Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лугинина Олеся Юрьевна

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_obrazovatelnoy_situatsii.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Группа Старшая

Тема ОС

Педагогический смысл  Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с.

Культурна практика

Коммуникативная (Р. Речи)

Культурно-смысловой контекст

Знакомство с звуками

Цель

Создание  условий для упражнения детей в отчетливом произношении звуков  з-с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

Задачи:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.

Развивать  мышление, память, воображение

Воспитывать самостоятельность и инициативу у детей.

Оборудование и материалы

 Материалы: картинки: заяц, собака, сова, сосулька, замок (дверной, зелёный и синий замок, стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра.

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Деятельность детей

(вид ДД) 

Планируемые результаты

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

- Ребята, давайте вспомним известные вам песенки-звуки: Какая песня комара?- з-з-з, а песня воды?- с-с-с  (так течет из крана вода) .

Коммуникативная

Мотивация детей

2. Актуализация  (повтор, закрепление знаний и умений

Сейчас подготовим свой рот и язычок к работе:

Давайте условимся, если вы услышите звук з - прогоняйте комара вот так (делает легкое отмахивающее движение кистью руки, услышите с — умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показываю). Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те или иные движения. (Произношу то один, то другой звук, прикрыв губы листком бумаги) .
2. Игра «Кто самый внимательный? »
- Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с – слышится в слове:
Слон, зебра, зеленый, синий.

Познавательная

Закрепляют понятия

3. Затруднение в ситуации

Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? Кто может сказать, что такое звуки и для чего нужны?

Коммуникативная Познавательная

Рассуждают.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

        

Правильно [с - з]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.
- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать учителя, своих товарищей и не выкрикивать) .
– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].
- Что общего у звуков З-С? – согласные твердые, язык расположен за нижними зубами.
- В чем разница? (З – звонкий, С – глухой) .
- Почувствуем звонкость согласного З, руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
([С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом.)
Артикуляционная разминка.
- Произнести на одном дыхании.
Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ — выдох.
Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.
Игра «Лишний слог».
- Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:
Са – са – са – са – за
Со – со – со – со – зо
Су – су – су – су – зу
- Назовите все лишние слоги со звуком З? (ЗА, ЗО, ЗУ) .
Зы –зы –зы – зы – сы
Зи - зи – зи – зи – си
Зу – зу – зу – зу – су
- Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ) .

Коммуникативная

Игровая Физкультминутка.
Сам, сам самолет (Два хлопка руки в стороны) .
Тут и там самолет (два хлопка руки в стороны) .
Летит самолет близко, далеко (руки к груди, в стороны, вперед) .
Летит самолёт низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх)

Дети отвечают на поставленные вопросы.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

 Игра: “Доскажи словечко”.
- Слушайте внимательно:
+ Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это? … .(Зайка) .
+ В коридоре топот ног,
Что зовет нас в класс?. (звонок)
+ Я сижу едва не плача,
Очень трудная …. (задача)
+ Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома,
Ночью к нам пришла …. (зима)
+ Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю (зарядку)
+ Вещунья белобока,
А зовут ее… .(сорока)
- Какое слово лишнее и почему? Правильно “сорока”, так как начинается со звука “с”.
10. Игра «Наоборот» (с мячом) .
За - са Суп – зуб Коса - коза
Сы - зы Лиса - Лиза
СО – зо СУ - зу
Ус – УЗ ЗЫ - сы
МОЛОДЦЫ!
11. Игра «Повтори за мной».
Са – са - за
За – са - за
Сы – зы - зы
Сом - зонт – сок
Зайка-сумка-завод
Собака-заноза-соль
Са – са – са – вот летит оса.
За – за – за – у Зои коза.
Ас – ас – ас – Соня с Саней пьют квас.
Су – су – су – в лесу видели осу.
Зу – зу – зу – Зоя гонит козу.
Зы – зы – зы – у Зои новые тазы.
Зу-зу- су- - мы видели лису
Су-зу-су- отвязали мы козу.
Игра «Найди свой замок».
Помещаю два замка на доску: зелёный и синий. Дети расселяют картинки в замки: если картинка со звуком З – она будет жить в синем замке, со звуком С – в зеленом.
(стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра) .

Двигательная

отвечают на поставленные вопросы, играют.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

- Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Ребята, вам понравилось занятие?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что было самым трудным?

Коммуникативная

Анализируют свою деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...