Звуковая культура речи знакомство со звуком (Ж) и (ш).
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Формировать у детей умение четко и правильно произносить звуки (ш) и (Ж) изолировано и в словах.Развиваем свободное общение, диалогическую речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zh_i_sh_konspekt.odt | 8.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия по речевому развитию «Звуковая культура речи знакомство со звуком [ж] и [ш]».
Цель:Формирование умения чётко и правильно произносить звуки [ш] и [ж] изолированно и в словах.
Задачи:
Звуковая культура речи:
- развивать слуховое внимание;
- развивать слуховое восприятие;
- развивать речевое дыхание;
- активизировать словарь со звуками [ш] и [ж].
Развитие связной речи:
- формировать диалогическую речь.
Социально — коммуникативное развитие:
- формировать игровую деятельность
- развивать свободное общение
- формировать взаимоотношения между сверстниками и взрослыми
Познавательное развитие:
- обогащать знания детей о насекомых.
Материалы: Картинки насекомых (змеи и жука), а так же игрушки.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Игра: «Отгадай».
Дети стоят в кругу. Воспитатель подходит к ним, в руках у него красивая коробка. Предлагает отгадать загадки.
Кто длиннее, чем чулок?
У кого не рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползет... (Змея) (достаёт из коробки змею).
А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш... Как звучит эта песенка? Глухо... Да! Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя) (ползёт змея).
А теперь отгадайте другую загадку
В темноте летает кто-то,
Издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно майский... (жук) (достаёт из коробки жука).
- Игра: Песенка язычка «дыхательная гимнастика».
А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руку перед грудью, скрестим кисти и подвигаем вверх и вниз (летает жук).
Теперь попробуем не запутаться... (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением).
- Игра: «Повтори».
Воспитатель:Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж).
Молодцы. Воспитатель предлагает детям присесть за столы и поиграть дальше, а наших героев мы поселим в домики... (воспитатель определяет змею в левый домик, а жука — в правый).
Сейчас я буду называть слова со звуками ж и ш, а вы должны показать, какой звук слышится в слове: (жаба, груша, жало, мышь).
Когда услышите звук ш хлопайте в ладоши, звук ж руки прячьте за спину.
- Пальчиковая игра: «Машина»
БИ-БИ-БИ — гудит машина (ладонью стучим по левому кулачку)
ТУК-ТУК-ТУК — мотор стучит. (стучим кулачком о кулачок)
ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ (рулим руками)
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу (трём ладошки друг о друга),
ШУ-ШУ-ШУ — они шуршат.
Быстро крутятся колёса (делаем вертушку)
ТА-ТА-ТА (вперёд спешат)
- Игра: «Будь внимательным»
Я буду называть слова, а вы если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите звук Ш, поднимите синий кружок с зелёным внутри.
Слова: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, флажок, ножи, вишни, мышка, жук, лужа, кукушка, груша, карандаш и мешок.
- Физическая минутка.
Давайте немного разомнёмся!
Я — весёлый майский жук, (показать на себя)
Я без дела не сижу! (покачать пальчиком)
Над землёй кружу — кружу, (развести руки, имитация полёта)
И жужжу, жужжу жужжу...
На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)
Приседаю, выпрямляюсь.
Ручки в пояс, ножки врозь
Ножки прямо, ножки — вкось!
Моя песенка — жужжалка (развести руки и поднять плечики)
Надоело всем. Аж жалко!
- Игра: «Засели домик»
А теперь новая игра. Она называется «Засели домик».
У вас на столах лежат картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живёт звук Ш, а в правом — Ж.
Тот кого я вызову, подойдёт к доске, покажет картинку всем и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его нужно будет подселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку нужно определить в домик с право. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).
В заключении ещё немного поиграем. Хотите?
Отгадайте загадку:
У порога плачет, коготки он прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт (котёнок).
Правильно! А кто у котёнка мама? (кошка).
Посмотрите, я принесла с собой кого? (кошечку). Дети: какую? Как узнали что это кошка? Маму того самого котёнка. Сейчас я расположу её вот так... (положить кошку а стул). Где находится кошка? (на стуле). А сейчас? (правильно, под стулом). А теперь? (за стулом). Молодцы! А если я кошку расположу вот так? (перед стулом)
- Итог занятия.
Воспитатель: А что мы с вами сегодня делали? Играли!
Какие звуки мы учились различать на занятии?
(Ответы детей) звук Ш и Ж.
Чем они отличаются друг от друга?
Воспитатель: А ещё что делали? (Ответы детей).
Ребята вы сегодня были внимательными и находчивыми. Молодцы! Все старались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе по звуковой культуре речи Тема: «Звук л».
Этот конспект составлен в игровой форме. Дети с удовольствием занимаются, выполняют задания играя....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по звуковой культуре речи "Дифференциация звуков С и З"
Государственное казённое учреждениеДетский дом – интернат «Южное Бутово»Департамента социальной защиты населения города Москвы Конспект индивидуального занятия по зв...
Занятие по развитию звуковой культуры речи "Дифференциация звуков [с] и [ш] "
Программные задачи: • Продолжить учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].• Закреплять навыки звукового анализа.• Развивать фонематический слух.• Воспитывать желание прави...
Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"
Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"...
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...