Программа кружка "Умные пальчики" для детей раннего возраста (2-3 года)
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Калинина Елена Федоровна

Данная программа кружка позволяет интересно и полезно провести занятия с детьми. Занятия  на нескольких техниках: пластилинография, аппликация, рисование ладошками, рисование песком на экране. На каждый месяц представлены занятия по пальчиковой гимнастике.

Обратите внимание: самая любимая гимнастика для детей: "Елочка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ

Краснозвездинский детский сад

«Ручеек»

Программа кружка

«Умные пальчики»

На 2019-2020 учебный год

(2-3 года)

Подготовила воспитатель:   Калинина Елена Федоровна

С.Красная Звезда , 2019 г.

Пояснительная записка

             Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их возникновение также тесно связано с предметной деятельностью.

               В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и различные нетрадиционные приемы и техники.

          Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

              Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период, в течение которого он знакомится с основными свойствами нужных материалов, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги.

               Первые штрихи ребенка еще ничего не выражают, хотя и имеют важное значение для развития изобразительной деятельности. В возрасте от 1 года 8 месяцев до 3 лет под влиянием рассматривания картинок, наблюдения процесса рисования взрослыми и некоторого личного опыта ребенок усваивает, что лист бумаги, исчерченный карандашом, представляет собой «рисунок» или «картину». Чтение собственного рисунка происходит совершенно случайно – несколько линий вызывают по ассоциации образ того или иного предмета. Ребенок делает важное открытие: его рисунок что-то изображает. Причем одно и то же сочетание линий может быть истолковано ребенком по-разному. Например, когда мальчик одно и то же сочетание линий первый раз определил как «дядя», на следующий день – как «винтик», а через два дня – как «муха».

          Творчество в широком смысле, по мнению В.С. Мухиной, это деятельность, направленная на получение чего-то нового.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

В процессе творчества развиваются все виды памяти. Образная память, по мнению В.С. Кузина, имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно-пространственные соотношения линий.

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша, пальца или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

              Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, орнаментов и т.д.

         Пластилинография -       это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность, эта работа дает простор детской фантазии, способствует проявлению творческих способности.

          Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности, доступный практически каждому и не требующий большой специальной подготовки. Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Этот необычный вид называется «Искусство песка». Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогощается и развивается внутренний мир ребенка. Знакомит ребенка со свойствами песка, развивает познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность. Также такое творчество развивает навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний, умение совместно работать со сверстниками. Очень хорошо развивает координацию движения рук и пальцев

Календарный план кружка

ОКТЯБРЬ

Недели

Разминка

Пальчиковая гимнастика

Характер занятия

Задачи

1

Самомассаж «Ежики в ладошках»

    Осень краски все смешала (вращательные движения кистями, наматываем клубочки),

      Каравай свой выпекала (протянуть руки вперед вверх ладонями),

     Желтый листик для Степана (загибаем пальцы, начиная с большого),

     Красный листик для Ивана,

     Лист зеленый для Алены,

     для Антона гриб огромный,

     а для маленького Стаса – нет у осени запаса.

Рисование песком

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на экране. Приемы рисования: получение точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер: мелкий, капельками, сильный ливень.

2

Самомассаж «Катание карандаша или палочки по столу»

Пластилинография «Падают, падают листья»

Создание рельефного осеннего листа, путем отщипывания кусочков пластилина (желтого, красного, зеленого) и примазывание к фону – листу. Развитие чувства цвета и мелкой моторики.

3

Самомассаж «Мы погладим наши ручки» (поглаживание пальчиков в разных направлениях)

Рисование пальчиками «Осеннее окошко»

Создание коллективной композиции «Листопад». Освоение техники пальчиковой живописи (отпечатки на бумаге)

4

Самомассаж «Катание карандаша между ладонями»

Сортировка «Мастерская золушки»

Умение сортировать предметы по признакам

НОЯБРЬ

1

Самомассаж «Ежики в ладошках»

Маша каши наварила, (круговые движения кистями)

Маша кашей всех кормила. (сгибают и разгибают кулачки)

Положила Маша кашу

Кошке в чашку,

Жучке в плошку (загибать по одному пальчику)

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, циплятам

И в корыте – поросятам.

Всю посуду заняла, все до крошки раздала! (сгибают и разгибают кулачки)

Аппликация «Пушистая тучка» коллективная композиция

Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Освоение элементов бумажной пластики. Создание композиции из мятой бумаги.

