конспект интегрированного занятия для логопедической группы экспедиция в деревню «По фольклорным тропинкам»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
На занятии идет приобщение детей к миру народной культуры через детский фольклор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фольклор, интеграция | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспедиция в деревню «По фольклорным тропинкам»
Интегрированное занятие для логопедической группы
Цель: Повторение, закрепление и обобщение полученных знаний детей по изученным жанрам устного народного творчества.
Приобщения ребёнка к музыкальному фольклору, формирование у него познавательного интереса к быту и традициям своего народа; развитие творческой личности через развитие музыкальных способностей.
Задачи:
I. Образовательные:
- Обеспечить повторение и обобщение знаний детей по изученным жанрам устного народного творчества.
- приобщение детей к миру народной культуры через детский музыкальный фольклор;
- изучение истории родного края, культуры, быта, традиций;
ІІ. Развивающие:
- Содействовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения) и познавательных способностей (внимание, память) обучающихся.
- Способствовать физическому развитию детей, формированию культуры общения.
- развитие практических исполнительных навыков и умений в процессе изучения народных песен с использованием игровых действий;
III. Воспитательные:
- Прививать любовь к русскому фольклору.
- Способствовать воспитанию таких качеств, как честность, доброта, благородство, взаимовыручка.
- Продолжить работу по воспитанию у детей артистических способностей.
- воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;
- воспитание уважения и любви к народной песне, как особо значимой области музыкально-народной культуры;
Ход занятия:
I этап занятия: Рассказы детей о предыдущей экспедиции. Показ фотографий. Много интересного мы узнали о народном фольклоре. О жанрах русского народного творчества. ( мини- рассказы детей о избе, семье, традициях русского народа)
Воспитатель. Какие формы народного творчества вы узнали? Дети дают задания друг другу:
- Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
А достать не могут. (Загадка).
- Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в речке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку - цап! (Скороговорка).
- Тара-бара
Домой пора
Коров доить,
Тебе водить. (Считалка).
- Ох, милка моя,
Семечко рассадно…
До сих пор не грамотна,
Разве не досадно? (Частушка).
- «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…»
(Сказка).
- Ах, поет, поет Соловушка!
Ах, поет, поет Молоденький;
Молоденький, хорошенький, пригоженький! (Пестушка)
- Уж и где же это видано,
Уж и где же это слыхано,
Чтобы курочка бычка принесла,
Поросеночек яичко снес,
Чтоб по поднебесью медведь летал,
Черным хвостиком помахивал. (Небылица).
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Пословица).
- Солнышко, Солнышко,
Выгляни в окошечко –
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка. (Закличка).
- Федя – бредя съел медведя,
Упал в яму, кричал маму. (Дразнилка).
- С гоголя – вода,
С младенца – худоба
Укатись вся!
Мышка, мышка,
Вылей воду
За косую огороду!
Водолей, водолей,
Вылей воду из ушей! (Приговорки).
- Баю-баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайцы водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Алеше на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорешенько. (Колыбельная).
Воспитатель Молодцы, ребята! Хорошо малые фольклорные жанры знаете.
Да, действительно экспедиция вас многому научила. А сейчас попробуйте выполнить мои задания.
Первое для всех: На рисунках зашифрованы известные пословицы. Вам необходимо не только прочитать шифровку, но и объяснить.
1 – Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
2 – Нашла коса на камень.
3 – Куда иголка, туда и нитка.
4 – Для милого дружка и сережка из ушка.
5 – Яблоко от яблони недалеко падает.
6 – На воре и шапка горит).
Второе задание для каждого из вас: рассыпавшиеся на отдельные слова пословицы необходимо восстановить… и выразительно прочитать.
1. Доброе слово лучше всякого пирога.
2. Золото из земли добывают, а знания из книги.
3. Не спеши языком, торопись делом.
4. Терпение и труд все перетрут.
5. Добрый пример лучше ста слов.
6. Труд человека кормит, а лень портит.
7. От добра добра не ищут.
8. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
9. Почитай учителя как своего родителя.
Третье задание общее: Найдите пару пословице. (9 пословиц). Здесь начало пословиц, а здесь – их окончание. (разрезные половинки)
1.Не узнав горя, | не узнаешь радости. |
2.Красна птица пеньем, | а человек уменьем. |
3.Поменьше говори, | побольше услышишь. |
4.Люблю того, | кто не обидит никого. |
5.Добро сотворить - | себя увеселить. |
6.Не дразни собаку, | так не укусит. |
7.Добрый человек | в добре проживет век. |
8.Кто хочет много знать, | тому надо мало спать. |
9.С кем поведешься, | от того и наберешься. |
Редко встретишь человека, который не любит путешествовать. Кто-то гостит в крупных городах, а кто-то — в небольших деревнях. А можно совмещать в поездках приятное с полезным. Такие поездки называются экспедициями.
В русскую глубинку, чтобы побольше узнать о русском фольклоре вас проводит Юлия Георгиевна.
Муз. руководитель здравствуйте, ребята, в предыдущей экспедиции вы узнали о малых формах фольклора, а сегодня я вам предлагаю отправиться в экспедицию и познакомиться с традиционным праздником «Троица».
II этап занятия: дети отправляются в экспедицию
Ритмодекламация
До деревни мы пойдем,
Инструменты там найдем.
Топ -топ , топ –топ
Инструменты там найдем.
Инструменты там найдем.
Плясовую заведем,
И станцуем и споем.
И станцуем и споем.
Поиграть нам в ложки нужно
Очень весело и дружно
Тук -тук, туки - тук, вот такой у ложек звук.
А трещетки у ребят,
Тоже весело трещат.
Трр -трр, Трр -трр,
Затрещали на весь мир.
Теперь в бубен постучим,
И ребят повеселим.
Бум- бум, Бум -бум,
Вот такой ритмичный шум.
Колокольчики ребят,
Очень нежно зазвенят,
Динь -дон, динь - дон,
Очень нежный перезвон.
Без свистулек нет оркестра,
Посвестим в свистульку вместе.
Фить - фить, фить - фить,
Голос тонким должен быть.
Ну, а гусельные трели
Зазвенели и запели
Пили-лим-пилим-пилим
Заиграли на весь мир
Рубель строго зазвучал,
Вот такой он звук издал:
Брр -брр, брр- брр,
Музыкальный сувенир.
Подает свой голосок,
Самодельный ручеек.
А-а, а-а,
Вместе нам сыграть пора!
(оркестр)
Воспитатель ни один праздник не обходился без музыкального сопровождения.
Игра на народных инструментах
Воспитатель В начале лета в России празднуется праздник Троицы. На Троицын день украшают храмы и дома молодыми веточками березы, на которых распустились нежно-зеленые листочки. Верующие несут цветы и первоцветы (букетики из молодых березовых веточек) и освещают их. Ведь Святая Троица - это именины всей Земли, ее возрождение. Именно в Пятидесятницу Святой Дух сходит на землю и восстанавливает ее силу. Земля преображается, расцветает, светится Божественным Сиянием. И веточки березы всегда являются символом Троицы.
Троица - это праздник берёзки - символа чистоты, света. Традиции уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы, украшения ветвями дверей, окон; плетение венков из полевых цветов и пускания их по воде; народные гуляния у реки, в поле, у берёзы с пением песен о берёзе, хороводы
Воспитатель Березка, белая, стройная, милости просим на наш праздник.
Входит Березка
Воспитатель Березонька белая, березонька кудрявая, на чем прибыла ты к нам?
Березонька Добиралась я к вам на ковре, на золоте, на атласе, на бархате.
Воспитатель Где же ты была все это время?
Березонька: У отца, у матери, у рода, у племени, у красных девушек.
Воспитатель Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая!
Под тобой, березонька, все не мак цветет.
Под тобой, березонька, не огонь горит — Красны девицы да молодцы в хороводе стоят, Для тебя, березонька, плясать хотят.
