Конспект
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности. «Речевое развитие»
ФИО педагога, должность: Якушева Евгения Сергеевна, воспитатель.
Возрастная группа воспитанников: старшая 5-6 лет.
Наименование образовательной организации МБДОУ «Детский сад №5».
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности Составление описательного рассказа на тему «Зима»
Цель: Упражнение детей в умении составлять описательный рассказ о зиме при помощи мнемотаблицы.
Задачи:
- Формировать связную монологическую речь у детей;
- Закрепить знания детей о зиме;
- Упражнять детей составлять небольшой рассказ о зиме по мнемотаблице;
- Развивать умение составлять предложение в игре «Живые слова».
- Воспитывать у детей уважение друг к другу, чувство отзывчивости.
Интегрируемые образовательные области: Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: коммуникативный
Форма организации детей: фронтальная
Методы и приемы: беседа, рассматривание, указания, пояснения, художественное слово, анализ детских работ, мнемотаблица, образец рассказа воспитателем, лексические упражнения.
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): видео камера, выставка иллюстраций на тему «Зима»; мнемотаблица.
Планируемый результат: дети будут составлять описательный рассказ о зиме по мнемотаблице, составлять предложение в игре «Живые слова».
Предварительная деятельность с воспитанниками: рассматривание картин и иллюстраций на тему «Зима», просмотр слайдов, использование в беседах во время прогулок загадок о зиме, наблюдения за зимними явлениями во время прогулок.
Части НООД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы Поддержки детской инициативы | |
1 чать-вводная | Цель: Привлечение внимания детей к предстоящей деятельности. | |||
Создание образовательной ситуации | Стук в дверь, воспитатель вносит посылку из Африки. -Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, встретила почтальона, который принес посылку? -Откуда же эта посылка? -Это посылка из Африки -Вам интересно, что в ней? -И мне интересно. Как же узнать, что у нее внутри. | -Да -открыть | Создание в группе положительного психологического микроклимата. | |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | -Посмотрите, здесь камера, фотография, письмо. Предлагаю, начать с письма (читаю письмо). «Дорогие ребята старшей группы, мы – ваши сверстники из Африки. Нам много рассказывали о вашей стране, и нам часто читают стихи о зиме в вашей стране. Но мы никак не можем представить зиму. Что это? Какая она? Помогите, пожалуйста, нам это узнать. В посылку мы кладем видеокамеру, на которую предлагаем вам снять свой фильм с вашими ответами. С нетерпением ждем ваших ответов. -Вы хотите помочь жителям жарких стран? -Какие же вы добрые и отзывчивые. -Тогда предлагаю вам пройти на свои места (напоминаю про осанку). | -Да | Чтение письма из Африки | |
2 часть – основная | Цель: упражнение детей в составлении описательного рассказа о зиме по мнемотаблице, закрепление знании детей о зиме, упражнение в умении составлять предложение в игре «Живые слова». | |||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | -Как вы считаете, для чего Африканцы прислали нам камеру? -Все верно, ребята. Мы запишем фильм на видеокамеру с ответами на все вопросы жителей жарких стран и отправим им наш фильм (Ставлю камеру) | -Записать видео | Беседа с детьми Задавать вопросы, активизировать имеющийся у ребенка опыт. | |
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | Внимательно послушайте стихотворение: «Пришла зима» И. Черницкая Пришла зима веселая С коньками и салазками, С лыжнею припорошенной, С волшебной старой сказкою. На елке разукрашенной Фонарики качаются. Пусть зимушка веселая Подольше не кончается -О каком времени года говорится в этом стихотворении? -Правильно о зиме. -Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? -Чем зима отличается от других времен года? -Какой снег зимой? -Когда идем по снегу, что с ним происходит? -Какая погода бывает зимой? -Что происходит в морозы с водой в реках, озёрах и прудах? -Что происходит зимой с деревьями? -Как живется зимой птицам и зверям? -Как люди должны помогать птицам зимой? -Вы правы, в народе говорят: «Не так страшен птицам холод, как голод». Снег плотным покрывалом укрывает траву и кустарники, которые «угощали» птиц своими семенами, поэтому многие птицы в поисках корма перебираются ближе к жилью человека. -Вы молодцы, не забываете приносить для птичек семечки и крупу. -Какими словами можно сказать о зиме, какая она?
