Сюжетно- ролевая игра как средство развитие речи дошкольников
статья (младшая группа) на тему

из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно – ролевая игра  как средство нравственного

воспитания. Индивидуальная работа с детьми во время игр.

                                ( из опыта работы)

Радость игры – это радость творчества. Уже в первых своих  играх ребенок

испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие  сюжетно –

ролевые игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в

движении, в подражании. Поэтому необходимо так организовать игру , чтобы

она была радостной во всех отношениях. Наблюдение за детской игрой  в

группе тем не менее показывают , что игра хоть и доставляет ребенку

удовольствие , но он отображает в ней не всегда приятные чувства  и

переживания : дочка – кукла капризничает, мама сердиться ,шлепает ее, дочка

плачет. Капризы дочки  и огорчения мамы взяты ребенком из своего опыта ,

своих переживаний, которые с большей искренностью  обнаруживаются в

игре .Анализ детских игр в группе показывает , что богатство эмоций , их

характер зависит от воспитательной работы в целом. И тут главное

заинтересовать детей тем , что показывая и рассказывая направить их

внимание на нравственную сторону событий, тем самым повлиять на

положительные чувства. Если это удается , в игре естественно отражается то

хорошее, с чем знакомят детей в игре.

Отношения между детьми определяется не только содержанием игры.

Нередко во время игры можно наблюдать конфликт , возникший  из – за

эгоистических чувств кого- либо из детей. Например , содержание игры

бодрое, радостное, всем весело , а один из участников испытывает обиду,

огорчение от того , что ему не досталась желаемая роль. Такой конфликт

может привести к ссоре, слезам, иногда разрушить игру. Еще хуже если

конфликт скрытый, когда ребенок не борется за свои права , а молча

переживает обиду, покорно уступает другим. Кроме того , даже при сильном

увлечении игрой дети не утрачивают сознания реальной жизни. Маленькому

ребенку трудно договариваться с товарищами , отказываться от выполнения

своего желания ради интересов других и особенно согласовывать свои

замыслы .Опыт  показывает , что путем длительной работы можно достичь

заметных результатов в создании настоящего игрового коллектива , в котором

все обладают равными правами на активную роль, на выдумку, умеют

договариваться , самостоятельно решать спорные вопросы. Важно, чтобы

ребенок подчинялся коллективу самостоятельно, уважал мнение товарищей.

Помогая детям  объединяться  в игре , следует остерегаться таких выражений

« Играйте вместе», а им этого не хочется, у детей возникает отрицательное

отношение к совместной игре.  Опыт показывает , что не всегда нужно

привлекать к игре всю группу, когда в игре участвуют 4- 5  человек , для

всех находиться активная роль .В этих играх часто создается прочная

дружба, основанная на общих интересах участников. Объединять  в игре

всю группу целесообразно лишь тогда , когда этого требует  содержание

игры , когда оно увлекает всех .Игра  очень важна для воспитания у

дошкольников волевых черт характера , умения ставить перед собой цель

находить средства для ее осуществления , преодолевать трудности. Не

все дети одного и того же возраста умеют ставить цель в игре., быть

настойчивыми при ее выполнении. Некоторые с младшего возраста

отличаются большим упорством в достижении задуманного, другие

не могут сосредоточиться , довести дело до конца. Отчасти эти различия

могут быть объяснимы врожденными особенностями психики ребенка, но

главная причина их кроется в воспитании. В  большинстве случаев удается в

в процессе работы воспитать у ребенка сосредоточенность , настойчивость в

достижении цели, но для этого приходиться проводить длительную работу,

совместно с родителями. Ребенок играет до тех пор, пока у него есть интерес

к игре, никакого принуждения в игре быть не может, но в то же время игра

рождает у ребенка чувство ответственности за выполнение порученной  ему

роли. Всегда этим в своей работе стараюсь воспользоваться , чтобы воспитать

у ребенка целенаправленности, настойчивости. Использую все средства для

поддержания интереса к игре , поощряю его усилия , направленные на

воплощение замысла, помогаю ему. Иногда это просто участием своим в игре

, иногда подбором игрушек  или предложением интересной роли

Нередко встречаются дети очень развитые, с богатым воображением,

Хорошие организаторы , но эгоистичные, чрезмерно самолюбивые. Они

Непременно берут на себя главную роль в игре , а другие дети им охотно

подчиняются, потому что с ними интересно играть .Вот  здесь всегда  перед

воспитателем стоит трудная задача – поддерживать ребенка – организатора,

но не допускать ни в коем случае , чтобы он подавлял инициативу других

детей. Приучая  такого организатора выполнять рядовые роли, не следует тем

не менее совсем отстранять его от ведущих ролей, чтобы не заглушить

организаторские умения ребенка, не снизить его авторитет среди сверстников

не убить его веру в себя. Дело не в том, чтобы  , чтобы лишить ребенка права

на главную роль, а в том ,чтобы воспитать у него уважение к товарищам,

чувство ответственности перед коллективом, отучить его от излишней

самоуверенности. Часто  в этой ситуации  применяю метод влияния через

детский коллектив .Именно коллектив поможет воспитать у того  или иного

ребенка  сдержанность , внимание к товарищу. Конечно , сразу измениться

ребенок не может. Неизбежны срывы , конфликты, в разрешении которых

 требуется внимательное, чуткое, справедливое отношение педагога. Доверие,

которое ребенку оказывают , побуждает его сдерживаться, стараться лучше

вести себя.

Основные задачи педагога по отношению ко всем детям в связи с

воспитанием их в игре  заключается в следующем : помочь каждому войти в

коллектив, установить хорошие отношения с товарищами, следить за

поведением и чувствами ребенка в игре , вызывать положительные эмоции и

переживания. Эти задачи  индивидуализируются в связи с особенностями

детей. Нередко можно наблюдать ,что ребенок , спокойный и вежливый в

игре , потому что этого требует роль, в жизни ведет себя иначе. Очевидно ,

что одной игры недостаточно для воспитания смелости, организованности и

других моральных качеств. Требуется  полное единство воспитательной

работы в игре и в других видах деятельности на занятиях,  в повседневной

жизни.

+

                        Воспитатель детского сада № 34 Красносельского

                        района  г.Санкт – Петербурга.

                                Павловская Г. И. стаж работы 18 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сюжетно-ролевых и дидактических игр в развитии речи дошкольников (вторая младшая группа).

формировать словарь, прививать детям навыки вежливого и внимательного обращения с окружающими; развивать мышление, память, связную речь; научить сравнивать предметы по цвету, различать и называт...

"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ" (презентация)

Презентация доклада:"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ"....

«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная  игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка....

Словесные игры как средство развития речи дошкольника. Советы для родителей.

В статье даны рекомендации для родителей,  как  с помощью игр в повседневной жизни можно развивать и   обогащать речь малыша....

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.

Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.  ...

Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...