Рабочая программа кружка «Умные пальчики»
материал по развитию речи (младшая группа)

Бадретдинова Олеся Александровна

Рабочая программа кружка

«Умные пальчики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnye_palchiki.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

«Умные пальчики»

для работы с детьми 3-4 лет

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Астафьевский детский сад»

на 2021-2022 уч г.г.

Содержание

I. Целевой раздел   ……………………………………………………………….……….2

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………………2

1.2. Актуальность ………………………………………………………………………….2

1.3. Цели кружка  ………………………………………………………………………….3

1.4 Задачи кружка………………………………………………………………………….3

1.5 Формы работы………………………………………………………………………….3

1.6 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений……………………………………………………………………………………..3

1.4. Планируемые результаты освоения программы ……………………………………3

II Содержательный раздел    ……………………………………………………………5

2.1. Перспективное планирование на 2021-2022..………………………………………..5

III.Организационный раздел……………………………………………………………12

3.1.Организация кружковой деятельности……………………………………………….12

3.2.Используемый материал при работе …………………………………………………12

3.3.Список литературы……………………………………………………………………12

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка:

В раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые Игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.      

       В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

      "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

       Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

1.2 Актуальность:

     В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

1.3 Цель кружка:

      Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь

1.4 Задачи кружка:

      Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

1.5 Формы работы:

- пальчиковые игры;

- игры с предметами и материалами;

- массаж рук.

- рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т. д.

- использование пластилин и соленого теста

1.6 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

- Массаж кистей рук.

- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

- Рисование,  лепка.

- Раскрашивание рисунка.

- Игры и действия с мелкими предметами.

- Узнавать предметы на ощупь.

- Работа с крупой, фасолью, горохом.

- Нанизывание колечек на шрурок.

- Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

1.7 Планируемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений, способов самоконтроля. Направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами.

II. Содержательный раздел

2.1.Перспективное планирование кружковой работы «Умные пальчики»

Октябрь.

Занятие 1.

Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

• Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

• Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

Ход игры:

1.«Шалун»

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

Ход занятия: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

2.Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Занятие 2. 

1.«Качели»

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись.

Ход занятия: Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети сопровождают чтение ритмическими движениями.

Все лето качели. Качались и пели, И мы на качелях На небо летели.

(Дети качают руками вперед-назад, слегка пружиня ноги в коленях.)

Настали осенние дни. Качели остались одни.

(Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах руками до постепенной остановки.)

Лежат на качелях                      

Два желтых листка. И ветер качели. Качает слегка.

(В. Данько. Качели.)

(Дети выполняют легкое покачивание вытянутыми вперед руками влево-вправо.)

2. Игра «Учимся пересыпать»

Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук, внимание и координацию движений ребенка.

Оборудование: Для проведения игры вам потребуются 2 тарелки, крупа и ложка.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 2 чашки. В одну из них насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Продемонстрируйте ребенку, как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одной тарелки в другую. Дайте ему в руки ложку и посмотрите, как он будет справляться с заданием. Помогите малышу набрать крупу. Когда ее останется мало, подскажите, что чашку нужно наклонить. Можно предложить ребенку перемешать крупу ложкой.

Ноябрь.

Занятие 3

1.«Кисточка»

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Ход занятия: Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

2. Игра «Фигура в мешке»

Цель: Развить мышление и тактильные ощущения ребенка.

Оборудование:  Мешок и различные объемные геометрические фигуры.

Описание игры: Дайте ребенку мешочек, а малыш на ощупь должен определить, какую фигуру он держит в руках.

Занятие 4 

1.«Веер»

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер —

Пусть прохладою повеет.

Ход занятия: Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Декабрь.

Занятие 5

1.«Белка»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Ход занятия: Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

2. Игра «Лодочка»

Исходное положение: Обе ладошки поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

Занятие 6 

1.«Елочка»

Перед нами елочка сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки. Ставят средний и указательный пальцы на колени

2. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Январь.

Занятие 7 

1.«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора!

Ход занятия: Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

2. «Наш малыш»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Занятие 8

1.«На работу»

Большой палец встал один.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»

На работу им пора.

Ход занятия: Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все.» — широко расставить пальцы в стороны.

2. Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек) .

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

Февраль.

Занятие 9

1. «Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде —

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Ход занятия: Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

2. Игра «пуговицы»

Цель: Развить мышление ребенка, мелкую моторику рук.

Оборудование: Банка с пуговицами.

Описание игры: Каждому участнику игры дайте банку с пуговицами. В ней обязательно должна быть небольшая прорезь. Детям нужно извлечь из банки все пуговицы. Выигрывает тот участник, который сделает это быстрее всех.

Занятие 10

1.«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежат,

(поочередно загибают пальцы на правой руке)

Эта долька для стрижат,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка - кожура.

