ООД Речевое развитие в старшей группе "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_razvitie_rechi_zima1.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями!
Дети: Здравствуёте
Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила угадайте кого?
Холодной вьюгой налетела
Деревья в белое одела
Стоит холодная погода
Какое это время года?
Дети: зима!
Воспитатель : Правильно! Зимушку, она была одета в белую шубу, шапку, в валенки белые, а в руках у неё был сундучок. Она несла этот сундучок для нас. Вот он волшебный сундучок!
Воспитатель: Чтобы открыть его мы должны проговорить чистоговорку:
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!
Давайте вместе!
Дети: Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!
(воспитатель заглядывает в сундучок).
Воспитатель: Ребята, сколько здесь интересных заданий, сюрпризов, и мы с вами должны эти задания выполнить. Зимушка, хочет выяснить, кто из вас больше всех знает о зиме. Она будет за нами следить, в окошко к нам подглядывать.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно, что мы там видим? Какое врем года за окошком?
Дети: Зима!
Воспитатель: Какие зимние месяцы вы знаете?
Дети: Декабрь, Январь, Февраль
Воспитатель: Какой сейчас месяц?
Дети: Январь
Воспитатель: Молодцы! А давайте порадуем Зимушку и вспомним пословицы и поговорки про Январь.
Дети: Январь – году начало, а зиме середина
Ясные дни в январе к хорошему урожаю
Воспитатель: Молодцы! А давайте Зимушке расскажем стихотворение про Январь.
Дети: Январь
Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Воспитатель: Здорово! Ребята, а какой месяц был перед Январём?
Дети: Декабрь
Воспитатель: Молодцы! А давайте порадуем Зимушку и вспомним пословицы и поговорки про Декабрь.
Дети:
Декабрь год заканчивает, а зиму начинает.
В декабре семь погод на дворе.
Воспитатель: Молодцы! А давайте Зимушке расскажем стихотворение про Декабрь.
Дети:
Декабрь
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Воспитатель: Ребята, а кокой праздник был в декабре?
Дети: Новый Год!
Воспитатель: Правильно, поэтому в пословице и говориться
Декабрь год заканчивает, а зиму начинает.
Воспитатель: Ребята, вы целых 10 ней не ходили в детский сад, чем же вы занимались на зимних каникулах? Как развлекались?
Дети: Катались на санках, на конька, на лыжах.
Воспитатель: А давайте мы с вами немного отдохнём, покажем и расскажем про наши зимние забавы. (Разминка)
За окном у нас зима.
Стали белыми дома.
Снег на улице идёт.
Дворник улицу метёт.
Мы катаемся на санках.
Пишем на катке круги.
Ловко бегаем на лыжах
И играем мы в снежки.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот мы с вами сказали, что любим играть в снежки, а давайте поиграем со словом снег. «Доскажи словечко». (Дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые. (Снежинки.)
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)
Воспитатель: Хорошо, еще немножко поиграем со снегом? Давайте придумаем слова, к которых будет слово снег, но они будут иметь другое значение. Например – снеговик.
Дети: снежный, снежок, снегокат, снежинка, Снегурочка, подснежник, снегирь, заснежило и д.р.
Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы с вами уже столько хорошего сказали о зиме. Но так и не рассказали какая она? Давайте расскажем какая она Зима. Посмотрите на картинку.
Дети: Холодная, серебристая, ветряная, пушистая, и д.р.
Воспитатель: хорошо. А давайте с вами сейчас вспомним, какой месяц идет после января?
Дети: Февраль.
Воспитатель: Правильно. Послушайте, какие пословицы и поговорки есть о феврале.
У февраля два друга – метель, да вьюга.
Январю большие морозы, ну а февралю метели.
Ребята, а про какое погодное явление говорится в обоих пословицах?
Дети: Про метель и вьюгу.
Воспитатель: Правильно! А как вы понимаете, что такое метель?
Дети: Это когда идет снег и дует ветер.
Воспитатель: Хорошо. А как называется природное явление, когда идет снег без ветра?
Дети: Снегопад
Воспитатель: А как называется природное явление, когда идет снег и дует очень сильный ветер?
Дети: Пурга
Воспитатель: Давайте полепим снеки и немного отдохнём.
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снеки лепили
Круглый, крепкий очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте расскажем, что бывает зимой.
