Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
Тема: «Звуковая культура речи: Дифференциация звуков (Ч)-(Щ).
Цель: учить детей различать на слух сходные по артикуляции звуки на слух сходные по артикуляции звуки (ч)-(щ, изолированные, в словах, во фразовой речи, придумывать слова на заданный звук, совершенствовать умение определять позицию звука в слове, помочь детям запоминать стихотворение, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Ход ООД:
- Ребята,давайте вместе вспомним и повторим наше стихотворение:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
НОД - Ребята, мы начинаем наше занятие с разминки. На этот раз вам надо представиться и назвать первый звук в вашем имени.Например: «Меня зовут Артем, моё имя начинается со звука «А»» (дети по очереди называют своё имя, определяют первый звук).
Артикуляционная гимнастика.
- Молодцы. А теперь садитесь за столы. Чтобы хорошо отвечать на занятии, нам надо потренировать ротик и язычок. Упражнения «Моляр»,»Лопатка».
- С гимнастикой вы справились, а теперь я предлагаю вам послушать одну историю, но не просто послушать, но и самим в ней поучаствовать. Вы готовы?
В одном городе жил был мальчик. Имя у него было необычное – Чук. На день рождение родители подарили Чуку маленького щенка. Мальчик очень обрадовался новому другу и назвал его Щен. Пока он радуется, давайте, мы определим первые звуки в словах Чук и Щен. (дети определяют звуки). Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» - согласные, и всегда мягкие.
Чук очень любил своего Щена, кормил, гулял, играл с ним. А ещёчасто прихорашивал своего друга и при этом он приговаривал:
- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)
- Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч» (чищу)
- А в каких словах встретились оба звука? (чищу, щекочу)
Давайте повторим это стихотворение (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально).
- Очень умным пёсиком оказался Щен и решил Чук показать его своим друзьям. Пришли друзья, а щенок под кровать спрятался и не вылезает.Тогда Чук говорит: «Щен ещё маленький, многого боится. Надо вести себя спокойно. Когда он слышит звук «Ч», как в моём имени, то сразу успокаивается. Давайте, мы будем себя называть так, чтоб в наших именах слышался звук «Ч»». И дети стали называть себя не Таня, а Танечка, не Коля, а Колечка. Продолжайте теперь вы, ребята (воспитатель показывает на ребёнка, тот изменяет имя с помощью суффикса – ЧК).
Физминутка
«Телёнок»
Бу-бу, я рогатый.
(2 прыжка, рожки из пальчиков)
Бу-бу, я хвостатый.
(2 прыжка, хвостик из руки – за спину)
Бу-бу, я ушастый.
(2 прыжка, ушки из ладошек)
Бу-бу, очень страшный.
Бу-бу, испугаю.
Бу-бу, забодаю.
(бодаются)
- Очень дружили Чук и Щен. Любили играть в разные игры. Вот и сегодня они с вами поиграют в игру. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.
Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.
Молодцы, ребята. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.
- Скоро из щенка Щена вырастет большой пёс. И у него будут не глазки, а глазищи, не носик, а носище (дети образуют слова с суффиксом – ИЩ).
Предлагаемые слова: хвостик, лапки, шерстка, спинка, зубки, язычок.
Развитие мелкой моторики.
- Чук в детский сад не ходит, но очень хочет научиться делить слова на слоги и определять место звука в слове, а потом научить этому и Щена. А вы ведь умеете? А кто вас этому научил? Кто такой воспитатель? (ответы детей) .
- Давайте, покажем Чуку и Щену, как мы делим слова на слоги и определяем место звука в слове (дети прохлопывают слова, определяют количество слогов и с помощью планшета с пуговкой определяют место звука в слове: начало, середина, конец сначала со звуком «Ч», затем со звуком «Щ»).Предлагаемые слова: человек, мяч, речка, лещ, пещера, щука. Молодцы, ребята.
- Но самой любимой игрой для Чука и Щена было придумывание слов, где бы встречались звуки «Ч» или «Щ». Чук придумывал слова, а Щен радостно лаял, услышав знакомые звуки. Я предлагаю вам разделиться на пары и самим придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуками «Ч» или «Щ». Когда вы найдёте слова с заданными звуками,то подходите к Чуку и Щену и дарите им свои слова: Чуку – со звуком «Ч», а Щену – со звуком «Щ» (ребята выполняют задание).
Рефлексия:
Дети - с какими звуками вы сегодня работали? Чем они похожи? Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?
- Макар, какие звуки мы учились различать?
- Паша, как произносятся [Ч], [Щ]?
- Какое задание понравились Ульяна?
- Какие задания для вас были сложными Полина? Вызвали затруднения Вика?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppb.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
Тема: «Звуковая культура речи: Дифференциация звуков (Ч)-(Щ).
