Нод по развитию речи "Запутанные сказки"
план-конспект занятия по развитию речи

Снежана Сергеевна Радченко

Развитие речи. Карты Проппа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx136.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Запутанные сказки».

Цель: совершенствование речи детей по средствам использования карточек Проппа.

Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.;

- формировать умение грамотно излагать своё мнение.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, логическое мышление;
- развивать воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к сказкам; чувство дружбы;
- совершенствование коммуникативные качества;
- воспитывать любознательность.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, отгадывание сказок.
Материалы и оборудование: сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, картинки с изображение времен года, замки, карты Проппа, смайлики.

Ход образовательной деятельности.

1. Орг. момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей) Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов. Как их назвать? (комплименты).
Игра «Комплименты»
Воспитатель: - Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг.
(Дети, передавая игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты)
Ребята, что теперь стало с нашим настроением?
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
На телефон пришло сообщение. Дети вместе с воспитателем прослушивают его.
«Дорогие ребята! Волшебница-путаница проникла в нашу страну и принесла нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Она все сказки у нас перепутала, и мы не знаем, как нам избавиться от её чар…».
Воспитатель: - Ребята, поможем сказкам?

А на чём мы можем туда отправиться? (на поезде, на самолёте и т.д.) Страна у нас сказочная, ну и транспорт должен быть сказочный. Какой? (ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако)
- А вот и ковер-самолет. Садитесь на ковер-самолет, он донесет нас в страну сказок.
3. Поисковый этап
Воспитатель:
 Звучит сказочная музыка
Воспитатель: - Вот мы и прибыли (дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок).

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2020/7/26053_5f7dd860719fcb7362f104d1f6c99b03.jpg


- Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах что? Как же быть, что делать?

А как открыть? (ответы детей).
- А может нам 
пальчиковая гимнастика «Замок» поможет?
На дверях висит замок (пальцы в "замок")
Да никто открыть не мог!
Мы замком постучали, (постучать об стол или коленки)
Мы замок повертели, (круговые движения "замочком")
Мы замок покрутили –
И замок мы открыли! (показать ладошки)
- Замков в этой стране я вижу очень много. Как вы думаете, что спрятано за этими замками? (ответы детей)

1 замок
Загадка:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
В какой сказке мы оказались? (12 месяцев)

Воспитатель: - Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку. (Дети расставляют картинки-символы).https://kladraz.ru/upload/blogs2/2020/7/26053_1327bf64c3cd203a2826b86d7e685693.jpg


Какое сейчас время года? Какое было до зимы? Какое будет после зимы? Какое между летом и зимой? А названия зимних месяцев вы знаете? Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.
- С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся.
2 замок
Игра «Назови животного»
(Появляется картинка с частями тела животных)
Воспитатель: - Ребята, вы узнаете эту сказку? Волшебница-путаница и здесь побывала и всех животных заколдовала. Посмотрите, что с ними стало. Как же нам их расколдовать?
(Назвать что изображено на картинке)
Хвост лисы (чей?) лисий – на доску прикрепляется лиса.
Уши зайца (чьи?)заячьи – заяц.
Гребешок петуха (чей?) петушиный – петух.
Морда собаки (чья?) собачья – собаки.
Лапы медведя (чьи?)медвежьи – медведь.

-Из какой сказки эти герои? («Заюшкина избушка»)
(Появляется картинка с расколдованными героями)
3 замок
Игра «Назови сказки»
Воспитатель: - Во многих русских народных сказках есть волшебные предметы, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предметы? А тут в мешке – волшебный клубок. - Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок)
- Ой, ребята, волшебница-путаница и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? (ответы детей).

Только чтобы он стал снова сказочным – делаем один моток, а вы при этом называем русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
4 замок
Дидактическая игра «Сказочный сундук»
В
ынимайте предметы из сказки, и отгадывайте из какой он сказки.

Золотой ключик – «Приключения Буратино».

Туфелька – «Золушка».

Яйцо – «Курочка Ряба».

Яблоко – «Гуси-лебеди».

Цветок – «Цветик - семицветик».

Лук и стрела – «Царевна – лягушка».

5 замок

Карты Проппа.

Воспитатель: что это ребята? (Это карты Проппа). Что это значит? (составить свою сказку). Разбиваемся на 2 команды, с помощью палочек, и составляем свою сказку. (по очереди ребята рассказывают свои сказки у доски).

Воспитатель: - Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад.
- Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.

Воспитатель: Где мы были? Что делали? Кому мы помогали?.

5. Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: - Вам понравилось путешествие? Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА СКАЗКА «

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТ...

Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию «Праздник сказки». Викторина по сказкам.

Данная образовательная деятельность   направлена на закрепление прочитанных сказок,  представления  детей о сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с ...

Конспект по развитию речи "Сказка за сказкой"

Продолжать способствовать формированию интереса к литературным произведениям....

Занятие по развитию речи Сказка Д. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка»

Развитие речи. Старшая группа .Сказка Джанни Родари "Большая морковка" сопоставительный анализ с русской народной сказкой "Репка"Задачи:  - учить чувствовать и понимать сходст...

ООД Речевое развитие "Русские сказки (мини- викторина). Чтение сказки "Петушок и бобовое зернышко" 29.03.2021

Мини-викторина па русским сказкам и чтение сказки про петушка , который подавился бобовым зернышком....