Поиграем в игру «Подбери словечко»
Ударили …….. (Морозы)
Хрустит ………(Снег)
Бушует ……….(Ветер, вьюга)
Замёрзли …….(Реки, лужи)
Скрипит ………(Снег)
Метут ………..(Метели)
Падает ………….(Снег)
Воспитатель: Молодцы ребята, мне кажется, Зимушка очень довольна нашими знаниями о ней. А давайте мы удивим зимушку и придумаем
«Зимний рассказ». Давайте посмотрим на картинки и по цепочке, по предложению составим рассказ о зиме.
Дети: Наступила зима. Землю укрыл снег. Реку сковал лёд. Погода стала морозная и холодная. Медведь в лесу спит в берлоге. Зайчики стали беленькие. Птицы улетели в тёплые края. Дети рады зиме. Они надели тёплые шубки, шапки и сапожки. И пошли гулять. Зимой можно кататься с горки на санках. Кататься на коньках. Лепить снеговика. Играть в снежки. Пить тёплый чай после прогулки. Хорошо зимой!
Воспитатель: Замечательный рассказ, думаю, что Зимушке он тоже понравился! Наигрались мы с вами сегодня со снегом, замёрзли. Давайте согреемся! Разматывая клубок, передаем его друг другу, при этом каждый называет какое-то «доброе слово».
Игра «Паутинка добрых слов»
Воспитатель: Ребята вы сказали столько добрых слов что на душе стало тепло и хорошо, а вам? Не зря «ОТ ТЕПЛОГО СЛОВА -
РАСТАЕТ ДАЖЕ ЛЕДЯНАЯ ГЛЫБА»
Вот и закончились задания Зимушки-зимы. Много вы знаете о зиме. Зимушка в окошко видела, как вы отвечали, занимались, как вы любите ее. Давайте ещё раз заглянем в сундучок. Ребята, вам за ваши старания Зимушка передала подарки – Снежинки-леденцы.
Дети: Спасибо!
Рефлексия: Понравилось ли им занятие? Понравились ли задания и игры Зимушки? Что было сложно, а что легко выполнять? Поинтересоваться у детей, что нового они узнали из занятия!
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
- Образовательная: формировать умение отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова, упражнять в согласовании существительного с глаголом, с прилагательным, упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением, упражнять в составлении простого распространенного предложения, упражнять в составлении небольшого рассказа, опираясь на картинки.
- Развивающая: развивать навык словообразования ,активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь.
- воспитывать у детей познавательный интерес к сезону «Зима».
Предварительная работа: Беседы о зиме, рассматривание картин и иллюстраций по теме, чтение стихов и пословиц, чтение «зимних» сказок, наблюдение за погодой на прогулках.
Материал и оборудование: картинки по теме «Зима», сундучок с заданиями; клубок ниток, леденцы.
Словарная работа: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, вьюга, метель.
Методические приемы:
- Наглядный (Составление рассказа по картинкам с детьми, беседа по картинке о зиме)
- Словесный (загадывание загадки, проговаривание чистоговорки, беседа по вопросам, словесные игры, физкультминутка «Зимой», составление рассказа по картинкам с детьми)
- Игровой (словесные игры, сюрпризный момент - волшебный сундучок, Физкультминутка «Зимой»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-речевого развития в старшей группе «Зимующие птицы»
Конспект познавательно-речевого развития в старшей группе «Зимующие птицы»...
Презентация к ООД по речевому развитию в старшей группе "Зима"
Презентация к ООД по речевому развитию тема "Зима"...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Зима"
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить составлять предложения с предлогами по схеме, развивать диалогическую речь, упражнять в стихосложение, развивать речевое дыхание, логическое уда...
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Зима. Зимние забавы"
Закрепить знания о зиме; уточнить признаки зимы; учить составлять сюжетный рассказ по картине; развивать словарь, память, внимание, мышление; воспитывать дружеские отношения между детьми. ...
Занятие по речевому развитию в старшей группе "Зима-чудная пора"
Занятие по речевому развитию в старшей группе с применением мнемотехники "Зима-чудная пора"...
Конспект по речевому развитию в старшей группе «Зима. Зимние забавы»
Систематизировать знания детей о зиме, признаках зимы, познакомить с понятием "Зимние забавы"...
Конспект НОД по Речевому развитию в старшей группе "До свиданья, Зима", ОО- речевое развитие
В последние денёчки зимы ребята ещё раз о ней вспомнят и "попрощаются ", поиграв в различные речевые игры....