Рабочая программа кружка "Умные пальчики" в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
План работы по зкспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umnye_palchiki.docx | 77.24 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 53»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. САРАТОВА
410035, г. Саратов, ул. Бардина, здание 6а, тел. факс: (845-2) 62-42-24
E-mail: grinpolyanka53@yandex.ru
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МДОУ «Детский сад № 53»
__________ Острикова С.П.
Рабочая программа кружка
«Умные пальчики»
для детей подготовительной группы
«Родничок».
Руководители кружка:
Горелова И.П.
Чебунина С.М.
г. Саратов
2022-2023 уч.год
Пояснительная записка
Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Умные пальчики» для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
- Развитие умственных способностей.
- Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Развивать познавательные умения (анализировать наблюдаемое, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
- Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Педагогическая работа с детьми.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 30 минут. Гибкая форма организации деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенность детей, желание, состояние здоровья, уровень овладения навыками. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности.
Занятия проходят в форме игры, для обыгрывания определённого сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры.
Срок реализации программы - 1 год.
Ожидаемые результаты:
- Дети будут использовать усвоенные способы экспериментальных действий в различных видах деятельности.
- Изменятся качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).
- Повысится уровень познавательных способностей детей.
- Улучшатся качества подготовленности детей к школьному обучению.
Основные направления работы, формы и способы их реализации.
№п/п | Основные направления работы | Способы и формы их реализации |
1 | Создание предметно-развивающей среды | - Создание уголка экспериментирования; - Создание полочки «умных книг» для детей и взрослых. |
2 | Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности | Обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности. |
3 | Взаимодействие с семьей | Ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности (консультации, папки-передвижки, информационные стенды, родительские собрания, мастер-класс). |
План работы кружка
Месяц | Тема | Задачи | Оборудование |
Сентябрь | Занятие № 1 «Знакомство с оборудованием для экспериментирования» |
|
|
Занятие № 2 «Сухая и влажная почва» |
|
| |
Занятие № 3 «Удивительный песок» |
|
| |
Занятие № 4 «Песок и глина» |
|
| |
Октябрь | Занятие № 5 «Почему осенью листья желтеют?» |
|
|
Занятие № 6 «Микроскоп и клетка» |
|
| |
Занятие № 7 «Живой кусочек» |
|
| |
Занятие № 8 «Куда тянутся корни?» |
|
| |
Ноябрь | Занятие № 9 «Пластмасса: ее качества и свойства» |
|
|
Занятие № 10 «Металл: его качества и свойства» |
|
| |
Занятие № 11 «Бумага: ее качества и свойства»
|
|
| |
Занятие № 12 «Древесина: ее качества и свойства» |
|
| |
Декабрь | Занятие № 13 «Нужен ли растениям снег зимой?» |
|
|
Занятие № 14 «Лед и снег – тоже вода» |
|
| |
Занятие № 15 «Изготов- ление цветных льдинок» |
|
| |
Занятие № 16 «Опыт: вода – раствори- тель»
|
|
| |
Январь | Занятие № 17 «Ткань: ее качества и свойства» |
|
|
Занятие № 18 «Стекло: его качества и свойства» |
|
| |
Занятие № 19 «Магнит – фокусник» |
|
| |
Февраль | Занятие № 20 «Почему лампочка светит?» Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» |
|
|
Занятие № 21 «Солнечные зайчики» |
|
| |
Занятие № 22 «Теневой театр» |
|
| |
Занятие № 23 «Как увидеть и услышать электри- чество?» |
|
| |
Март | Занятие № 24 «Поющая струна» |
|
|
Занятие № 25 «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?» |
|
| |
Занятие № 26 «Живые камни» |
|
| |
Занятие № 27 «Знакомство со свойствами воздуха» |
|
| |
Апрель | Занятие № 28 «Неизвест- ное – рядом» |
|
|
Занятие № 29 «Этот загадочный космос» |
|
| |
Занятие № 30 «Круговорот воды в природе» |
|
| |
Занятие № 31 «Испарение влаги с листьев растений» |
|
| |
Май | Занятие № 32 «Неизвест- ные семена» |
|
|
Занятие № 33 «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» |
|
| |
Занятие № 34 «Мы пишем книгу» |
|
|
Используемая литература.
1. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» - Москва, 2002 г.
5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.
6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М.: Карапуз, 2005 г.
7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005г.
8. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий, Волгоград: Учитель, 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа в старшей, подготовительной группе
Рабочая программа в старшей, подготовительной группе...
Рабочая программа воспитателя в подготовительной группе в соответствии с ФГОС по программе Детство.
Титульный лист. ...
Рабочая программа для воспитанников подготовительной группы МБДОУ детский сад №3 на 2014-2015г.
Рабочая программа для детей ощеразвивающей направленности от 6 до 7 лет....
Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительная группа
Расбочая программа воспитателя в подготовительной группе...
рабочая программа воспитателя в подготовительной группе по программе "От рождения до школы" ФГОС
рабачая программа воспитателя в подготовительной группе по фгос...
Рабочая программа в старше-подготовительной группе по программе "Детство"
Данная рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС ДО. Она содержит целевой, содержательный и организационный разделы рабочей программы, которая разработана на основе образовательной програм...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...