"В гости к бабушке Варваре"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
НОД по развитию речи, с малыми фольклорными формами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_razvitiyu_rechi_v_sredn_gr.docx | 38.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 58»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Конспект НОД
по развитию речи и
ознакомлению с художественной литературой
в средней группе №2
Тема: «В гости к бабушке Варваре».
(малые фольклорные формы)
Подготовила и провела Воспитатель Шушкова Елена Николаевна ноябрь 2021 год |
г. Нижнекамск
Конспект НОД
по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой
в средней группе
« В гости к бабушке Варваре».
(малые фольклорные формы)
Дата проведения: ноябрь 2021г.
Программное содержание:
Цель: формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, скороговорки, небылицы, колыбельные).
Задачи:
- Закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм;
- Учить детей загадывать загадки, построенные на описании; исполнять колыбельные; рассказывать потешки;
- Формировать выразительность, точность речи, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;
- Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Оборудование: уголок в группе, оформленный под избу со столом, скамейками, посудой, самоваром. Бабушка Варвара - кукла из тетра «Бибабо». Игрушки на каждого ребенка, сундучок, игрушки: мышка, петушок, курочка, платок, ленты на палке.
Предшествующая работа: Разучивание потешек, загадок, скороговорок,
колыбельных, народных игр со словами.
Предварительная работа: Подготовка материала, расстановка материала и оборудования, проветривание группы, влажная уборка
Структура занятия:
- Вводная часть.
- Беседа, поездка в гости, в деревню.
-Сюрпризный момент- появление бабушки Варвары.
2. Основная часть.
1. Знакомство с потешками.
2. Игра с куклой.
3. Знакомство с загадками.
4. Игра «Курочка – рябушечка»
5. Знакомство со скороговорками.
6. Знакомство с небылицами.
7. Игра «Волшебный платочек».
8. Игра «Карусель».
9. Знакомство с колыбельной.
3. Заключительная часть.
-Подведение итога, анализ.
-Вручение подарков- сувениров.
Ход :
- Воспитатель:
Ребята, тема нашего занятия сегодня звучит так: «Малые фольклорные формы». Очень сложное название, давайте все вместе дружно повторим: «Малые фольклорные формы». Все вы спросите: «А что это?» Это – частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные, небылицы, скороговорки (дать детям возможность самим продолжить ряд). И относятся они к народному творчеству. А почему оно народное? (Потому, что их народ сочиняет).
Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке Варваре в деревню. А поедем мы на лошадках. Встаньте за мной. (Дети выстраиваются за воспитателем). Уселись поудобнее, вот мы и готовы отправиться в путь. Пока скачем по дорожке – цокаем язычком и произносим слова:
По дорожке ровной, гладкой,
Скачут быстрые лошадки:
Чок, чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.
Вот и деревня, а вот и домик бабушки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик, появляется бабушка – воспитатель надевает на руку куклу)
Бабушка Варвара:
Здравствуйте, детишки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли, я очень люблю гостей. Проходите, да на житье-бытье мое поглядите. (Приглашает детей в избу, предлагает присесть на стульчики)
- 1. А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками. Знаете ли вы, то такое потешки?
Дети:
Это веселые стишки.
Бабушка:
Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину, у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки – потешки. Тогда, когда умывали, купали их, причесывали, или когда ребенок делал первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Возьмите игрушки и давайте расскажем потешки.
(Бабушка берет куклу, гладит ее по голове и ласково приговаривает):
Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Понравилась вам потешка? Какие лаковые слова вы заметили? (Ответы детей)
Воспитатель:
Ой, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек, сиреневый кусточек.
Какие еще потешки вы знаете?
- Бабушка:
Ребята, а вы любите играть?
Дети:
Да, любим.
Бабушка:
Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить, играли так… играйте вместе со мной.
(Берет на колени куклу, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения):
Поехали, поехали
В лес за орехами.
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
В ямку … Бух!
Из ямки … Ух!
Воспитатель: А еще вот так играли:
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Пеку, пеку каравай,
Переваливай, валяй!
Понравились вам эти игры? В такие игры можно играть с куклами, они же ваши дочки.
- Бабушка:
Ребята, у меня для вас чудесный мешочек. Отгадайте, что лежит внутри. Как можно узнать об этом?
Дети:
Посмотреть в сундучок. Пощупать.
Бабушка:
(пробует открыть). Не открывается. Как еще можно узнать, что внутри?
Дети:
Угадать.
Бабушка:
Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадки – это короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. У меня для вас загадки. Отгадаете?
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Дети:
Мышка.
Бабушка:
Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?
(Ответы детей. Достает из сундучка мышку).
Воспитатель:
Послушайте следующую загадку:
На голове красный гребешок,
Под носом красная бородка,
На хвосте узоры,
На ногах шпоры.
Дети:
Петушок.
Воспитатель:
Правильно. А как вы догадались?
(Ответы детей. Достает петуха).
Бабушка:
Молодцы! И эту загадку отгадали. Дети, а вы знаете загадки? (Дети загадывают загадки друг другу)
Бабушка:
Квохчет-квохчет, деток созывает,
Всех под крыло собирает.
