Звуковая культура речи знакомство со звуком (Ж) и (ш).
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Формировать у детей умение четко и правильно произносить звуки (ш) и (Ж) изолировано и в словах.Развиваем свободное общение, диалогическую речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zh_i_sh_konspekt.odt8.98 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по речевому развитию «Звуковая культура речи знакомство со звуком [ж] и [ш]».

Цель:Формирование умения чётко и правильно произносить звуки [ш] и [ж] изолированно и в словах.

Задачи:

Звуковая культура речи:

  • развивать слуховое внимание;
  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать речевое дыхание;
  • активизировать словарь со звуками [ш] и [ж].

Развитие связной речи: 

     - формировать диалогическую речь.

Социально — коммуникативное развитие:

  • формировать игровую деятельность
  • развивать свободное общение
  • формировать взаимоотношения между сверстниками и взрослыми

Познавательное развитие:

  • обогащать знания детей о насекомых.

Материалы: Картинки насекомых (змеи и жука), а так же игрушки.

   

        Ход занятия:

  • Организационный момент.

   Игра: «Отгадай».

  Дети стоят в кругу. Воспитатель подходит к ним, в руках у него красивая коробка. Предлагает отгадать загадки.

  Кто длиннее, чем чулок?

  У кого не рук, ни ног?

  Кожа, словно чешуя.

  По земле ползет... (Змея) (достаёт из коробки змею).

  А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш... Как звучит эта песенка? Глухо... Да! Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя) (ползёт змея).

А теперь отгадайте другую загадку

В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно майский... (жук) (достаёт из коробки жука).

  • Игра: Песенка язычка «дыхательная гимнастика».

А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руку перед грудью, скрестим кисти и подвигаем вверх и вниз (летает жук).

Теперь попробуем не запутаться... (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением).

  • Игра: «Повтори».

 Воспитатель:Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж).

 Молодцы. Воспитатель предлагает детям присесть за столы и поиграть дальше, а наших героев мы поселим в домики... (воспитатель определяет змею в левый домик, а жука — в правый).

    Сейчас я буду называть слова со звуками ж и ш, а вы должны показать, какой звук слышится в слове: (жаба, груша, жало, мышь).

Когда услышите звук ш хлопайте в ладоши, звук ж руки прячьте за спину.

  • Пальчиковая игра: «Машина»

 БИ-БИ-БИ — гудит машина (ладонью стучим по левому кулачку)

 ТУК-ТУК-ТУК — мотор стучит. (стучим кулачком о кулачок)

 ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ (рулим руками)

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу (трём ладошки друг о друга),

ШУ-ШУ-ШУ — они шуршат.

Быстро крутятся колёса (делаем вертушку)

ТА-ТА-ТА (вперёд спешат)

  • Игра: «Будь внимательным»

Я буду называть слова, а вы если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите звук Ш, поднимите синий кружок с зелёным внутри.

Слова: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, флажок, ножи, вишни, мышка, жук, лужа, кукушка, груша, карандаш и мешок.

  • Физическая минутка.

Давайте немного разомнёмся!

Я — весёлый майский жук, (показать на себя)

Я без дела не сижу! (покачать пальчиком)

Над землёй кружу — кружу, (развести руки, имитация полёта)

И жужжу, жужжу жужжу...

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки — вкось!

Моя песенка — жужжалка (развести руки и поднять плечики)

Надоело всем. Аж жалко!

  • Игра: «Засели домик»

А теперь новая игра. Она называется «Засели домик».

У вас на столах лежат картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живёт звук Ш, а в правом — Ж.

Тот кого я вызову, подойдёт к доске, покажет картинку всем  и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его нужно будет подселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку нужно определить в домик с право. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).

В заключении ещё немного поиграем. Хотите?

Отгадайте загадку:

У порога плачет, коготки он прячет,

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт (котёнок).

Правильно! А кто у котёнка мама? (кошка).

Посмотрите, я принесла с собой кого? (кошечку). Дети: какую? Как узнали что это кошка? Маму того самого котёнка. Сейчас я расположу её вот так... (положить кошку а стул). Где находится кошка? (на стуле). А сейчас? (правильно, под стулом). А теперь? (за стулом). Молодцы! А если я кошку расположу вот так? (перед стулом)

  • Итог занятия.

Воспитатель: А что мы с вами сегодня делали? Играли!

Какие звуки мы учились различать на занятии?

(Ответы детей) звук Ш и Ж.

Чем они отличаются друг от друга?

Воспитатель: А ещё что делали? (Ответы детей).

Ребята вы сегодня были внимательными и находчивыми. Молодцы! Все старались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по звуковой культуре речи Тема: «Звук л».

Этот конспект составлен в игровой форме. Дети с удовольствием занимаются, выполняют задания играя....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по звуковой культуре речи "Дифференциация звуков С и З"

Государственное казённое учреждениеДетский дом – интернат «Южное Бутово»Департамента социальной защиты населения города Москвы      Конспект индивидуального занятия по зв...

Занятие по развитию звуковой культуры речи "Дифференциация звуков [с] и [ш] "

Программные задачи: • Продолжить  учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].• Закреплять навыки звукового анализа.• Развивать фонематический слух.• Воспитывать желание прави...

Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"

Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"...

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...