КОНСПЕКТ НОД по реализации образовательной области «Ознакомление с художественной литературой» в средней группе. Рассказ Н. Д. Калининой «Про снежный колобок»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Нургалеева Юлия Александровна

Познакомить с рассказом Н. Калининой «Про снежный колобок». Перед началом занятия дети просматривают отрывок мультфильма про Олафа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_snezhnyy_kolobok_konspekt.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №395

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной интегрированной деятельности по реализации образовательной области «Ознакомление с художественной литературой» в средней группе.  

Рассказ Н. Д. Калининой  «Про снежный колобок»

Нургалеева Юлия Александровна

воспитатель

                                                                                         

г. Челябинск, 2021

Цель:  познакомить с рассказом Н. Калининой «Про снежный колобок»

 Задачи:

образовательные: приучать детей правильно воспринимать и понимать его содержание художественного произведения, обогащать словарь детей  относительными прилагательными;

развивающие: развивать речь, память, внимание детей, развивать мыслительные процессы через решение проблемных ситуаций;

воспитательная: воспитывать интерес к книгам, через зачитывание понравившихся отрывков из рассказа, тем самым помогая становлению личностного отношения к произведению и его героям.

Словарная работа:

- активизация: снежный, пластмассовый, резиновый, деревянный, бумажный,

- обогащение словаря: угольки, мучной.

Предварительная работа: Беседы, загадывание загадок о зиме, о зимних забавах, рассматривание иллюстраций, чтение русской народной сказки «Колобок»

Материалы и оборудование: клубок белых ниток, мультимедийное оборудование, видеоматериал «Зимние забавы», колобок, вылепленный из снега с глазками  - угольками и палочками вместо ротика и носика, волшебная книга, книга          Н. Калининой «Про снежный колобок»; материал для художественно - творческой деятельности: соленое тесто в контейнере, дощечки для лепки, черные бусинки, палочки, большая тарелка с салфеткой  с русско – народным орнаментом; тряпичная сумка для воспитателя с ремешком через плечо.

 Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей путем вовлечения в общую беседу.

Ход:

1.Организационный момент.  Дети входят в зал, держась за ниточку.  Впереди идет,  разматывая  клубок ниток, воспитатель и  напевает песенку.  Образует полукруг недалеко от экрана. Через плечо у воспитателя висит небольшая сумка, в которой лежит заранее приготовленный снежный колобок.

Воспитатель:

Какой замечательный клубок, как здорово он нас всех подружил. Положу - ка я его  в сумку, может быть, еще  пригодится  (к детям).  Доброе утро, нежные, добрые девочки! Доброе утро сильные, смелые мальчики! За руки возьмемся и весело друг другу улыбнемся!  Я очень рада вас видеть, надеюсь, мы с вами весело и плодотворно проведем время!

2. Ход  НОД:

Воспитатель: Ребята, а вы умеете отгадывать загадки, тогда отгадайте мою загадку:

Наступили холода,

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто знает, кто скажет,

Когда это бывает?

Дети: Зимой!

Воспитатель: Молодцы, и вправду умеете отгадывать загадки! Ребята, а вам нравиться зима? А чем?  (ответы детей) А как я люблю зиму! Мне так нравится гулять по снежным улицам, наблюдать, как падают снежинки, слышать, как хрустит снег под ногами. Зима очень веселое время года, зимой всегда ждешь появления какого – нибудь чуда!

Звучит музыка зимы, воспитатель взмахом руки обращает внимание детей на экран, включает видеоролик «Снеговик».

В конце воспитатель незаметно достает из сумки, надетой через плечо, снежный колобок, проходит к центру экрана, протягивает руки,  звучит звук, характерный для падения в мультиках, оборачивается к детям, показывает детям снежный колобок.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, я его поймала! (ответы детей)

Дети  трогают колобок, отмечают характерные признаки снега.

Воспитатель:  Может быть, это снеговик? (ответы). Нет… Может быть, это снежок?  А почему тогда у него есть глаза и рот?  (ответы детей)

Воспитатель: Что же это за  снежок такой? Как же узнать о нем что – нибудь?   (думает) Вспомнила! Ребята у меня есть такая волшебная книга, в которой есть ответы на все вопросы. Может быть, и на этот найдем ответ. Заглянем в нее?

Дети вместе с воспитателем подходят к книге,  воспитатель обращает внимание на ее оформление. Воспитатель кладет колобок на стол, берет в руки книгу. Предлагает детям присесть, открывает, начинает искать ответ.

- Ребята, посмотрите, какая она большая, в ней мы точно должны найти ответ (начинает просматривать страницы). Снег… не то, снежок… нет, не то, а вот -  нашла!  Колобок! Ребята, а можно сказать, что это колобок? Круглый, как колобок, есть глаза, нос и рот. Только сделан он из снега, значит, какой он? (снежный) Про него даже написала рассказ детская писательница Наталья Калинина, он так и называется «Про снежный колобок». Послушайте, я вам сейчас его прочитаю.

 Воспитатель читает рассказ:

Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки - сделал рот и нос. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.

            Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое?

 Открыли дверку, посмотрели, а там из кармана – кап – кап – кап – вода капает.

 Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.

 Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

 А колобок где?

Воспитатель, обращаясь к детям:

- А как вы думаете,  где колобок? (растаял, украли, убежал)

- А как вы догадались? (в кармане остались угольки и палочки, около шкафчика была лужа, был мокрый карман.

      - А вы, ребята помните, как лепил снежного колобка Алеша? ( «Алеша слепил снежный колобок.  Нашел угольки – сделал глаза;  нашел палочки - сделал рот и нос».)

-  Ребята, а кто-нибудь знает, что такое угольки? (ответы детей) Ребята, уголь – это вид топлива, который используют для отопления, чтобы в доме стало тепло и уютно. Он бывает древесный и каменный.  А угольки – это маленькие кусочки, отколовшиеся от большого куска.

- Вот слепил Алеша колобок, хороший он получился, красивый, оставил мальчик его на скамейке и пошел в детский садик? (нет, взял с собой, положил в карман)

- А почему он взял его с собой?  (Жалко оставлять)

      - Ребята, посмотрите, а наш колобок? Почему – то не растаял… А почему?  (потому что прошло совсем немного времени)

- Да, верно, ребята, но пройдет немного времени и он тоже растает, потому что снег в тепле тает. А пока он с нами, давайте с ним поиграем!

Воспитатель предлагает всем встать, взяться за руки и образовать круг.

Колобок, колобок, ты такой хороший, колобок, колобок, хлопай нам в ладоши!

(идут по кругу, взявшись за руки)

Будем мы как мячики прыгать и скакать, вот так вот, вот так вот, повтори опять.

(прыгают, затем ритмично хлопают в ладоши поочередно у каждого уха)

Колобок, колобок, ты такой хороший, колобок, колобок, хлопай нам в ладоши!

(идут по кругу, взявшись за руки)

Будем мы как куколки дружно приседать, вот так вот, вот так вот, повтори опять!

(делаю пружинку, затем ритмично хлопают поочередно у каждого уха)

Колобок, колобок, ты такой хороший, колобок, колобок, хлопай нам в ладоши!

(идут по кругу, взявшись за руки)

Будем мы как клоуны в цирке выступать, вот так вот, вот так вот, повтори опять!

(дразнятся, затем ритмично хлопают поочередно у каждого уха)

 После физкультминутки:

Ребята, как здорово мы с вами повеселились. А Алеша - то грустит, ни как он не ожидал, что от его колобка останутся только угольки и палочки. А из каких материалов можно сделать колобка, чтобы он не растаял? (из дерева, из резины, бумаги, резины) Давайте с вами подумаем, колобок из снега – снежный колобок,

- из дерева? – … (деревянный);

- из пластмассы - … (пластмассовый);

-из бумаги - … (бумажный);

 - из резины - …(резиновый);

Ребята, а в русской народной сказке колобок из чего был сделан?  (из теста, из муки) Значит он какой?  (мучной). А может быть, и мы слепим колобка из теста для Алеши, тогда он точно не растает.

Дети проходят к рабочим столам, где лежат заранее заготовленное тесто на каждого ребенка, бусинки черного цвета, цветные палочки. Дети разбирают, начинают лепить, воспитатель лепит вместе с ними, демонстрируя приемы лепки. Напевает песенку про колобка, отмечает необычность работ детей, акцентирует внимание на цвете бусинок, напоминает, что глазки у Алешиного колобка были из угля. Предлагает закончить композицию «зима», выбрав для своего колобка место.

3. Заключение (рефлексия)

Воспитатель: Какие ребята у вас замечательные колобки получились, какие вы молодцы. Мы столько сегодня с вами успели сделать. Весело вам было? Да, мы так весело поиграли  со снежным колобком! Интересно вам было? Прочитали интересный рассказ  «Про снежный колобок», а что вам запомнилось больше? теперь – то вы уж с вами точно не произойдет такая ситуация как с Алешей, вы – то знаете, что снег в тепле тает! А на память о нашей встрече с вами остаются колобки, которые вы слепили из теста, они точно не растают!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Чтение рассказа И. Смольникова «Что принёс?» Д/и «Кто заботится о нас?».

Учить правильно выстраивать предложения, отвечая на вопросы.Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам, взаимоуважению, заботе друг о друге.Развивать интер...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в средней группе "Рассказывание сказки "Пых".

План-конспект предназначен для закрепления представлений детей о народной сказке, ознакомления детей средней группы с русской народной сказкой и развития навыков связной речи. Применяется настольный т...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе. Рассказывание по картине «Птичья столовая».

Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Кто как готовится к зиме». Данный материал подходит для возрастной...

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы в средней группе Тема: «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»».

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы в средней группе Тема: «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»». Цель: познакомить детей с произведением Николая Носова «Жив...

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ознакомление с художественной литературой», «Художественно-эстетическое развитие (лепка) и «Конструирование» в старшей группе по сказке В. Г. Сутеева «Яблоко».

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ознакомление с художественной литературой», «Художественно-эстетическое развитие (лепка) и «Конструиро...