Занятие по речевому развитию в старшей группе "Зима-чудная пора"
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие по речевому развитию в старшей группе с применением мнемотехники "Зима-чудная пора"
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
ПО ТЕМЕ:
«ЗИМА – ЧУДНАЯ ПОРА!»
Старшая группа
компенсирующей направленности
для детей с нарушением зрения.
Воспитатель
Лидия Григорьевна Твердова
2018
Норильск
Цель: совершенствование речевого и познавательного развития детей в организованной образовательной деятельности с применением приёмов мнемотехники.
Образовательные задачи:
- обобщение и уточнение знаний детей о зиме;
- активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков;
- развитие связной речи(составление предложений: «Зима – хорошо», «Зима – плохо»);
- совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.
Развивающие задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении задания, делать словесно-логические обобщения;
- Развитие личностных качеств: активности, любознательности, способности к самооценке и самоанализу.
Воспитательные задачи:
- Продолжать формировать умение слушать других детей, взрослого, в случаях затруднения оказывать помощь;
- формировать умение работать в команде.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Материалы и оборудование: мольберт, сундучок с картинками-символами для заучивания стихотворения. Картинки-символы для составления мнемотаблиц «Зима – хорошо», «Зима – плохо», таблица для игры «Назови действие»
Ход занятия:
I. Начало группового сбора
1. Привлечение внимания детей музыкальным сигналом «Горн» Организационный момент
Сбор детей в центре групповой комнаты.
Реализуемая детьми компетенция:
Право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности;
Право выбора места среди других детей.
2. Приветствие.(1-2 мин.)
Вопросы к детям:
-Все ли на месте?
-Какое у вас сегодня настроение?
Что нужно сделать, чтобы новый день для всех стал добрым и интересным?
ДЕВИЗ ГРУППЫ:
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!! (Дети улыбаются друг другу, пожимают руку, выражают своё эмоциональное состояние)
Реализуемая детьми компетенция:
Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, что нового у нас в группе?
Дети замечают конверт с письмом в воздушном шаре. Вспоминают, что куклы Даша и Маша летали в Африку. Читаем письмо, в котором ребята из Африки рассказывают, что никогда не видели настоящей зимы. Не знают, что такое сосульки, снежинки и сугробы. Очень хотели бы узнать, кто такой снеговик и можно ли на улице зимой играть.
II.Основная часть.
- Знакомство с темой.
- Ребята, помните, о чём в письме ребята Африки нас просили?(ответы детей).
-Я думаю, что мы с вами, настоящие северяне, сможем ответить на все вопросы ребят из жаркой Африки и рассказать им о нашей зиме.
3. Игра «Снежинка» (дыхательная гимнастика).
-Ребята, предлагаю выбрать по одной понравившейся вам снежинке.
-Вот какие красивые снежинки. Каждая из них неповторима. Давайте рассмотрим их и подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (Серебристые, маленькие, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие).
- Правильно, молодцы. Сколько красивых слов придумали. Возьмите снежинку за ниточку и подуйте легко-легко, а теперь сильнее… Поиграем в игру «Ветерок и снежинки». Выберите себе понравившуюся снежинку. Мы с вами будем ветерком и подуем на снежинки. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок).
- Молодцы, хороший ветерок.
Реализуемая детьми компетенция:
Право на участие (неучастие) в общем деле;
4.Сюрпризный момент.
- Ребята, а сейчас самое время проверить наш волшебный сундучок. Предлагаю в него заглянуть и узнать, что же для нас он сегодня приготовил.
5. Заучивание стихотворения.
В сундучке находятся картинки - символы по стихотворению «Весёлый снеговик» Дети выбирают по одной картинке, рассматривают картинки-символы.
Воспитатель:
- Ребята, я вспомнила стихотворение к этим картинкам. Послушайте внимательно:
«Весёлый снеговик»
По сугробам напрямик,
Шел веселый снеговик.
А в руке его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А елочка нарядная!
Ирина Гурина
Картинки в нужной последовательности воспитатель с детьми размещают на мольберте.
Давайте вместе расскажем. Кто хочет один рассказать?
( Мнемотаблица крепится на мольберт и остается на видном месте в течение всего дня).
6.Планирование действий
Речь воспитателя:
-А сейчас нам снова пригодятся снежинки. Посмотрите, какого цвета ваша снежинка. Кто себе выбрал белую снежинку, голубую, синюю? (получается 3команды детей).
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Поле чудес».
-В каждом секторе вас ждут интересные задания.
Из каждой группы (по цвету снежинок) один ребенок, выбранный по считалке, раскручивает волчок. После того, как каждой команде достается конверт с заданиями, команды разделяются по отдельным центрам для выполнения заданий.
-Ребята, если вам понадобиться помощь, можете обращаться ко мне.
(Всё это позволяет каждому откликнувшемуся воспитаннику самостоятельно спланировать свои действия, выбрать партнёров деятельности).
Задания:
- Составить мнемотаблицу «Назови действие»: подобрать карточки с изображением символов, обозначающих действия, подходящие к слову «снежинка». Например: кружится, падает, ложится, тает, летает, танцует.
- Составить мнемотаблицы «Зима – хорошо», «Зима – плохо»
- Назвать все предметы в таблице и подумать, что общего в их названиях.
Реализуемые детьми компетенции: право принятия самостоятельного решения относительно собственной занятости, направленности деятельности, месте её реализации, партнёрстве или его отсутствии.
7. Проговаривание плана.(1-2 мин.)
• Уточнение последовательности действий
• Уточнение партнёров по совместной деятельности
• Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).
Реализуемые детьми компетенции:
- Право самостоятельно распределять обязанности (роли) в общем деле;
- Право принять (или не принять) помощь взрослого.
- Право обращения к различным источникам знаний или опыта.
8. Реализация плана.
Реализуемая детьми компетенция:
- Право самостоятельно выбрать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий;
- Право самостоятельно договориться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовать деятельность;
- Право обратиться за помощью к любому члену группы (воспитателю, другому взрослому, сверстнику);
-Право самостоятельно определить объём (результат) своей работы;
- Право прекратить работу раньше, чем будет получен результат;
- Право переключиться на другой вид деятельности;
9. Анализ деятельности.
Групповой сбор, на который детей вновь собирает музыкальный сигнал горна. На итоговый сбор дошкольники приносят из «Центров» всё то, что они успели сделать - рисунки, таблицы, схемы и рассказывают о проделанной работе, делятся впечатлениями.
Реализуемая детьми компетенция:
- Право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности;
- Право самостоятельно оценить достигнутый результат;
- Право оценить успешность сотрудничества;
- Право определения применения полученного результата
Принцип открытости:
Ребёнок имеет право:
• Участвовать или не участвовать в общем деле;
• Представить или не представлять результаты своего дела;
• Принять решение о продолжении (завершении) начатой работы.
Принцип диалогичности:
• Все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды деятельности;
• Все участники имеют возможность вхождения в беседу по поводу выполненной работы, полученного результата, перспектив её продолжения.
Принцип рефлексивности:
• Развитие детской инициативы и творческих способностей;
• Осознание ребёнком своих действий;
• Самооценка результата;
• Саморегуляция поведения.
III. Заключительная часть.
- Как вы думает, ребятам из жаркой Африки будет интересно помотреть наше видеосообщение? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.
Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....
Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"
Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...
"Календарный план проведения занятий по речевому развитию в старшей группе"
Цель занятий - формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи детей 5-6 лет....
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего возраста
Тема: «Дикие животные наших лесов.»Цель: Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении.Задачи:1. Закреплять названия детенышей диких животных.2. Побеседовать с детьми...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего возраста
Тема: «Домашние животные»Цель: Углублять знания детей о домашних животных.Задачи.1. Учить употреблять форму Род. п. мн. ч.2. Активизировать, расширять и уточнять словарь детей;3. Развивать мыслительны...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...