Дети:
Курица. (Бабушка показывает игрушку)
- Бабушка:
А сейчас мы поиграем все вместе. Игра называется
«Курочка-рябушечка». Я буду «курочкой», а вы моими «цыплятками».
(Воспитатель берет на себя роль «коршуна». «Коршун» отходит в сторону, а «цыплята» становятся позади «курочки» друг за другом. «Коршун» спрашивает):
- Курочка-рябушечка, куда пошла?
- На мельницу.
- Курочка-рябушечка, за чем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, кому вода?
- Ребятишкам.
- Курочка-рябушечка, ребята чьи?
- Мои. Они пить хотят, на всю улицу кричат!
Дети:
Пи-пи-пи-пи!
(Коршун бросается то в одну сторону, то в другую, стараясь схватить цыпленка, стоящего в самом конце. Курочка загораживает цыплят крыльями. А цыплята стараются увильнуть от коршуна.
Вдруг неожиданно игрушка-курица начинает что-то кудахтать, несколько раз повторяя): «От топота копыт пыль по полю летит».
Бабушка: (делает вид, что курица сказала ей на ухо):
- Ребята, курочка хочет поиграть с вами в игру. (Дети встают в круг и играют с курочкой в игру «Быстро и правильно», повторяют скороговорку, передавая игрушку по кругу).
Воспитатель:
А знаете ли вы, что мы сейчас произносили? Правильно, скороговорку.
- Я тут вчера вышла на улицу, а там… такое творилось, вот послушайте:
Курочка бычка принесла,
Поросенок яичко снес,
По поднебесью медведь летал,
Черным хвостиком помахивал!
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила – деток вывела,
Малых деточек – посяточек.
Поросятки по сучкам висят,
В небеса глядят, лететь хотят.
Воспитатель:
Ребята, знаете ли вы, что я вам сейчас рассказала? (Небылицу).
А что это такое? (То, чего на самом деле быть не может).
Скажите, что в этой небылице не так? (Ответы детей).
Детки, скороговорки и небылицы, которые мы с вами сейчас рассказывали, тоже являются малыми фольклорными формами.
- Давайте с вами поиграем в игру
«Волшебный платочек».
(Дети свободно двигаются по залу, выполняют плясовые движения. Музыка меняется на тихую, спокойную. Дети приседают и закрывают глаза ладошками. Бабушка, расправив платок, обходит ребят и кого-нибудь их них накрывает им).
Бабушка:
Раз! Два! Три!
Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте,
Поскорее отвечайте!
(Дети называют имя спрятанного под платком ребенка. Если угадали, то платок поднимают, а ребенок встает и прыгает под музыку и хлопки детей. Игра проводится несколько раз).
- Воспитатель:
Выходи играть, ребята,
Выходи играть, девчата.
Лента яркая – атлас
Закружит всех дружно нас!
Игра «Карусель». (Дети берутся за ленты, говорят слова и двигаются по кругу).
Еле-еле,еле-еле,
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра!
- Бабушка:
Детки, время уже позднее, нам пора с вами расставаться, а моим друзьям пора спать. Я хочу вас попросить убаюкать их. Скажите, а как это сделать? (Спеть колыбельную).
Правильно, ведь издревна маленьким детям перед сном бабушки и мамы пели колыбельные песни. При помощи колыбельных мамы оберегали своих детей. Слушая колыбельную, малыш быстро успокаивался и засыпал спокойным здоровым сном. Кто хочет спеть колыбельную? (Дети поют колыбельную)
Баю-баюшки –баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам волчок не ходи,
Нашу детку не буди. (Укладывают игрушки спать)
- Наши друзья уснули, ну а я хочу подарить сувениры - игрушки и сказать до свидания, до следующей встречи. (Бабушка раздаёт детям сувениры).
Воспитатель:
С какими малыми фольклорными формами мы познакомились?
Почему мы их относим к народному творчеству?
Вам занятие понравилось?
Ну, а теперь садимся на наши лошадки и поскакали в детский сад. (Цокая, дети скачут).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к бабушке Варваре
Занятие проводится в первой младшей группе по "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой. Это занятие показала педагогам нашего города в рамках городского мероприят...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ«В ГОСТИ К БАБУШКЕ ВАРВАРЕ» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
приучать детей слушать народную потешку; сопровождать чтение игровыми действиями; развивать разговорную речь детей, внимание, память; активизировать словарь детей словами: печка, черпачок, мисочка, фа...
Конспект занятия познавательно-речевого цикла для детей раннего возраста " В гости к бабушке Варваре".
Занятия для детей раннего возраста по развитию речи. В ходе занятия воспитатель знакомит детей с различными видами транспорта во время путешествия к бабушке Варваре. В гостях у бабушки Варвары дети вс...
«В гости к бабушке Варваре»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитиеЦель: Закрепить знания детей о домашних животных (собаке, к...
« В гости к бабушке Варваре »
Конспектнепосредственно образовательной деятельности по речевому развитию во II-ой младшей группе...
Сценарий праздника 8 Марта «В гостях у бабушки Варвары»
Сценарий праздника 8 марта...
План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: В гостях у бабушки Варвары "
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. "В гостях у бабушки Варвары"...