-Много назвали разных красивых слов о зиме, о зимней погоде. - Сегодня вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме: холодная, морозная, снежная; о снеге: пушистый, белый, искристый. -Послушайте и догадайтесь, о чем я буду говорить – о зиме или о снеге. -Падает пушистый белый… -Про что я сказала? -Что я сказала про снег? -Ребята, вы умеете играть с куклами, машинами. -А знаете ли вы, что со словами тоже можно играть? -Хотите я вас научу? -Эта игра называется «Живые слова», потому что в ней словами становятся дети. -Кто хочет быть словом? (По желанию вызываются трое детей.) раздаю детям слова: « деревья» «покрыты» «снегом» и предлагаю построить предложение. Далее предлагаю малоактивному ребёнку проверить, правильно ли построились живые слова. Игра проводится два раза. Если живые слова допускают ошибку, дети с мест их исправляют. -Вот вы и познакомились с игрой «Живые слова». – -Почему так называется игра? -Правильно, потому что «словами» были дети: они громко произносили свои слова, брали друг друга за руки , расходились по группе и снова вставали по порядку. -В следующий раз мы снова будем так играть. -Ребята, чтобы нам легче было рассказать детям из Африки про зиму, я вам повешу в помощь картинки. Рассказ по мнемотаблице «Зима». Наступила холодная зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Дует холодный ветер. Все вокруг засыпало белым снегом. Река накрылась ледяным покрывалом. На деревьях серебристый иней. К нам прилетели самые красивые птицы – снегири. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Они любят зиму, потому что можно кататься на санках и лепить снеговиков. Зимой мы наряжаем ёлку и Дед Мороз приносит нам на праздник подарки. -Ребята, вам понравился мой рассказ? -Тогда теперь вы сами расскажите детям из Африки о зиме. -Но сначала мы немного отдохнем Физминутка Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся) Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны) Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу) Иней серебристый (встаем, поднимаем руки вверх) Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников конькобежцев) И на елке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики» | -о зиме -Зимой холодно, мороз, идет снег. -Хрустит, скрипит. -Холодная, снежная. -Вода превращается в толстый прозрачный лёд, замерзают реки, укрыты снегом и льдом... -Они отдыхают, спят. -Вешать кормушки, кормят птиц -Снежная, морозная, вьюжная, красивая. Ответы детей | Формировать умение у детей вне ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, информационно – познавательная инициатива. | |
Этап осуществления самостоятельной работы детьми | -Арина расскажи пожалуйста про зиму. -Молодец Арина, ты так красочно описала зиму. -Ребята, кто еще хочет рассказать про зиму детям из Африки. Давайте по цепочке: сначала начнет Матвей рассказывать, далее Ксюша, потом Дима, потом Лера… -Молодцы ребята все справились -Давайте еще послушаем Женю. Молодец Женя, ты все правильно рассказал. |
| Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей. | |
3 часть – заключительная | Цель: Подведение итогов занятия. | |||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей | Посмотрим на наше письмо, что же написано в нем дальше. Ребята, оказывается мы дали ответы на все вопросы жителей Африки. С уверенностью можно сказать, что наш фильм готов и пора выключать камеру. -Чем мы сегодня с вами занимались? -Для кого был фильм? -О чем он? -В какую игру мы играли? -Как она называется? -Что тебе больше всего понравилось? А мне сегодня понравились ваши рассказы, ваша готовность придти на помощь и ваша сообразительность и для вас приготовила книгу об обитателях Африки, мы ее с вами обязательно прочтем и рассмотрим. | Побуждение детей к формированию привычки выражать собственную оценку воспринимаемого | ||
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | Я обещаю, что сегодня же отправлю наш фильм жителям Африки, но прежде предлагаю вам нарисовать рисунки о зиме и отправить их вместе с фильмом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....