(Разводят руки.)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.

(имитируют бег пальцами по столу)

2. Игра «Все по порядку»

Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук и цветовое восприятие ребенка.

Оборудование: 3 тарелки и бусинки двух разных цветов.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 3 тарелки. В одну из них поместите бусинки. Предложите ребенку рассортировать бусинки по цветам в разные тарелки. Покажите малышу, как надо перекладывать бусинки — по одной, беря тремя пальцами.

Март.

Занятие 11 

1.«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим.

(двигают прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капусту солим-солим.

(поочередно поглаживают подушечки пальцев)

Мы капусту трем-трем,

(потирают кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем-жмем.

(сжимают и разжимают кулачок)

2. Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию;

Занятие 12 

1.«Тетери».

 (Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу

(Разводим руки в стороны, изображая простор.)

Стоит чашка творогу.

(Ладони вместе – горстью.)

Прилетели две тетери,

(Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину.)

Наклевались, улетели.

(Указательный и средний палец –клювы – тыкают в сложенную

горстью вторую ладонь.)

2. Игра с прищепками.

Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

Апрель.

Занятие 13 

1.«Паучок»

Паучок бежал по ветке,

(Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)

А за ним бежали детки.

Хлынул дождик: ой – е – ей!

(Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)

Смыло паучков водой.

(Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)

2. Игра с пуговицами.

Цель: учить детей расстегивать и застегивать пуговицы.

Занятие 14

1. «Детки»

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

Ход занятия: Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

2. Игра «Крышка»

Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер ребенка.

Оборудование: Баночки с крышками разного размера.

 Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним баночки и отдельно положите крышки. Попросите ребенка подобрать крышки к каждой баночке. Затем предложите ему открутить крышки. Если у малыша что-то не получается, обязательно помогайте ему.

Май.

Занятие 15 

«Кот на печи»

Кот на печи стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке показывают, как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят, и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят. показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет. Щелкают зубками

2. Игра «Пластилин»

Цель: Развить мелкую моторику рук, воображение и мышление ребенка.

Оборудование: Пластилин.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Разложите перед ним пластилин. Покажите, как из пластилина можно вылепить различные фигуры. Начните с изготовления колобков и блинчиков.

Занятие 16 

1.«Курочка – рябушечка»

Курочка – рябушечка

По двору гуляла,( не спеша «проходятся» указательным и средним

пальцем по бедрам)

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальчики на одной руке)

Посчитаю их опять: (грозят указательным пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять!» (загибают пальчики на другой руке)

2. Игра с пластилином «Бусы для мамы»

Цель: развивать мелкую моторику рук; развивать соотношений движений рук.

III.Организационный раздел

3.1. Организация кружка

Кружок организуется с детьми 2-3 лет.

Занятия проводятся один раз в неделю в игровой форме в режиме дня по подгруппам продолжительностью 10 минут

3.2.Необходимые материалы и оборудование

- резиновые игрушки;

- бусы, шнуровки;

- различные материалы: пластичные (пластилин, сыпучие (крупы, бобовые)

- бумага, карандаши,

- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;

- прищепок бельевых разных цветов;

- различные виды мозаики, конструкторов;

- различные баночки с закручивающимися крышками;

- игрушки-шнуровки;

- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки.

3.3 Список литературы

1. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособия   по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.

3. Шанина С.А.,  Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления  ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2010. – 249 с.

4. Узорова О.В. Пальчикововая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010.

5.«Пальчиковые игры для детей» - С. О. Ермакова., 2009 г.

6.«Забавы для малышей» - М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

7.«Озорные пальчики» - муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

8.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Веселые пальчики"

Омская область, Павлоградский район, р. п. Павлонрадка. МБДОУ «Детский сад «Солнышко», группа «Светлячок».Руководитель кружка Остапенко Виктория Викторовна, воспитатель\  1. Пояснительн...

Программа кружка Умные пальчики

В основу программы заложены педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения. Практический раздел включает развивающие занятия для детей в кот...

ПРОГРАММА КРУЖКА «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...

Рабочая программа кружка «Умные пальчики» для работы с детьми 2-3 лет

Целевой разделI .1.Пояснительная записка.Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые тр...

Программа кружка "Умные пальчики" для детей раннего возраста (2-3 года)

Данная программа кружка позволяет интересно и полезно провести занятия с детьми. Занятия  на нескольких техниках: пластилинография, аппликация, рисование ладошками, рисование песком на экране. На...

Программа кружка "Умные пальчики"

Цель программы:развитие комплекса умений и навыков мелкой моторики рук для овладения письмом детей дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка "Умные пальчики" в подготовительной группе

План работы по зкспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы...