Звуковая культура речи дифференциация звуков з-ж
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
открытое занятие по развитию речи в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi_diferentsiatsiya_zvukov_z-zh.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в старшей группе
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж на слух и произношении.
Задачи:
Образовательные: упражнять детей дифференцировать звуки [з], [ж] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками, упражняться в определении позиции звука в слове, отрабатывать интонационную выразительность, учить изменять темп речи.
Развивающие: совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова с различными звуками.
Воспитательные: воспитывать внимательность, дружелюбие, любовь к животным.
Наглядный материал: звук пчелки майи и комара, презентация.
Оборудование: телевизор, компьютер.
Методы и приемы: словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);
Наглядный (картинки животных, домики, фишки).
Игровой (решение проблемно – игровой ситуации на протяжении всего занятия.);
Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом).
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Форма работы с детьми: подгрупповая, индивидуальная.
Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая технология (физкультминутка).
Ход НОД:
Вводная часть. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня занятие проведу у вас я, меня зовут Байырмаа Маадыровна воспитатель подготовительной к школе группы и сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие прилетели два гостя. А кто они, попробуйте догадаться по их песенкам. Закройте глаза и послушайте.
Запись звуков, издаваемых комаром и пчелой.
Воспитатель: Кто к нам прилетел?
Дети: Комар Звонарик и Пчела Майя.
Воспитатель: Как поет комар? Как жужжит пчела?
Дети: ззззз, жжжж.
Ребята, давайте для начала вспомним особенности этих звуков
— песенка комарика З-З-З – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка у
нижних зубов, по языку проходит холодный воздух, горлышко работает
— ( ЗЗЗЗ….)
— Байлак, повтори как поет комарик?
Байлак: ( ЗЗЗЗ….)
— песенка пчелки Ж-Ж- Ж - губы бубликом, зубы слегка разомкнуты, язычок за
верхними зубками по языку проходит теплый воздух.
— ( ЖЖЖ….)
— Долгар, как жужжит пчелка?
Долгар ( ЖЖЖ….)
- Что мы произнесли? (звуки)
Воспитатель: Пчелка Майя и Звонарик очень хотят знать, правильно ли вы умеете произносить звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их?
Дети: Да
Воспитатель: Первое задание: от наших гостей «Слоговая песенка». Повторяйте за мной слоговую песенку: за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы.
А теперь давайте с помощью вот этой мнеотаблицы научимся говорить чистоговорку со звуками з и ж.
Послушайте и запомните чистоговорку:
ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.
ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.
ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.
ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.
Давайте повторим вместе.
(Дети произносят чистоговорки тихо, громко, шепотом.)
Индивидуальная работа с детьми. Какие молодцы! Умники и умницы!
Воспитатель: А теперь следующее задание: Игра "Хлопни или топни".
- Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук З, топните ногой, если услышите звук Ж:
Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).
- А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют):
Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.
- Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют):
Ложка, зубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа и т. д.
— Ребята, молодцы!
Определение звука в слове.
Следующее задание Игра «Поймай звук в слове».
А теперь я буду называть слова, в которых есть звуки (З) или (Ж). Слушайте внимательно и называйте какой звук (З) или (Ж) слышится в начале слова, в середине слова, в конце слова. Дети определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.
Слова для звукового анализа: журнал, лыжи, жираф, ежик, морж; зима, коза, арбуз, замок, заяц.
— Ребята, все молодцы. Справились с заданием.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть с нашими гостями и их любимыми звуками. А для этого разделимся на две команды: команду – друзей пчелки Майи и команду – друзей комара Звонарика.
Физминутка «День-ночь»
По сигналу «День» летят комары и пчелы и поют свою песенку, а по команде «Ночь» засыпают.
—А сейчас для вас самое ответственное задание «Помоги животным найти свой домик». Предлагаю расселить лесных жителей по домикам: со звуком З в зеленый домик, с Ж- в желтый (заяц, жираф, ежик, зебра, жук, змея)
— Диана, помоги жирафу найти свой домик.
Диана: Жираф будет жить в желтом домике.
— Диана, а почему в желтом домике?
Диана: Потому что слова жираф и желтый имеют звук «Ж»
— Молодец. Теперь зайчика поселим в домик
—А еж с кем в домике по соседству будет жить? В желтый или зеленый домик пойдет?
Жука к кому в домик подселим?
- Правильно, в желтый!
— У нас змея ещё пока без домика. Где же ее домик?
- А какому домику зебра будет жить?
— Конечно, зеленому!
Кого заселили в желтый домик?
- жирафа, ежа, жука,
А в зеленый- зайца, змею и зебру.
Ну, теперь нам пора прощаться с нашими гостями с пчелкой Майей и Звонариком. До
свидания, приходите еще к нам поиграем. Нам с вами очень весело было.
—Рефлексия.
Молодцы ребята, вы сегодня активно работали, правильно отвечали, а теперь скажите:
— Как звали пчелку и комарика?
— Какие звуки учились различать?
- Какие игры вам понравились больше всего?
— Какие задания были трудными?
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по красной звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по синей звездочке.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белек» села Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун» Республика Тыва
668010, с. Тээли, ул. Карла-Маркса д.41 тел./факс (394)422-12-59 эл. почта: velek02041980@mail.ru
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Выполнила воспитатель: Хомушку Байырмаа Маадыровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Кноспект занятия в разновозрастной группе 4-7 лет...
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...