2

Самомассаж «Катание карандаша или палочки по столу»

Рисование песком «Ветер – ветер, ты могуч»

Научить элементам дыхательной гимнастики с отражением пальцами. Умение отображать заданный рисунок (карточка) на песке. Ровная линия – нет ветра, зигзаг – сильный ветер и т.д.

3

Самомассаж «Мы погладим наши ручки» (поглаживание пальчиков в разных направлениях)

Лепка «Сушки для Танюшки»

Научить детей действовать по показу – раскатывать из пластилина колбаски и соединять концы между собой путем придавливания, различать цвета, любоваться готовым изделемю

4

Самомассаж «Катание карандаша между ладонями»

Рисование ладошками «Аквариум»

Умение рисовать ладошками – ставить отпечатки, Сначала свободное рисование, затем рисуем осьминогов в аквариуме

Декабрь

1

Самомассаж «Ежики в ладошках»

     Перед нами елочка (соединяем пальцы рук в елочка),

 шишечки (пальцы в кулачек),

  иголочки (указательные пальцы),

Шарики (пальцы в шарик),

 Фонарики (показываем фонарики),

Зайчики (ушки)

и свечки (прижимаем ладошки и пальцы друг к другу),

звезды (прижимаем ладони с раздвинутыми пальцами),

человечки (два пальца бегают по коленке)

Аппликация «Снеговик»

Вовлечение в сотворчество с воспитателем, умение наклеивания ватных дисков, цветной бумаги

2

Самомассаж «Катание карандаша или палочки по столу»

Рисование пальчиками «Снежок порхает, кружится»

Создание образа снегопада, закрепление приемов рисования пальчиками. Развитие творческой фантазии.

3

Самомассаж «Мы погладим наши ручки» (поглаживание пальчиков в разных направлениях)

Рисование песком «Елочка»

Закреплять умение рисовать по образцу, новогодние шарики на елочке.

4

Самомассаж «Катание карандаша между ладонями»

Лепка «Снег идет»

Расширять представление о зиме, учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикреплять на расстоянии друг от друга.

Январь

1

Самомассаж «Ежики в ладошках»

     Перед нами елочка (соединяем пальцы рук в елочка),

 шишечки (пальцы в кулачек),

  иголочки (указательные пальцы),

Шарики (пальцы в шарик),

 Фонарики (показываем фонарики),

Зайчики (ушки)

и свечки (прижимаем ладошки и пальцы друг к другу),

звезды (прижимаем ладони с раздвинутыми пальцами),

человечки (два пальца бегают по коленке)

Рисование песком «дорожка в лес»

Развитие внимания, связанного с координацией движений, развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, развитие умения выполнять действия по инструкции.

2

Самомассаж «Катание карандаша или палочки по столу»

Лепка «Снежинка»

Продолжаем беседу о зиме, формируем восприятие окружающего мира. Закрепляем умение приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилина.

3

Самомассаж «Мы погладим наши ручки» (поглаживание пальчиков в разных направлениях)

Рисование «Муравьиные заботы»

Учим детей рисовать прямую линию, загибающуюся на конце (усики муравья), формировать умение выявить недостающий элемент рисунка путем сравнения двух изображений, развивать изображение, фантазию.

4

Самомассаж «Катание карандаша между ладонями»

Аппликация из крупы «Ромашка»

Развиваем навык нанесения клея на основу, не выходя за контур, учим брать крупу щипковым захватом и нанесение на клей.

Февраль

1

Самомассаж «Ежики в ладошках»

Туча по небу плыла (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара)

Вдруг из тучи над землей

Полетел снежинок рой. (Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти)

Ветер дунул, загудел (Подуть на кисти рук)

Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими)

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится (вращать кистями рук, попеременно скрещивая руки)

Лепка «Снеговик»

Учить скатывать большие и маленькие комочки из пластилина, соединять их между собой. Закрепляем приемы работы с пластилином – отщипывание, скатывание, сплющивание. Развиваем мелкую моторику рук.

2

Самомассаж «Катание карандаша или палочки по столу»

Рисование песком «Яблоки и груши)

Учим рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

3

Самомассаж «Мы погладим наши ручки» (поглаживание пальчиков в разных направлениях)

Рисование ватными палочками «Звездочки в небе»

Учим детей пользоваться гуашью, учим детей рисовать звездочки нетрадиционным методом рисования (ватными палочками), закрепляем умение детей различать и называть цвета, развиваем мелкую моторику рук, внимание, умение ориентироваться в пространстве.