Цель: учить детей различать на слух сходные по артикуляции звуки на слух сходные по артикуляции звуки (ч)-(щ, изолированные, в словах, во фразовой речи, придумывать слова на заданный звук, совершенствовать умение определять позицию звука в слове, помочь детям запоминать стихотворение, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Ход ООД:
- Ребята,давайте вместе вспомним и повторим наше стихотворение:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
НОД - Ребята, мы начинаем наше занятие с разминки. На этот раз вам надо представиться и назвать первый звук в вашем имени.Например: «Меня зовут Артем, моё имя начинается со звука «А»» (дети по очереди называют своё имя, определяют первый звук).
Артикуляционная гимнастика.
- Молодцы. А теперь садитесь за столы. Чтобы хорошо отвечать на занятии, нам надо потренировать ротик и язычок. Упражнения «Моляр»,»Лопатка».
- С гимнастикой вы справились, а теперь я предлагаю вам послушать одну историю, но не просто послушать, но и самим в ней поучаствовать. Вы готовы?
В одном городе жил был мальчик. Имя у него было необычное – Чук. На день рождение родители подарили Чуку маленького щенка. Мальчик очень обрадовался новому другу и назвал его Щен. Пока он радуется, давайте, мы определим первые звуки в словах Чук и Щен. (дети определяют звуки). Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» - согласные, и всегда мягкие.
Чук очень любил своего Щена, кормил, гулял, играл с ним. А ещёчасто прихорашивал своего друга и при этом он приговаривал:
- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)
- Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч» (чищу)
- А в каких словах встретились оба звука? (чищу, щекочу)
Давайте повторим это стихотворение (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально).
- Очень умным пёсиком оказался Щен и решил Чук показать его своим друзьям. Пришли друзья, а щенок под кровать спрятался и не вылезает.Тогда Чук говорит: «Щен ещё маленький, многого боится. Надо вести себя спокойно. Когда он слышит звук «Ч», как в моём имени, то сразу успокаивается. Давайте, мы будем себя называть так, чтоб в наших именах слышался звук «Ч»». И дети стали называть себя не Таня, а Танечка, не Коля, а Колечка. Продолжайте теперь вы, ребята (воспитатель показывает на ребёнка, тот изменяет имя с помощью суффикса – ЧК).
Физминутка
«Телёнок»
Бу-бу, я рогатый.
(2 прыжка, рожки из пальчиков)
Бу-бу, я хвостатый.
(2 прыжка, хвостик из руки – за спину)
Бу-бу, я ушастый.
(2 прыжка, ушки из ладошек)
Бу-бу, очень страшный.
Бу-бу, испугаю.
Бу-бу, забодаю.
(бодаются)
- Очень дружили Чук и Щен. Любили играть в разные игры. Вот и сегодня они с вами поиграют в игру. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.
Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.
Молодцы, ребята. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.
- Скоро из щенка Щена вырастет большой пёс. И у него будут не глазки, а глазищи, не носик, а носище (дети образуют слова с суффиксом – ИЩ).
Предлагаемые слова: хвостик, лапки, шерстка, спинка, зубки, язычок.
Развитие мелкой моторики.
- Чук в детский сад не ходит, но очень хочет научиться делить слова на слоги и определять место звука в слове, а потом научить этому и Щена. А вы ведь умеете? А кто вас этому научил? Кто такой воспитатель? (ответы детей) .
- Давайте, покажем Чуку и Щену, как мы делим слова на слоги и определяем место звука в слове (дети прохлопывают слова, определяют количество слогов и с помощью планшета с пуговкой определяют место звука в слове: начало, середина, конец сначала со звуком «Ч», затем со звуком «Щ»).Предлагаемые слова: человек, мяч, речка, лещ, пещера, щука. Молодцы, ребята.
- Но самой любимой игрой для Чука и Щена было придумывание слов, где бы встречались звуки «Ч» или «Щ». Чук придумывал слова, а Щен радостно лаял, услышав знакомые звуки. Я предлагаю вам разделиться на пары и самим придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуками «Ч» или «Щ». Когда вы найдёте слова с заданными звуками,то подходите к Чуку и Щену и дарите им свои слова: Чуку – со звуком «Ч», а Щену – со звуком «Щ» (ребята выполняют задание).
Рефлексия:
Дети - с какими звуками вы сегодня работали? Чем они похожи? Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?
- Макар, какие звуки мы учились различать?
- Паша, как произносятся [Ч], [Щ]?
- Какое задание понравились Ульяна?
- Какие задания для вас были сложными Полина? Вызвали затруднения Вика?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.
Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....
Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"
Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Лето"
Данное занятие по речевому развитию детей в старшей группе...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. «Друг познается в беде»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.«Друг познается в беде» Цель: формировать знания детей об дружбе.Задачи: 1...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...