Программа кружка Умные пальчики
методическая разработка (средняя группа) на тему
В основу программы заложены педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения. Практический раздел включает развивающие занятия для детей в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_umnye_palchiki.docx | 569.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Отличительнаяособенность данной программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Программа направлена на всестороннее развитие ребёнка, по средствам развития мелкой моторики рук. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Направленность программы.
Содержание программы направлено на реализацию интегрированного подхода к обучению и воспитанию у детей. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Новизна программы
В основу программы заложены педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения. Практический раздел включает развивающие занятия для детей в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель:
Укрепление и развитие рук, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формирование воспитание нравственно-волевых качеств: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности.Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения
Задачи:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
- формирование практических умений и навыков;
- обучения различным навыкам работы с бумагой, пластилином, крупами.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Формы:
• Самомассаж кистей рук;
• Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
• Рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, лепка.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Ожидаемые результаты:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцеврук до уровня соответствующего данному возрасту.
- Умение ориентироваться на плоскости.
- Улучшение речевой активности.
- Овладение разными видами ручной умелости.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в
- художественной деятельности.
- Овладение нормами этики поведения.
Программа осуществляется по следующим направлениям:
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и
координации движений.
Пальчиковый игротренинг
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
«Ручная умелость»
Рисование пластилином
Аппликация
Оригами
Развитие графических навыков
Рисование по трафаретам.
Штриховка.
Дорисовка.
Игры и действия с мелкими предметами.
Узнавать предметы на ощупь.
Работа с крупой, фасолью, горохом.
Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами
упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж
которыхположительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе «Ручная умелость»дети знакомятся с техникой рисования
пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии ( техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
В разделе«Графические навыки»дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры с предметами»У детей совершенствуются двигательные навыки ,развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Для работы по данным направлениям выделены 3 этапа работы:
Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры.
Стремясь установить доверительные отношения, взрослый обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, часто берет ребенка на руки; проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам. Обучение проводится в мягкой форме без насилия.
В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями.
Непосредственно – эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводили в форме игры. Взрослый учит жестом и словом выражать свое отношение к игрушке, людям. Он демонстрирует семиотическое значение движений, несущих различный обобщенный смысл, при этом связывая их с образом песен, стихов, потешек: пожать плечами, покачать головой (как «мишка»), топнуть ножкой («рассердился мишка»), погрозить пальчиком (как курочка в песенке «Цыплята»). Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении. Взрослый
побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей.
Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.
Второй этап направлен на развитие зрительного внимания,
образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).
На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно - двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр («Намотаем клубочек ниток», «Собери снеговика» и т.д.).
Третий этап - реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно – потребностной основы деятельности, интереса к её результатам.
На этом этапе обучали ребенка работать с различными материалами, выполнению заданий, поделок с использованием различных техник.
- Программа рассчитана на один год обучения.
- Занятия проводятся 2 раза в неделю с детьми (2 – 3 лет) младшего возраста.
- Всего 60 занятия в год.
- Длительность занятия – 15 мин.
- Форма обучения – групповые занятия.
Форма проведения итогов:
- Открытое занятие
- Выступление на открытых мероприятиях в ДОО
Учебно - тематический план
№ | Тема занятий | Общее количество часов | В том числе | |
теоретические | практические | |||
1. | «Овощи и фрукты» | 8 | 1 | 7 |
2. | «Животные» | 8 | 1 | 7 |
3. | «Елочка» | 8 | 2 | 6 |
4. | «Снег-снежок» | 6 | 2 | 4 |
5. | «Птицы» | 8 | 2 | 6 |
6. | «Одежда» | 8 | 2 | 6 |
7. | «Цветок-лепесток» | 8 | 2 | 6 |
8. | «Солнышко» | 6 | 2 | 4 |
Итого часов: | 60 | 14 | 46 |
Месяц | № п/п | Тема | Цель |
Октябрь | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Вводное занятие Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. Пальчиковая игра «Капуста» «Овощи и фрукты» "Собираем урожай «Золушка» «Заверни подарок» Пальчиковая игра «Горошек» | Знакомство детей со строением рук, названиям пальцев, их функциональным назначением Формировать умение детей вращать карандаш между ладонями. Упражнять детей в умении соединять кончики пальцев, слушать словесную инструкцию. Учить детей работать с трафаретами фруктов, обводить точно по контуру. Учить детей скатывать шарики из пластилина между ладонями. Упражнять детей в сортировке овощей и фруктов по категориям разной величины. Учить детей заворачивать и разворачивать маленькие предметы в фольгу. Упражнять детей в умении соединять кончики пальцев, слушать словесную инструкцию. |
Ноябрь | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Самомассаж ладоней и пальцев рук «Ёж и ежата» Подарок для мышек и мышат" «Чтобы мишке было теплее» «Помоги зайке» «Красивые браслет для лисички» «Покормим кошечку» Красивая шапка для волка | Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку. Учить детей втыкать спички в пластилиновый комочек Учить сортировать семечки тыквы и подсолнуха Учить детей мелко рвать кусочки бумаги и засыпать мишку. Учить детей правильно соотносить предметы по цвету и величине. Учить детей нанизывать цветные бусины разной величины на веревочку. Учить детей складывать мелкие зернышки в узкое отверстие (ротик кошечки) Развивать мелкую моторику рук. Учить детей размазывать пластилин по трафарету. Учить украшать свою работу мелкими зернышками семян. |
Декабрь | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Самомассаж ладоней и пальцев рук. «Снегопад в лесу» «Украшаем елочку» «Елочка-иголочка» «Елочные игрушки» «Самомассаж ладоней и пальцев рук» «Украшаем елочку» «Снег на деревьях» | Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку. Учить на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты. Продолжать учить детей отщипывать от большего куска пластилина меньший и скатывать в шарик. Продолжать учить детей располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений. Учить детей разрывать бумажную салфетку на мелкие кусочки. Учить пользоваться клеем и кисточкой. Развивать интерес к работе. Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку Учить детей украшать новогоднюю елку разноцветными игрушками разной величины. Упражнять детей в украшении комочками ваты веток деревьев. Развивать мелкую моторику рук. |
Январь | 1. 2. 3. 4. 5. 6. | Самомассаж ладоней и пальцев рук. «Разноцветные снежинки» «Снежинки» «Выложи узор» Самомассаж ладоней и пальцев рук. «Снежинка из пуговиц» | Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку. Учить детей правильно держать фломастер в руках. Показать приемы раскрашивания. Учить детей рисовать снежинки на манке. Развивать тактильные ощущения рук. Учить детей по образцу, выложить при помощи счетных палочек узор снежинки. Развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку. Упражнять детей в выкладывании на трафарете снежинку при помощи пуговиц разной величины. |
Февраль | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Самомассаж ладоней и пальцев рук. «Поможем птицам» «Напоим птиц» «Червячки для грачей» «Самомассаж ладоней и пальцев рук.» «Кормушка» «Подбери перышко» «Раскрасим птичку» | Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку. Учить детей выкладывать из ваты гнездо для птиц. Развивать тактильные ощущения рук. Учить детей работать с пипеткой и водой. Развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру. Продолжать учить детей работать с пластилином. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку. Учить детей работать с крупами. Развивать тактильные восприятия. Воспитывать желание помогать птицам. Учить детей подбирать перышки разной величины. Развивать тактильное восприятие. Учить детей правильно держать фломастер в руках. Показать приемы раскрашивания. |
Март | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | «Самомассаж ладоней и пальцев рук.» «Недошитое платье» «Шнуровка» "Сушка белья" «Самомассаж ладоней и пальцев рук.» «Раскрасим платье» «Шнуровка» «Пуговички» | Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку. Учить детей «пришить» воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали. Развивать познавательную активность стремления к самостоятельному познанию. Продолжать работу над умением нанизывать бусины на веревочку. Развивать моторику рук. Продолжать учить пристегивать прищепками кукольную одежду на веревку. Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку. Продолжать учить детей правильно держать фломастер в руках. Показать приемы раскрашивания. У детей зашнуровывать обувь. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Учить детей застегивать пуговицы разного размера. Развивать мелкую моторику рук. |
Апрель | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Самомассаж ладоней и пальцев рук. «Посадка фасоли» «Закрути бутылочки» «Цветик-семицветик» Самомассаж ладоней и пальцев рук. «Соберем цветок» «Красивые цветы» «Цветы для мамы» | Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку. Учит детей в песке пальцем делать ямки и сажать семена. Воспитывать желание доводить начатое до конца. Учить детей закручивать и раскручивать крышки на бутылочках, баночках разных размеров. Найти в коробке с сухим песком лепестки от цветика-семицветика. Учить детей прикреплять с помощью липучки лепестки к сердцевине. Называть цвета. Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку. Учить детей собирать цветок проговаривая его части (Корень, стебель, листок, цветок) Учить детей правильно держать фломастер в руках. Показать приемы раскрашивания. Продолжать учить детей собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость. |
Май | 1. 2. 3. 4. 5. 6. | Самомассаж ладоней и пальцев рук. «Лучики» «Солнышко» «Солнечные лучики» Самомассаж ладоней и пальцев рук. «Солнышка лучи» | Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку. Развивать умение детей располагать фигуры по всему листу, а также умение составлять несложный узор из геометрических фигур на квадрате; развивать эстетический вкус.
Учить детей располагать скрепки по всему периметру образца солнышка. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Учить детей нанизывать через отверстия в макете солнышка веревочки (лучики). Воспитывать усидчивость, доводить начатое до конца. Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку. Продолжать учить работать с пластилином. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. |
Список используемой литературы
1. Л. П. Абрамова “Бушки-барашки. Пальчиковые игры”, издательство “Карапуз”
2. С. Е. Большакова “Формирование мелкой моторики рук”, изд.”Сфера”
3. С.Е. Гаврилова. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.Ярославль: Академия развития, 2009
4. И.А. Лыкова«Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005
5.Л. А. Парамонова “Развивающие игры для детей”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)
Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения - 1 год...
Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)
Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения - 1 год...
Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Пояснительная записка.В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важны...
Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...
Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"
Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование), предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....