Конспект интегрированного досуга "Пуговица" (старшая логопедическая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Баканова Елена Викторовна

Познакомить детей с историей пуговицы. Актуализировать словарь по теме «Одежда». Закрепить знания детей о форме, цвете, материале, из которого сделаны предметы. Упражнять в образовании относительных, притяжательных прилагательных, дательного падежа существительных с предлогом К и без предлога, глаголов-антонимов. Учить составлять рассказ о предмете по опорной схеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pugovitsy_1.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №51 «Зоренька»








КОНСПЕКТ
интегрированного досуга
Тема: «Пуговица»
 

(старшая логопедическая

группа №7 «Пчёлки»)

                   Провели: 07.02.2018
                                     Подготовили: Григорьева Н.М.

                                      учитель-логопед высшей квалификационной категории
                                     Воспитатели гр. №7:
                                     Ларина Е.В. высшая квалификационная категория

                                      Игнатюк И.В.  первая квалификационная категория

 

                                      Тема: «Пуговица»

Цели:

     Коррекционно-образовательные: Познакомить детей с историей пуговицы. Актуализировать словарь по теме «Одежда». Закрепить знания детей о форме, цвете, материале, из которого сделаны предметы. Упражнять в образовании относительных, притяжательных прилагательных, дательного падежа существительных с предлогом К и без предлога, глаголов-антонимов. Учить составлять рассказ о предмете по опорной схеме.

     Коррекционно-развивающие: Развивать внимание, мышление, память, творческие возможности. Развивать знаково-символическую деятельность.

     Развивать фонематическое восприятие, навык звуко-слогового анализа слов.

     Воспитательные: Прививать интерес к обычным предметам нас окружающим, к творчеству, учить детей помогать друг другу в проведении исследовательской деятельности.

Сохранять здоровье детей путём проведения массажа пуговицами (пуговичный коврик), развития мелкой моторики (с помощь пуговицы).

   
Оборудование. Предметные картинки с изображением мужской рубашки, свитера, мужского пиджака, пальто для девочки или женщины для подведения к теме, а также другие предметы одежды с пуговицами. Листки с изображением нескольких пуговиц с 4-мя отверстиями. Маркер. Маркерная доска. Простые карандаши. Рисунки «Чья пуговица?» по числу детей. Звуковые дорожки из трёх квадратов для определения места звука в слове. Синие, красные и зелёные пуговицы. Пуговица для массажа. Опорная схема для составления рассказа о предмете. Коробка – пуговица с сюрпризом.

    Предварительная работа: изготовление массажного коврика из пуговиц, игра «Подбери подходящую по цвету пуговицу», «Назови форму пуговицы».


                                                    Ход занятия

Подведение к теме.

На доске или слайде картинки с изображением пиджака, пальто (женского), свитера, рубашки.

Логопед: Ребята, сейчас мы поговорим об одном предмете, очень необходимом человеку.
    Рассмотрите картинки и назовите одним словом всё что изображенное (Одежда). Найдите предмет, который не подходит к остальным.

     Дети могут сказать, что лишнее пальто, потому что остальные вещи мужские. Следует обратить внимание, что это правильно, но может быть и ещё один ответ.

Дети: Это свитер, потому что у него нет пуговиц, а у остальных они есть.

Логопед: Да, верно. Вот мы и поговорим о таком важном, необходимом, но таком маленьком предмете как пуговица. Немного расскажу вам об её истории. Пуговица – это небольшой предмет любой формы с отверстиями или ушком для пришивания к одежде, застежка на одежде или других швейных изделиях, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застегивание. Само слово «пуговица» произошло от слов пугать, пугалка, а возможно от слова пугва, т.е. выпуклость, горбок.
    Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды косточками животных, шипами растений, палочками. В Древнем Египте уже использовались пряжки, или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались. Однако, кто именно изобрел пуговицу, неизвестно. Одни ученые склонятся к тому, что это были греки или римляне, другие – что пуговица пришла из Азии, где делались они преимущественно из слоновой кости.

