш-Алеша (средний)
Этот малыш-Антоша(безымянный)
А меньшого малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец)
- Дети выполняют инструкцию взрослого:
Надень колечко на мизинец правой руки и т.д.
Возьми массажер в правую руку, спрячь за спину.
- Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его пальчик, ребенок должен угадать на каком пальчике кольцо.
Также используем массажные шарики трех цветов (красный, синий, зеленый) для характеристики звуков при звуковом анализе слогов и слов [2].
С детьми групп комбинированной и компенсирующей направленности мы используем пальчиковую ассоциативную азбуку при изучении букв [5]:
- Раскладываем буквы по ячейкам деревянного алфавита;
- Выкладываем буквы из круп;
- Выполняем упражнение «Волшебная нитка» - наматываем на картонную цифру и букву цветную шерстяную нитку.
- Упражнения с пуговицами
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о величине и форме предметов, развитие самостоятельности, творчества:
- выложить из пуговиц буквы, слоги, слова (по памяти или по образцу),
- классифицировать пуговицы по различным признакам: величине, цвету, форме,
- нанизывать пуговицы на леску,
- застёгивать пуговицы на собственной одежде и одежде своих друзей.
- Камешки Марблс
Интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний, что важно для детей с задержкой психического развития. Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 2-3 человек) или индивидуально. Так же дети очень любят играть с ними в свободной деятельности [].
- «Собери по образцу». Предлагается картинка — образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
- «Заполни картинку камушками»
- «Волшебный мешочек».
Ребёнок опускает руку в мешочек, называет какой камушек он нашел (круглый, квадратный; большой или маленький) или находить заданный ему камушек.
- «Продолжи ряд» (педагог предлагает образец разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок).
- «Лабиринты»
К числу достоинств используемых игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем, позволяя проявлять творчество, самостоятельность.
В своей работе мы учитываем, что уровень развития моторики у всех детей разный, поэтому задания и упражнения подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Главное - проявлять терпение, систематические занятия с детьми помогают пальчикам постепенно стать более ловкими и подвижными, а движениям – точными и слаженными. Что в свою очередь будет надёжным фундаментом для общего развития ребёнка.
Литература
1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
2.Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
3.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Новиковская О. А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников; АСТ, Сова, ВКТ - Москва, 2011. - 585 c.
5. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников; Детство-Пресс - Москва, 2011. – 385 c.
6. Фомина Л. В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки; Академия Развития, 2007. - 112 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Значение развития мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста"
Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобра...
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста путем графических упражнений
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста, путем графических упражнений...
Консультация "Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровье - сберегающих технологий."
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через разные виды деятельности...
"Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста"
Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук. Вокруг много взрослых людей, у которых все валится из рук, движения их неуклюжи и сами они неповоротливы. Причины такого явления ...
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста
Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки....
Центр развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста
В методической разработке подробно описано, на что стоит обратить внимание при создании развивающего центра мелкой моторики руки у детей, в группах ДОУ....
Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...