4

Самомассаж «Катание карандаша между ладонями»

Рисование «Яблочки для яблоньки»

Развиваем умение наносить кружочки на дерево – яблоньку, формировать умение выявить недостающий элемент рисунка путем сравнения двух изображений, развивать изображение, фантазию.

Март

1

Самомассаж «Ежики в ладошках»

Наш красивый петушок (обе руки сжаты в кулачки)

Кверху поднял гребешок (Разжать ладони)

Крылышками машет (кистями помахать в воздухе)

На лужайке пляшет.

Зерна разные клюет. (стучим указательными пальцами по коленке или столу)

Пестрых курочек зовет

Рисование губкой – трафаретом «Бусы для любимой мамочки»

Умение делать оттиски на заданной траектории (ниточке), формируем интерес к достижению результата.

2

Самомассаж «Катание карандаша или палочки по столу»

Аппликация «Платок для бабушки)

Учим детей составлять композицию из готовых фигур: квадрата и круга одного размера, оттачиваем умение наклеивать заготовленные формы, располагая их в нужном месте.

3

Самомассаж «Мы погладим наши ручки» (поглаживание пальчиков )

Пластилинография «Звездное небо»

Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии. Развивать композиционное и пространственное восприятие.

4

Самомассаж «Катание карандаша между ладонями»

Рисование песком «Солнышко, куда ты прячешься»

Учим рисовать лучики прерывистыми линиями и сплошными. Закрепляем навыки рисования кругов. Снятие психоэмоционального напряжения.

Апрель

1

Самомассаж «Ежики в ладошках»

Гномы гостей приглашали. (Сначала сжать кулачки, потом растопырить пальцы)

Гномы гостей угощали

Каждому гостю досталось варенье (дотронуться до каждого пальца противоположной руки)

Пальчики склеило то угощение (тесно склеить все пальцы попарно)

Плотно прижалась ладошка к ладошке,

Гости не могут взять даже ложки (прижать сильно ладони)

Рисование «Птицы прилетели»

Научить детей рисовать галочку, изображая летящий клин птиц, развивать чувство композиции

2

Самомассаж «Катание карандаша или палочки по столу»

Рисование песком «Гора самоцветов»

Развитие тактильной чувствительности, творческой фантазии, сенсорных представлений, регуляция мышечного напряжения, расслабления. Учим равномерно наносить песок на экран.

3

Самомассаж «Мы погладим наши ручки» (поглаживание пальчиков в разных направлениях)

Лепка «Домик для улитки»

Продолжаем учить раскатывать пластилин в виде колбаски, скатывать колбаску в спираль; развиваем интерес к работе с пластилином. Учим лепить по образцу.

4

Самомассаж «Катание карандаша между ладонями»

Аппликация «Подсолнух»

Развиваем умение наклеивать разные формы (лепестки, семечки) в нужное место, формируем интерес к результату.

Май

1

Самомассаж «Ежики в ладошках»

Пальцы широко раздвину. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу,

Руки так соединю. (пальцы раздвинуты в стороны),

Это солнышко с лучами. (пошевелить пальцами)

Рады все его теплу.

Рисование «Травушка-муравушка»

Упражнять детей в рисовании кисточкой штрихов-линий от края листа (травка на полянке), формировать навык аккуратного и точного движения рукой, не выходя за пределы листа, развивать желание рисовать.

2

Самомассаж «Катание карандаша или палочки по столу»

Рисование песком «Свободное экспериментирование»

Совершенствуем умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развиваем фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

3

Самомассаж «Мы погладим наши ручки» (поглаживание пальчиков в разных направлениях)

Лепка «Весенний калейдоскоп»

Продолжаем закреплять умение отщипывать маленькие кусочки, формировать шарики и прикреплять к плоской поверхности, надавливая пальцем, закрепляем знание цветов, умение располагать в заданном месте.

4

Самомассаж «Катание карандаша между ладонями»

Аппликация «Праздничный салют»

Закрепляем умение наклеивания на фон шарики и звездочки,  располагая детали аппликации по поверхности листа, формируем интерес к результату работы.

Июнь

1

Самомассаж «Ежики в ладошках»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга

несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки –

«катаем машинку».)

