Рабочая программа кружка "Умные пальчики" в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

План работы по зкспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umnye_palchiki.docx77.24 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 53»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА  г. САРАТОВА

410035,  г. Саратов, ул. Бардина, здание 6а, тел. факс: (845-2) 62-42-24

E-mail: grinpolyanka53@yandex.ru

                                                    УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МДОУ «Детский сад № 53»

__________ Острикова С.П.

   Рабочая программа кружка

«Умные пальчики»

 для детей подготовительной группы

«Родничок».

Картинки по запросу картинки любознайка

                                                                                                           Руководители кружка:

                                                                                                                   Горелова И.П.

      Чебунина С.М.

г. Саратов

      2022-2023 уч.год

Пояснительная записка

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Умные пальчики» для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
  • Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
  • Развитие умственных способностей.
  • Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  • Развивать познавательные умения (анализировать наблюдаемое, делать выводы, элементарно прогнозировать  последствия);
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
  • Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Педагогическая работа с детьми.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 30 минут. Гибкая форма организации деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенность детей, желание, состояние здоровья, уровень овладения навыками. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности.

Занятия проходят в форме игры, для обыгрывания определённого сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры.

Срок реализации программы - 1 год.

Ожидаемые результаты:

  • Дети будут использовать  усвоенные способы экспериментальных действий  в различных видах деятельности.
  • Изменятся качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).
  • Повысится уровень познавательных способностей детей.
  • Улучшатся качества подготовленности детей к школьному обучению.

            Основные направления работы, формы и способы их реализации.

№п/п

Основные направления работы

Способы и формы их реализации

1

Создание предметно-развивающей среды

- Создание уголка  экспериментирования;

- Создание полочки  «умных книг» для детей и взрослых.

2

Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности

Обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности  на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.

3

Взаимодействие с семьей

Ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития  экспериментальной деятельности  (консультации, папки-передвижки, информационные стенды, родительские собрания, мастер-класс).

План работы кружка

Месяц

Тема

Задачи

Оборудование

Сентябрь

Занятие

 1

«Знакомство с оборудованием для

экспериментирования»

  • Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов.
  • Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием.
  • Увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты.
  • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

Занятие

№ 2

«Сухая и влажная почва»

  • Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований.
  • Лупа.
  • Пластинка из оргстекла.
  • Две стеклянные баночки (одна - с сухой, другая – с влажной почвой).
  • Лопаточка.
  • Бумага, карандаши (на каждого ребёнка).

Занятие

№ 3

«Удивительный песок»

  • Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением.
  • Развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.
  • Сухой, влажный песок, прозрачная вода.
  • Три стеклянные банки.
  • Лопатка.
  • Пластинки из оргстекла.
  • Магнит.
  • Лупа.

Занятие

№ 4

«Песок и глина»

  • Показать разнообразие объектов неживой природы.
  • Учить детей соблюдать технику безопасности при проведении опытов.
  • Формировать знания о свойствах глины.
  • Предоставить детям возможность самим найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы.
  • Наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
  • Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая, …».
  • Образцы речного, морского и других видов песка.
  • Небольшие подносы, клеенки, лупы.
  • Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная).
  • Салфетки влажные.
  • Лупы.
  • Карточки с предметами живой и неживой природы.

Октябрь

Занятие

№ 5

«Почему осенью листья желтеют?»

  • Расширять знания о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом)
  • Береза, растущая на игровой площадке, календарь погоды, уличный термометр, температурный график.
  • Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран
  • Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.
  • Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

Занятие

№ 6

«Микроскоп и клетка»

  • Познакомить детей с микроорганизмом – клеткой.
  • Закрепить знания детей о микроскопе.
  • Микроскоп.
  • Тонкий срез листика фикуса.
  • Кожица репчатого лука.
  • Картинки с изображением микроорганизмов – клеток.

Занятие

№ 7

«Живой кусочек»

  • Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения
  • Плоская емкость с водой.
  • Корнеплоды: морковь, свекла.
  • Алгоритм проведения опыта.
  • Рабочий лист.

Занятие

№ 8

«Куда тянутся корни?»