Хоровод «Ай да, березка»
Муз. руководитель Чтоб листочками богата, чтоб собою кудревата, а еще чтоб на поляне посвободнее росла. На такую вот березку дети ленты припасли, «Заломать –то» не взаправду ветки собиралися, не для этого в этот день девки наряжалися.
Дети наряжают березу лентами, цветами, тряпочками и т.д.
Муз. руководитель Просто ветки нагибали, их по несколько сплетали, а уж на конец косы каждой ленточку вплели. Вот березка и готова! К празднику наряжена. И к хороводам солнышком украшена.
Березонька спасибо, ребята, подарю я своей подруженьке, белой березоньке ваши нарядные ветки, а вам я подарю свои подарки, веночки. (березка кладет свои украшенные веточки, берет веночки для девочек, наряжает их) До свидания!
Березонька уходит
Муз. руководитель Береза в России – символ счастья, чистоты, любви и нежности. Березку в России всегда особенно любили за ее красоту. Наши предки, называли ее главным деревом своей земли, ее опорой. Березу часто сравнивают с юной красавицей, с невестой. Про нее сложено много песен, стихов, легенд.
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
В семик поют,
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венки плетут.
Обряд кумления «В хороводе были мы»
Муз. руководитель выбирайте, девицы красавицы, себе дружка по сердцу.
Кумушка-голубушка,
Серая кукушечка!
Давай с тобой, девица
Давай с тобой кумиться (обмениваются венками)
Муз. руководитель а теперь давайте играть «Плетень заплетать»,
Игра «Плетень»
Дети, берутся за руки и становятся шеренгами.
Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».
Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).
плетни шагают навстречу друг другу и говорят такие слова:
От плетня упала тень –
В зной прохлада радует.
плетни шагают обратно и говорят такие слова:
Хорошо, что сам плетень
На меня не падает.
Слышится звон колоколов
Дети и воспитатель прощаются с муз.руководителем.
Воспитатель Вот и пора нам снова возвращаться в сад
III этап занятия:
- Молодцы, ребята! Вы справились успешно почти со всеми испытаниями, путешествуя по Русской деревне.
- Ребята, на столе разложены смайлики. Подарите мне на память смайлик, который расскажет, что вам не понравилось, понравилось, очень-очень понравилось сегодняшнее занятие.
(Педагог раздает детям по три разных смайлика, а дети возвращают ему один с оценкой занятия).
- Спасибо всем! До новых встреч! Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в логопедической группе по русской народной сказке "Гуси-лебеди".
Уточнять и обогощать знание детей о русской народной сказке "Гуси-лебеди". Учить узнавать сказку по заданию. Вспомнить порядок появление героев в сказке. Развивать умение действовать согласованно. Раз...
Конспект интегрированного занятия в логопедической группе .
Тема: « Зима. Зимние забавы»Задачи:1.Образовательная: 1.1 Закрепить знания о зиме. 1.2 Активизировать отработанный воспитателями словарь.2. Развивающая 2.1 Развивать умение выделять основные свойства,...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Радуга" "Экспедиция на морское дно"
интегрированное познавательно-игровое занятие "Экспедиция на морское дно".Цель: Расширить представления детей об окружающем мире,познакомить с разнообразием морских обитателей, их характерных особенно...
Конспект интегрированного занятия в логопедической группе "Осень".
Цель: развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни растений осенью...
КОНСПЕКТ интегрированного занятия в логопедической группе «Заяц Коська и голубой родничок» (ст.гр)
Цель: - развитие любознательности у детей с помощью современных путей оздоровления Задачи: Коррекционно-образовательные: -учить правильно употреблять предлоги (под , по) - учить правильно образов...
Конспект интегрированного занятия в логопедической группе на тему : «Животные севера»
Расширить и углубить представление детей о некоторых животных Севера.Развивать у детей познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-след...
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в деревню к бабушке»
Формировать представления детей о домашних животных, об особенностях внешнего вида и среде обитания....