Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
Из личного рабочего опыта воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста | 649.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. В.А. Сухомлинский
Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие д етей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического р азвития ребёнка является сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность , зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев , которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мелкая моторика – комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций. С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной . Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет: от неё будет зависеть формирование речевых навыков, успехи в школьном обучении , благополучная социализация ребёнка .
В своих исследованиях М.М . Кольцова, путём экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движения рук. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет: от неё будет зависеть сформированость речевых навыков , успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка . На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 2 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие , мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка и для развития речи. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития . Повышается активность ребенка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребёнка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребёнка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению .
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание , связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика , координация движений – ключевые понятия для периода младшего дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им . Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте. По мнению специалистов, развитие моторики у детей 3 лет и даже 4 должно соответствовать следующим нормативным требованиям: Стучит предметом о предмет. Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный. Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок . Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки. По аналогии строит мостик из 3 кубиков
Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков. Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°. Перерисовывает крестик, круг, квадрат. Рисует человечка с не менее чем 3 элементами. Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы: 1. Нарушена техника движений. 2. Страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация , точность; 3. Диагностируются недостатки психомоторики; 4. Плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания ; 5. С лабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации; 6. Н еумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них; 7. З атруднения при использовании ножниц. Процесс развития мелкой моторики не должен быть механической тренировкой. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребёнка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.
Для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, я применяю следующие методики: мной были внесены в группу сухие бассейны – в яркие разноцветные ведра насыпана крупа (горох, рис) – для того, чтобы повысить заинтересованность воспитанников, в крупе спрятаны мелкие игрушки, которые дети должны найти.
Детям очень нравятся игры с различными предметами бытового назначения, например, игры с прищепками - с делай ёлочку, солнышко, цветочек. Развивается мелкая моторика, изучается и запоминается цветовой спектр.
С помощью родителей группы, были изготовлены сенсорные мешочки, в них насыпали различные крупы (рис, пшено, гречку, грох, мелкие макароны и т.п.) Дети ощупывают мешочки, мнут, трогают их, развивая при этом тактильное восприятие.
Занятия аппликацией также способствуют активному развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Кроме того развивается творческое мышление, происходит художественно-эстетическое развитие детей.
Игра «Золушка» – помоги Золушке разобрать крупу (фасоль белая и красная перемешаны в общей емкости), разложи фасоль по тарелочкам.
Цветные полоски из фетра с липучками по краям - дети складывают полоски в круги и делают из них разноцветные цепочки, развивая мелкую моторику, тактильное восприятие, запоминают цвета спектра.
Для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста я применяю в своей практике игры с разрезными овощами, доски-вкладыши, различные пирамидки, матрешки, ведерки разного размера и цвета, лабиринты, кубики, мозаики, разнообразные шнуровки, пазлы большого и среднего размера, сортеры .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».
План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....
План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей".
План - конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей"....
«Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей и детей
Мастер-класс для родителей и детей «Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» был разработан с целью ,познакомить родителей и детей с методикой работы с глиной в дома...
консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
На страничке представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...
Планирование кружковой работы во второй младшей группе. «Развитие общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Цель работы кружка: - создание условий для развития общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Развивать общую моторику через координацию движений, овладение двигательными...
Программа детского творческого объединения «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».группа раннего возраста
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы
Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...