Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи
консультация по развитию речи
Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnye_igry.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уверенно.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушение словесно-логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.
К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения.
Игра – это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.
Словесные игры
1. «Слово на ладошке»
Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2. «Объясни словечко»
Предложите ребёнку объяснить значение слов: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик, мухомор, рыжик (по теме «Грибы).
3. «Что бывает?»
Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Красный: …дом, помидор. Зимняя: …одежда, рыбалка.
Домашнее: …печенье, задание.
4. Скороговорки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона воронёнка. Ткёт ткач ткани на платье Тане.
5.«Общие слова»
1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом: сосна, берёза, клён – это…
6.«Четвёртый лишний»
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Ваза – роза – нарцисс - гвоздика.
7.«Посчитай» Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т.д.
8.«Скажи наоборот»
Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот». Существительные: смех - …, лето - …, день - …, холод - … и т.п. Глаголы: пришёл - …, нырнул - … Прилагательные: широкий - …, маленький - …, богатый -… и т.п. Наречия: далеко -…, высоко- …
9. «Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой - либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…).
10. «Большой - маленький»
Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложку - ложечка, стул - стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
11. «Отгадай загадку»
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).
12. «Назови, какой…»
Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
13. «Подумай и ответь»
Предлагайте детям словесные логические задачи. Например: « Кого в лесу больше: сорок или птиц?»
14. «Расскажи стихотворение»
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
15. «Расскажи сказку»
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии»
Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего дошкольного возраста. Для п...
Игры для развития лексико-грамматического строя речи
Очень важную роль в развитии ребенка играет развитие речи. Некоторые родители пускают его на самотек, думая, что ребенок сам научится говорить, подражая им, а потом удивляются, что у него маленьк...
Консультация для родителей "Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей"
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...
Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных ...
Речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи "Играем вместе с ребёнком"
Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних условиях, позволяющих развивать лексико-грамматический строй речи их детей....
Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей
Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноц...
Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей
Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоц...