Самообразование по теме «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании речи дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
- Тема самообразования «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании речи дошкольников».
- Работа начата: 16 сентября 2019г.
- Работа окончена в мае 2020 года.
Цель: исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников.
Задачи:
- изучить особенности развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;
- исследовать эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_rol_s_r_igr_dlya_razvitiya_rechi_.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Планирование самообразовательной работы
Индивидуальный план самообразования на 2019-2020 учебный год
Воспитателя
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №99 «Изумрудный город»
Яралян Евы Врежовны
Образование:
2002-2007г.г. Саратовский государственный социально- экономический университет, специальность «Финансы и кредит»;
2015г. – НОУ ДПО «БИППиПК» филиал г. Саратов, диплом переподготовки Воспитателя (Педагогика и психология. Воспитательная работа).
Самообразовательная работа над темой:
- Тема самообразования «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании речи дошкольников».
- Работа начата: 16 сентября 2019г.
- Работа окончена в мае 2020 года.
Цель: исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников.
Задачи:
- изучить особенности развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;
- исследовать эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития речи дошкольников.
Этапы реализации
Подготовительный (сбор информации по проблеме).
Организационно-диагностический
Результативный
Методы и формы работы:
- Метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.)
- Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
- Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для осуществления сюжетно-ролевой игры)
- Эвристический (развитие находчивости и активности)
- Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
- Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)
Предполагаемые итоги реализации:
- Повышение уровня мотивации к сюжетно-ролевым играм.
- Презентация, картотека сюжетно-ролевых игр
- Обобщение и распространение опыта.
Основные вопросы, намеченные для изучения.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать общую характеристику содержания понятия «сюжетно-ролевая игра»
3. Исследовать эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития речи дошкольников.
4. Разработать презентацию «Сюжетно-ролевые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
5. Разработать картотеку сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы.
Литература по теме:
- Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников - М.: Академия, 2010. - 160 с.
- Бородич, A.M. Методика развития речи детей - М.: Просвещение, 2008. - 255 с.
- Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: Просвещение, 2012. -128 с.
- Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 251с.
- Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
- Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. – 208с.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2019 /2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этапы самообразования | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечания |
Подготовительный (сбор информации по проблеме) | Содержание: 1. Подготовка материала и оборудования, картинок по теме. 3. Разработка систем занятий. 4. Подбор познавательной и художественной литературы. 5. Подбор и изготовление материала для осуществления продуктивной деятельности. | В течение учебного года | |
Основной ОО | 1. Обыгрывание сюжета любимого мультфильма. Цель: развивать умение составлять словесные описания по восприятию мультфильма. 2. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Игровые ситуации:
Предварительная работа: 1.Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. 2. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др. 3. Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду». Показ сценок на темы «Наша жизнь в детском саду». 3. Сюжетно-ролевая игра «Семья» Цель и задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь Игровые проблемные ситуации:
Предварительная работа: 1. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. 2. Рассматривание семейных фотографий. 3. Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». 4. Сюжетно – ролевая игра «Школа» Цель и задачи: Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают и др. 5. Сюжетно – ролевая игра «Библиотека» Цель и задачи: показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение. Игровые действия:
Предварительная работа:
6. Сюжетно – ролевая игра «Больница» Цель и задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Игровые действия:
Предварительная работа:
7. Сюжетно – ролевая игра «Магазин» Цель и задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения. Игровые действия:
Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Книги», «Спорттовары». Предварительная работа:
8. Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты» Цель и задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу. Роли: парикмахер, мастер маникюра, мастер косметического кабинета, кассир, уборщица, клиенты. Игровые действия:
Предварительная работа:
Игровой материал: зеркало, набор расчесок, ножницы, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, халаты, полотенца и пр. 9. Импровизация ЦИРК! ЦИРК! ЦИРК! Цель и задачи: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках. Предварительная работа:
10. Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные разведчики» Цель и задачи: развить тематику военизированных игр, учить детей быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты». Игровые действия:
11. Сюжетно – ролевая игра «Космонавты» Цель и задачи: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет». МОНИТОРИНГ Мониторинг достижений детей по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников», осуществляется по следующим критериям и показателям: ПОКАЗАТЕЛИ:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования речи у детей старшего дошкольного возраста
Статья для воспитателей...
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи дошкольников.
В статье рассматривается значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи дошкольников....
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.
Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...
Сюжетно- ролевая игра как средство развитие речи дошкольников
из опыта работы...
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников»
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...
Сюжетно – ролевая игра как средство формирования у дошкольников основ безопасного поведения в окружающем мире
Сюжетно - ролевая игра как средство формирования у дошкольников основ безопасного поведения в окружающем мире...
Использование сюжетно-ролевой игровой деятельности в формировании интереса дошкольников к профессиям
В данной статье рассматривается вариант проведения инновационной деятельности в рамках детского сада. В данном случае успешно реализован первый этап с использованием сюжетно-ролевой игровой деятельнос...