Сюжетно-ролевая игра как средство формирования речи у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Прежде чем говорить о том, как будет оцениваться качество образования, надо разобраться в том, что это и зачем его оценивать. Обратимся к словарям, чтобы определить содержание двух терминов: образование и качество.
Образование – это деятельность, осуществляемая на основе содержательного взаимодействия людей в специальных условиях, результатом которой является изменение человека, понимаемое как развитие. Качество, качественный – означает «хороший, отличный, подходящий, высшей марки, первоклассный, законный, душевный, не последний, добротный, фирменный» (это слова- синонимы к слову «качественный»). Качественное образование – хорошее образование. Для каждого участника образовательной деятельности понимание хорошего образования отличается. Например, для детей качественное образование – это интересная, увлекательная деятельность, результатом которой будет осознание многогранности своих возможностей, своего потенциала, рост детской самостоятельности. Для родителей качественное образование – прежде всего результативность, открывающая для ребенка перспективы обучения на более высоких уровнях образования, гарантированная успешность в профессиональной деятельности и жизни. Для государства качественное образование – такое, которое удовлетворяет потребителей образования (детей, родителей), обеспечивает воспитание гражданина, способного жить в обществе, и умеющего качественно трудится, обеспечивая развитие государства и общественный прогресс. Для педагогов качественное образование – дающее возможность влиять на процесс развития ребенка, применять свои профессиональные знания и опыт, получать планируемые результаты профессионального труда.
Таким образом, качество образования – это оценочная характеристика соответствия процесса образовательной деятельности и ее результатов ожиданиям и требованиям общества, государства и главных субъектов образования: детей, родителей, педагогов.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Речь детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры. Сюжетно- ролевая игра является одним из инструментов коррекции таких нарушений и обладает мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно-развивающим потенциалом.
Кроме того, для компенсации речевых и не речевых нарушений, необходимо: создание предметно-игровой среды, подбор методов и приемов обучения, индивидуальный подход в процессе руководства игр. Как показывает практика, сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств: для обозначения предметов, действий и отношений. Это создает благоприятные условия для речевого развития детей. В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры.
В своей работе с детьми я использую:
– игры на развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения;
– мимические упражнения;
– использование основных средств интонационной выразительности (медленно – быстро, громко – тихо, высоко – низко);
– заучивание скороговорок, стихотворений, потешек, прибауток, дразнилок, закличек;
– создание игровых ситуаций;
– заучивание и разыгрывание диалогов по ролям; – использование пословиц и поговорок;
– придумывание небольших рассказов по сюжетным картинкам;
– составление описательных рассказов;
– придумывание конца недочитанного рассказа;
– ознакомление с окружающим миром;
– беседы, чтение художественной литературы, экскурсии;
– рассматривание картин и беседы по содержанию;
– создание развивающей среды.
Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка. Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, я провела в группе анкетирование. Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе оформили стенд «Играют дети». Провела и рекомендовала ряд консультаций: «От скуки на все руки». «Играйте вместе с детьми» и др. Вся эта работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности. Они правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.
Таким образом, игра – это не только обязательная принадлежность детства, но и средство формирования речи детей дошкольного возраста. С игрой он познает весь окружающий его мир. Поэтому именно игре уделяется огромное значение в развитие речи ребенка, его воспитании и взрослении. Планомерная, целенаправленная, систематическая организация сюжетно- ролевой игры позволяет повысить полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Игры для развития речи детей старшего возраста. Можно использовать, как методические рекомендации в уголок для родителей и воспитателей...
Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...
«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....
Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»....
Картотека сюжетно-ролевых игр на военную тематику для детей старшего дошкольного возраста
Картотека сюжетно-ролевых игр на военную тематику для детей старшего дошкольного возраста ...