Рисование кисточкой «Червячки для ципленка»

Продолжаем развивать умение рисовать разнообразные линии с помощью кисточки по сюжету, закрепляем название цветов, формируем интерес к сюжету.

2

Самомассаж «Катание карандаша или палочки по столу»

Игра на улице «Раскопки»

Учим находить предметы в песке, сортировать их по признаку, принадлежности : домашние и дикие животные, для домашних строим домик из песка, для диких лес и заселяем.

3

Самомассаж «Мы погладим наши ручки» (поглаживание пальчиков в разных направлениях)

Игра на улице «Раскопки»

Учим находить предметы в песке, сортировать их по признаку, принадлежности:  овощи и фрукты.

4

Самомассаж «Катание карандаша между ладонями»

Игра на улице «Раскопки»

Учим находить предметы в песке, сортировать их по признаку, принадлежности (шишки, шарики, кубики)

Июль

1

Самомассаж «Ежики в ладошках»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

Игра с песком «Варим кашу для Танюши»

Готовим обед из песка, учим лепить куличики, украшать торты, мешаем песочек с водой, кормим куколок из ложечки.

2

Самомассаж «Катание карандаша или палочки по столу»

Рисуем на улице «Штампики»

Знакомим с нетрадиционным рисованием: делаем оттиски разными овощами (звездочки из моркови, цветочки из картофеля) на бумаге гуашью.

3

Самомассаж «Мы погладим наши ручки» (поглаживание пальчиков в разных направлениях)

Рисуем песком «По замыслу»

Совершенствуем умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развиваем способности работать парами. Развиваем фантазию, интерес. Снятие тонуса.

4

Самомассаж «Катание карандаша между ладонями»

Лепка и рисование на тесте

Учим раскатывать тесто, создаем изображения на пласте теста: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком. Сравнение свойств песка и теста.

Август

1

Самомассаж «Ежики в ладошках»

С добрым утром, глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце.
Мы проснулись!

Лепка из теста «Вкусное угощение»

Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблочки) и легкое сплющивание. Развитие чувства формы и мелкой моторики.

2

Самомассаж «Катание карандаша или палочки по столу»

Рисование в книжках-раскрасках

Освоение техники раскрашивания контурных картинок, обыгрывание и дополнение рисунка.

3

Самомассаж «Мы погладим наши ручки» (поглаживание пальчиков в разных направлениях)

Аппликация «Вот какие у нас кораблики»

Аппликация на основе рисунка. Создание коллективной композиции «Кораблики плывут по ручейку». Закрепление навыка наклеивания готовых форм, развитие чувства формы.

4

Самомассаж «Катание карандаша между ладонями»

Рисование «Колобок катился по дорожке»

Учим детей рисовать по мотивам народных сказок. Вызываем интерес к созданию образа колобка, который катится по дорожке и поет песенку.

Сентябрь

1

Самомассаж «Ежики в ладошках»

Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим
Мы капустку трем, трем
Мы капустку жмем, жмем.

Лепка «Я умею лепить»

Продолжаем учить детей лепить самостоятельно, задумывать простую форму (колбаски, шары, бублики) и осуществлять замысел в лепке; воспитывать самостоятельность, развивать воображение, творческие способности.

2

Самомассаж «Катание карандаша или палочки по столу»

Рисование песком «Мы едем в гости»

Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе» , закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх-низ», «над-под», «центр-угол».

3

Самомассаж «Мы погладим наши ручки» (поглаживание пальчиков в разных направлениях

Рисование поролоном «Веселые мячики»

Умение делать оттиски на заданной траектории (дорожке), формируем интерес к достижению результата.

4

Самомассаж «Катание карандаша между ладонями»

Аппликация «Листочки танцуют»

Создание композиции из готовых форм – листочков, вырезанных воспитателем, закрепляем умение наклеивать готовые формы на основу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей раннего возраста (2-3 года)

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. При составлении рабочей программы учитывается Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста  2-3 годак условиям ДОУ»      Автор:воспитатель ...

Рабочая программа для детей раннего возраста 2-3 года группа «Петушок»

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. На...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)

Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...

Программа по адаптации детей раннего возраста (2-3 года) группы «Земляничка» к ДОУ 2022-2023 уч. год

Данная программа поможет вновь поступаюим малышам освоится в новых для них условиях, пройти этот этап наименее безболезненно...