Воспитатель: Давайте рассмотрим пуговицы. Какого цвета бывают пуговицы? Каким образом их подбирают?

Дети: Пуговицы бывают разных цветов. Их подбирают к цвету одежды.

Воспитатель: Рассмотрим, какой формы они могут быть. (Дети называют форму).

Образование относительных прилагательных.

Воспитатель: Из каких только материалов не изготавливают пуговицы! Из ракушек, из металлов, из скорлупы, из пластмассы и многих других. Какими по материалу пуговицы будут?

Дети: Из пластмассы – пластмассовые, из камня – каменные, из золота – золотые, из серебра – серебряные, из меди – медные, из кости – костяные, из железа – железные, из янтаря – янтарные, из дерева – деревянные, из стекла – стеклянные, из кожи – кожаные, из фарфора – фарфоровые, из глины – глиняные.

Воспитатель: Молодцы, а теперь подумайте, кому нужны пуговицы. Бывают ли специальные пуговицы? Людям каких профессий они нужны.

Дети: Специальные пуговицы на одежде военных, моряков.

Воспитатель: Пуговицы для детей какие? (Детские). Для мужчин? Для женщин? Детские пуговицы и пуговицы для взрослых различаются?

Дети: Да. Формой, цветом, величиной.

Образование детального падежа с предлогом К.

Логопед: К какой одежде, к чему можно пришить пуговицу?

Дети: Пришить пуговицу можно к кофте, к пиджаку, к халату, к жакету, к карману, к поясу, к манжетам, к рубашке, к шортам, к брюкам.

Игра с пуговицей (мелкая моторика).

Логопед:

1. Обследование пуговицы;

2. Передаем пальцами одной руки к пальцам другой руки;

3. Покрути «колёсико».

Развитие внимания.

Воспитатель: Найдите две одинаковые пуговицы.

Разные способы пришивания пуговиц. Развитие внимания. Закрепление графических навыков.

Воспитатель: Пуговицы можно пришивать разными способами. Давайте рассмотрим.

     Воспитатель: рисует на доске пуговицы и способы их пришивания. Детям раздают листки, на которых нарисованы пуговицы с четырьмя отверстиями. С помощью карандаша нужно нарисовать различные способы пришивания.

Образование притяжательных прилагательных. Развитие внимания.

Детям раздают листки с рисунком (чёрно-былым) и карандаши. Логопед поясняет, кто изображён на рисунке, и имена некоторых из них.

Воспитатель: Внимательно рассмотрите рисунок. Соедини линией пуговицу с человеком, которому она принадлежит. Чья пуговица?

Дети соединят линиями. Образуют притяжательные прилагательные: папина, бабушкина, дедушкина, Танина, Колина.

Развитие фонематического восприятия и навыка звуко-слогового анализа.

Раздают тарелочки с синими и зелеными пуговицами, звуковые дорожки.

1. Закрепление навыка определения количества слогов в слове.

     Логопед предлагает выбрать предметные картинки той одежды, у которой есть пуговицы, и просит выложить перед собой на столе столько пуговиц, сколько слогов в этом слове.

Логопед: Выложи столько пуговиц, сколько слогов в слове. В слове кофта сколько слогов?

Дети: Два. Выложим две пуговицы. (Дети выполнят задание).

2. Игра «Найди место звука в слове».

Логопед: Дети, я буду называть слова. Вы должны внимательно слушать, чтобы понять какой звук в слове – мягкий или твёрдый и выбрать пуговицу синего или зелёного цвета. Ещё вы должны услышать, в каком по счёту слоге этот звук, чтобы положить выбранную пуговицу на правильный квадратик звуковой дорожки.

     Подбираются слова с теми согласными звуками, которые знакомы детям (С, Сь).

Детям раздают звуковые дорожки, они определят, какой звук в слове – мягкий или твёрдый, место звука (начало, середина или конец), а затем кладут пуговицу на нужное место. Например, слово суп. Дети определили, что в слове твердый звук С, он в начале слова, поэтому кладут синюю пуговицу в первый квадратик звуковой дорожки.

3. Игра «Собери бусы».

Логопед: Выполняем звуковой разбор слова. (Слово выбирается из пройденных звуков).

Например, детям знаком звук С. Логопед подбирает слова с этим звуком, а дети выкладывают дорожку.

Образование глаголов – антонимов.

Логопед: Ребята, что можно делать с пуговицей?

Дети говорят свои варианты.

Логопед: Теперь подумайте и скажите слова, противоположные по смыслу тем, которые вы услышите, то есть «слова наоборот».

Терять – (находить); Уронить (поднять); Пришить (оторвать); Продать (купить); Бросить (поймать)…

А ещё пуговицами можно сделать массаж.

Массаж рук на массажных ковриках, сделанных из пуговиц.

Раздают коврики, дети перебирают пуговицы, водят по поверхности пуговиц ладонями.

Составление рассказа по опорной схеме.

1. О чём рассказ. Какое количество отверстий бывает у пуговиц?

2. Цвет.

3. Величина.

4. Форма.

5. Материал, из которого сделаны пуговицы.

6. К какой одежде пришивают.

7. Кому нужна эта одежда (мужская, детская или женская). Людям каких профессий.

8. Что можно делать с пуговицами.

Игра на развитие воображения и творческих способностей «Вот так пуговица!»

Продуктивная деятельность. Развитие мелкой моторики.

Воспитатель:
Сколько же мы узнали о пуговицах! У нас на столе есть большая пуговица, мы можем обвести ее, а потом дорисовать таким образом, чтобы из пуговицы получилось что-то другое, может предмет, а может насекомое, может игрушка или животное.

Дети дорисовывают новый предмет.

Итог.

Логопед: Молодцы. Многое узнали сегодня о пуговицах. А сейчас вас ждет сюрприз. (Из большой пуговицы-коробки достают угощение).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фольклорного интегрированного развлечения в логопедической группе . Тема: "Сорок Сороков - встречаем птиц".

Дети вместе с педагогом встречают Весну, но Весна грустит без птиц, которые еще не вернулись. Надо создать условия для благополучного возвращения и птиц и Весны. Дети выполняю...

Конспект интегрированного занятия в логопедической группе по русской народной сказке "Гуси-лебеди".

Уточнять и обогощать знание детей о русской народной сказке "Гуси-лебеди". Учить узнавать сказку по заданию. Вспомнить порядок появление героев в сказке. Развивать умение действовать согласованно. Раз...

Конспект интегрированного занятия в логопедической группе .

Тема: « Зима. Зимние забавы»Задачи:1.Образовательная: 1.1 Закрепить знания о зиме. 1.2 Активизировать отработанный воспитателями словарь.2. Развивающая 2.1 Развивать умение выделять основные свойства,...

Конспект интегрированной комплексной НОД логопедической направленности «Мой весёлый звонкий мяч» в старшей группе компенсирующего вида

Цели: Активизировать словарь по теме «Спорт».Задачи: 1. Обогатить словарь прилагательными.2. Упражнять в образовании относительных прилагательных.3. Упражнять в определении количества слогов в слове.4...

Конспект интегрированного занятия в логопедической группе "Осень".

Цель: развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни растений осенью...

КОНСПЕКТ интегрированного занятия в логопедической группе «Заяц Коська и голубой родничок» (ст.гр)

Цель: - развитие любознательности у детей с помощью современных путей оздоровления Задачи: Коррекционно-образовательные: -учить правильно употреблять предлоги (под , по) - учить правильно образов...

конспект интегрированного занятия для логопедической группы экспедиция в деревню «По фольклорным тропинкам»

На занятии идет приобщение детей к миру народной культуры через детский  фольклор....