Звуковая культура речи дифференциация звуков з-ж
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

открытое занятие по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi_diferentsiatsiya_zvukov_z-zh.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 в старшей группе

 «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж на слух и произношении.

 Задачи:

 Образовательные: упражнять детей дифференцировать звуки [з], [ж] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками, упражняться в определении позиции звука в слове, отрабатывать интонационную выразительность, учить изменять темп речи.

Развивающие: совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова с различными звуками.  

Воспитательные: воспитывать внимательность, дружелюбие, любовь к животным.

Наглядный материал: звук пчелки майи и комара, презентация.

Оборудование: телевизор, компьютер.
Методы и приемы: словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);

Наглядный (картинки животных, домики, фишки).

Игровой (решение проблемно – игровой ситуации на протяжении всего занятия.);

Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом).

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Форма работы с детьми: подгрупповая, индивидуальная.

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая технология (физкультминутка).

Ход НОД:

Вводная часть. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня занятие проведу у вас я, меня зовут Байырмаа Маадыровна воспитатель подготовительной к школе группы и сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие прилетели два гостя. А кто они, попробуйте догадаться по их песенкам. Закройте глаза и послушайте.

Запись звуков, издаваемых комаром и пчелой.

Воспитатель: Кто к нам прилетел?

Дети: Комар Звонарик и Пчела Майя.

Воспитатель: Как поет комар? Как жужжит пчела?

Дети: ззззз, жжжж.

Ребята, давайте для начала вспомним особенности этих звуков

 — песенка комарика З-З-З   – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка у

нижних зубов, по языку проходит холодный воздух, горлышко работает  

— ( ЗЗЗЗ….)

— Байлак, повтори как поет комарик?

Байлак:  ( ЗЗЗЗ….)

— песенка пчелки Ж-Ж- Ж - губы бубликом, зубы слегка разомкнуты, язычок за

верхними зубками по языку проходит теплый воздух.    

—  ( ЖЖЖ….)

— Долгар, как жужжит пчелка?

Долгар ( ЖЖЖ….)

- Что мы произнесли? (звуки)

Воспитатель: Пчелка Майя и Звонарик очень хотят знать, правильно ли вы умеете произносить звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их?

Дети: Да

Воспитатель: Первое задание: от наших гостей «Слоговая песенка». Повторяйте  за мной  слоговую песенку:  за-жо- за, жы-зу- жы , зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы.

А теперь давайте с помощью вот этой мнеотаблицы научимся говорить чистоговорку со звуками з и ж.

Послушайте и запомните чистоговорку: 

ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.

ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.

ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.
ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.

Давайте повторим вместе.

      (Дети произносят чистоговорки  тихо, громко, шепотом.)

Индивидуальная работа с детьми. Какие молодцы! Умники и умницы!

Воспитатель: А теперь следующее задание:  Игра "Хлопни или топни". 

      Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук З, топните ногой, если услышите звук  Ж:

      Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).

      - А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют):

      Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.

      - Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют):

      Ложказубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа и т. д.

— Ребята, молодцы!  

Определение звука в слове.

Следующее задание Игра «Поймай звук в слове».

А теперь я буду называть слова, в которых есть звуки (З) или (Ж). Слушайте внимательно и называйте какой звук (З) или (Ж) слышится в начале слова, в середине слова, в конце слова. Дети   определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.

Слова для звукового анализа: журнал, лыжи, жираф, ежик, морж; зима, коза, арбуз,  замок, заяц.  

— Ребята, все молодцы. Справились с заданием.

Воспитатель:  Предлагаю вам поиграть с нашими гостями и их любимыми звуками. А для этого разделимся на две команды: команду – друзей пчелки Майи и команду – друзей комара Звонарика.

 Физминутка «День-ночь»

По сигналу «День» летят комары и пчелы и поют свою песенку, а по команде «Ночь» засыпают.

—А сейчас для вас самое ответственное задание «Помоги животным найти свой домик». Предлагаю расселить лесных жителей  по домикам: со звуком З в зеленый домик, с Ж- в желтый (заяц, жираф, ежик, зебра, жук, змея)

— Диана, помоги жирафу найти свой домик.

Диана: Жираф будет жить в желтом домике.

— Диана, а почему в желтом домике?

Диана: Потому что слова жираф и желтый имеют звук «Ж»

— Молодец. Теперь зайчика поселим в  домик

—А еж с кем в домике по соседству будет жить?   В желтый или зеленый домик пойдет?

Жука к кому в домик подселим?

- Правильно, в желтый!  

— У нас змея ещё пока без домика. Где же ее домик?

- А какому домику зебра будет жить?

— Конечно, зеленому!

Кого заселили в желтый домик?

- жирафа, ежа, жука,  

А в зеленый- зайца, змею и зебру.  

Ну, теперь нам пора прощаться с нашими гостями с пчелкой Майей и Звонариком. До

свидания, приходите еще к нам поиграем.  Нам с вами очень весело было.

—Рефлексия.

Молодцы ребята, вы сегодня активно работали, правильно отвечали, а теперь скажите:

— Как звали пчелку и комарика?

— Какие звуки учились различать?

- Какие игры вам понравились больше всего?

— Какие задания были трудными?

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по красной звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по синей звездочке.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белек» села Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун» Республика Тыва

668010, с. Тээли, ул. Карла-Маркса д.41 тел./факс (394)422-12-59 эл. почта: velek02041980@mail.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Выполнила воспитатель: Хомушку Байырмаа Маадыровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...