  • Помочь установить связь видоизменений частей растения в зависимости от выполняемых ими функций и факторов внешней среды.
  • Два растения в горшках с поддонами.
  • Модель зависимости растений от факторов внешней среды.
  • Вода, лейки.

Ноябрь

Занятие

№ 9

«Пластмасса: ее качества и свойства»

  • Учить детей распознавать предметы из пластмассы.
  • Побуждать детей определять её качества (гладкая или шероховатая, изделия из неё окрашены в разные цвета), и свойства (водонепроницаемая, ломкая, плавится, гибкая).
  • Воспитывать интерес к современным материалам. 
  • Различные по форме, цвету, величине изделия из пластмассы, (пластмассовые стаканчики, электрический чайник, настольный органайзер, телефонный аппарат).
  • Вода.
  • Пластмассовые пластинки, спиртовка, спички.
  • Алгоритм описания свойств материала.

Занятие

№ 10

«Металл: его качества и свойства»

  • Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
  • Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
  • Металлические предметы
  • Ёмкость с водой.
  • Свеча
  • Магнит.
  • Сундук с деревянными и резиновыми предметами
  • Иллюстрации по теме.
  • Варежки с магнитом.
  • Лист бумаги.

Занятие

№ 11

«Бумага: ее качества и свойства»

 

  • Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, ее производстве, истории ее создания.
  • Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением.
  • Разные виды бумаги.
  • Ёмкости с водой.
  • Ножницы.
  • Квадратный лист белой бумаги.

 

Занятие

№ 12

«Древесина: ее качества и свойства»

  • Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
  • Деревянные предметы, емкости с водой.
  • Небольшие дощечки и бруски.
  • спиртовка, спички.
  • Сапожный нож.
  • Спилы для счета годовых колец.
  • Термос с горячей водой, кружка.

Декабрь

Занятие

№ 13

«Нужен ли растениям снег зимой?»

  • Помочь детям выявить роль снега в жизни растений.
  • 2 емкости с водой.
  • Снег.

Занятие

№ 14

«Лед и снег –

тоже вода»

  • Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.
  • Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
  • Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.
  • Прививать бережное отношение к воде.
  • Ёмкости со снегом и льдом.
  • Маленький молоток.
  • Спиртовка
  • Салфетки.

Занятие

№ 15

«Изготов-

ление цветных льдинок»

  • Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
  • Формочки.
  • Баночки.
  • Гуашевые краски.
  • Вода.

Занятие

№ 16

«Опыт: вода – раствори-

тель»

 

  • Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека.
  • Закрепить свойства воды – вода растворитель.
  • Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации.
  • Развивать навыки лабораторных опытов по схемам.
  • Закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.
  • Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы.
  • Стеклянные воронки и стеклянные палочки.
  • Фильтрованная бумага.
  • Лупа.
  • Сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.

 

Январь

Занятие

№ 17

«Ткань: ее качества и свойства»

  • Узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
  • Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов.
  • Ножницы.
  • Спиртовка
  • Спички.
  • Ёмкости с водой.
  • Алгоритм описания свойств материала.

Занятие

№ 18

«Стекло: его качества и свойства»

  • Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).
  • Предметы, сделанные из стекла.
  • Стакан с водой.
  • Краски.
  • Деревянные палочки.

Занятие

№ 19

«Магнит – фокусник»

  • Знакомство с понятием "магнит".
  • Формирование представлений о свойствах магнита.
  • Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
  • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
  • Магниты.
  • Металлические предметы (скрепки, болты, саморезы).
  • Картон.
  • Салфетки.
  • Стаканы с водой.
  • Крупа.

Февраль

Занятие

№ 20

«Почему лампочка светит?»

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»

  • Познакомить детей с принципом работы электрической лампочки.
  • Развивать умения выдвигать гипотезы и предположения, анализировать сопоставлять различные факты, делать выводы и заключения.
  • Батарейки плоские.
  • лампочки для карманного фонарика.
  • Соединительные провода, выключатели, схема соединения электрической цепи.
  • Схемы правил безопасности при использовании электричества в быту.

Занятие

№ 21

«Солнечные зайчики»

  • Познакомить с естественным источником света – солнцем.
  • Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
  • Развивать смекалку, любознательность.
  • Вода.
  • Зеркало.
  • Баночка.
  • Пластина из нержавеющей стали (на каждого ребёнка).

Занятие

№ 22

«Теневой театр»

  • Продолжать знакомиться со свойствами света и тени.
  • Развивать творческое воображение.
  • Воспитывать наблюдательность.
  • Лампа.
  • Экран.
  • Фигурки теневого театра.

Занятие

№ 23

«Как увидеть и услышать электри-

чество?»

  • Продемонстрировать детям проявление статического электричества.
  • Теплый свитер.
  • Кусочки шерстяной или синтетической ткани.
  • Вода.
  • Воздушный шарик.
  • Расческа.

Март

Занятие

№ 24

 «Поющая струна»

  • Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)
  • Проволока без покрытия.
  • Деревянная рамка.

Занятие

№ 25

«Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

  • Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства.
  • Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве.
  • Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения (гранит, мрамор).
  • Показать изделия из драгоценных камней.
  • Наборы речных и морских камней.
  • Сосуд с водой, лупа.
  • Салфетки на каждого ребенка.
  • Пластилин.
  • Керамзит, гранит, кремень .
  • Лимон, сахар, соль.
  • «Ящик ощущений».
  • Фото: памятник А.С.Пушкину, памятник неизвестному солдату и т.д. 

Занятие

№ 26

«Живые камни»

  • Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.
  • Разнообразие семян разных садовых растений.
  • Почва, лейка, горшок.

Занятие

№ 27

«Знакомство со свойствами воздуха»

  • Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.
  • Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле.
  • Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
  • Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
  • Воздушные шары на каждого ребенка.
  • Банка с водой, стаканчики и соломинки.
  • Свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.

 

Апрель

Занятие

№ 28

«Неизвест-

ное – рядом»

  • Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня, как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку.
  • Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород; при горении образовывается пепел, зола, угарный газ.
  • Познакомить со способами тушения пожара.
  • Учить соблюдать правила безопасности при проведении опытов.
  • Камни.
  • Свеча.
  • Банка.
  • Бутылка с отрезанным дном.
  • Спички.

Занятие

№ 29

«Этот загадочный космос»

  • Познакомить детей с символикой созвездий.
  • Вызвать интерес к космическому пространству.
  • Расширять представления о профессии космонавта.
  • Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.
  • Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей.
  •  Фонарик, линейка.

 

Занятие

№ 30

«Круговорот воды в природе»

  • Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации.
  • Кастрюля с водой и стеклянной крышкой.
  • Ноутбук, проектор и экран.

Занятие

№ 31

«Испарение влаги с листьев растений»

  • Дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений.
  • Растение.
  • Полиэтиленовый пакет.
  • Нить.

Май

Занятие

№ 32

«Неизвест-

ные семена»

  • Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять, как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы.
  • Разнообразие семян разных садовых растений.
  •  Почва, лейка, горшок.

Занятие

№ 33

«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

  • Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков.
  • Аудиозапись со звуками, произносимыми насекомыми.
  • Ноутбук, проектор.

Занятие

№ 34

«Мы пишем книгу»

  • Совершенствовать графические умения.
  • Побуждать участвовать в коллективном создании книги.
  • Учить понимать, что от отношения к работе зависит её результат.
  • Бумага.
  • Краски, кисти.
  • Карандаши.
  • Фломастеры.
  • Картон.
  • Клей.
  • Ткань.
  • Нитки, игла.

Используемая литература.

1. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» - Москва, 2002 г.

5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.

6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М.: Карапуз, 2005 г.

7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005г.

8. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий, Волгоград: Учитель, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа в старшей, подготовительной группе

  Рабочая программа в старшей, подготовительной группе...

Рабочая программа для воспитанников подготовительной группы МБДОУ детский сад №3 на 2014-2015г.

Рабочая программа для детей ощеразвивающей направленности от 6 до 7 лет....

Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительная группа

Расбочая программа воспитателя в подготовительной группе...

рабочая программа воспитателя в подготовительной группе по программе "От рождения до школы" ФГОС

рабачая программа воспитателя в подготовительной группе по фгос...

Рабочая программа в старше-подготовительной группе по программе "Детство"

Данная рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС ДО. Она содержит целевой, содержательный и организационный разделы рабочей программы, которая разработана на основе образовательной програм...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...