Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_melkoy_motoriki.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация:
Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием
здоровьесберегающих технологий.
Мы живем в очень динамичное время. Мир и информационное пространство настолько сильно и стремительно развиваются, что это стало заметно даже детям. Скорость развития технологий, увеличение потока информации, постоянная занятость родителей заставляет их форсировать события. Ребенку дошкольного возраста доступны компьютер, ноутбук и другие блага современности. Они хорошо прослеживают причинно-следственные связи отношений между людьми, сюжеты фильмов или сериалов. Взгляды детей во многом шире, но вместе с тем могут быть несамостоятельными в самых простых вещах: завязать шнурки, правильно держать ложку или карандаш, найти одежду и др.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Начиная работать с детьми, наблюдая за ними в ходе образовательного процесса, в самостоятельной деятельности, мы обращаем внимание на то, что у большинства детей в группе слабо развита моторика рук (плохо разминают пластилин, некоторые неправильно держат карандаш, нажим во время рисования слабый и др., правда они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки. Ориентируясь на то, что одним из целевых ориентиров ФГОС ДО является овладение речью и развитие мелкой и крупной моторики рук, нужно использовать здоровьесберегающие технологии.
Согласна с тем, что проблема развития моторики не нова, но остается по-прежнему актуальной. Как писал В. А. Сухомлинский «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Учитывая важность этой проблемы, я начала эту работу задолго до поступления детей в школу.
Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже со второй недели жизни ребенка можно начинать работу с кистями рук. Самое легкое упражнение – легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово ребенка. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.
1. Пальчиковые игры — это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами.
• Пальчиковую гимнастику со стихотворным сопровождением (стихи, потешки) : в процессе игры дети массируют пальцы, ладони, упражняются в умении ими двигать вместе или отдельно, а проговаривание стишков и потешек развивает речь и обогащает словарный запас.
• Пальчиковые шаги. Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты.
• Фигурки из счётных палочек. В группе имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети выполняют из них различные фигурки. Игра сопровождается стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие.
• Шнуровки. Игры с ними развиваю глазомер, внимание, укрепляют пальцы и всю кисть руки (мелкая моторика, развивают пространственное ориентирование и к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Наряду с магазинными образцами игр-шнуровок я использую самодельные образцы. Ещё я обратила внимание на другой вид работы со шнурками - это плетение. Дело в том, что плетение - очень увлекательный процесс, способствующий развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, чувства ритма, развивает глазомер и координацию движения пальцев.
- Перебирать крупные деревянные бусы, чётки. Собирать, складывать пирамидки. Застёгивать пуговицы, завязывать, развязывать узлы.
2. Самомассаж
Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами, например: Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат?».
Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, скороговорок и чистоговорок. Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребенку предлагают для нанизывания на веревочку бусины с дырочкам разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз–рука».
3. Комплекс "Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики"
Занятия творчеством имеют важное значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.
- Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными. Это такие приемы, как катание шариков из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему рекомендуется не переходить. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
• Ниткография. Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". Как показывает практика, для детей занятия ниткографией становятся более увлекательными, если я их сочетаю с рассказом, сказкой, загадкой. Я прошу их изобразить героев сказки или ответ на загадку.
• Рисование нетрадиционными техниками и приемами: примакивание пальчиками, поочередное прикладывание ладони и пальцев, оттиск паролоном или печатками помогают выработать умение нажимать на инструменты с различным нажимом, добиваясь нужного оттенка цвета, а также развивать ручную умелость и воображение.
• Конструирование. Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами. Развивающий потенциал оригами очень велик. Думаю, что нет особой необходимости рекламировать это древнее искусство, притягательная сила которого способна пробудить детское воображение, память, пространственное мышление, развитие мелкой моторики пальцев. Оживляет плоский и ровный лист, превращая его в цветы, животных, птиц. Тематика оригами очень разнообразна и идёт методом от простого к сложному.
• Аппликация. При работе с бумагой, ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают не мало практических навыков и умений.
4. Комплекс "Развитие графической моторики"
Большое значение для развития мелкой моторики имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Рисование по трафарету, фигурным линейкам штриховка разных фигур по заданным направлениям приучает ребенка действовать по предлагаемому образцу, что развивает произвольность, столь необходимую для успешного обучения в школе. Проводя линии, подсказываемые трафаретом, малыш учится правильно держать в руках ручку и карандаш, развивает и тренирует мелкую моторику рук, готовят свою ладошку к письму.
5. Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов, первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. Криотерапия проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-2 дня в течение месяца. Продолжительность игр со льдом следует постепенно увеличивать с 5 секунд до минуты.
Все эти виды деятельности по развитию мелкой моторике пальцев позволяет ребенку развивать речь, мышление, память.
Определив одно из основных направлений в работе, мы стараемся найти пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук, и конечно же отвечающая требованиям ФГОС ДО.
В группе создаю условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры, пособия для этого вида деятельности.
В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки, каштаны.
На стене развешаны шнурки, из которых можно плести косички и закрепить их бантиками. В доступности находятся молнии.
В зоне изодеятельности «Мастерская художника»: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.
В учебной зоне: счётные палочки, тетради с карандашами.
В театральной зоне: пальчиковый театр.
Ни одна игра, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут моя задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и, конечно, быть терпеливыми и спокойными. Любое, пусть даже не очень значительное, достижение моих воспитанников положительно оценивается, что дает положительный эмоциональный отклик.
От того как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Чем искусней ребенок работает руками, тем он умнее, изобретательнее. Ведь кончики пальцев – это неиссякаемый источник творческой мысли, «питания» человеческого мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровье - сберегающих технологий."
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через разные виды деятельности...
«Формы работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста в группах коррекционной и комбинированной направленности»
Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений рук. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлин...
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Система работы по развитию мелкой моторики руку детей дошкольного возраста....
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельнос...
Консультация для родителей: "Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий"
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через разные виды деятельности...
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Актуальность темы: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образ...
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста
laquo;Что такое мелкая моторикаи почему ее так важно развивать». Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкая ...