Семинар для педагогов "Сказка, как средство развития речи детей"
учебно-методический материал по развитию речи
Влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — пассивно, — важные для формирования речи функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx | 212.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Лёгкая для детского восприятия по форме и содержанию, формирует понимание добра и зла, выполняет терапевтическую функцию. Востребована сказка и как средство развития речи детей дошкольного возраста, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Сказку можно слушать, пересказывать, дополнять, обыгрывать.
Сказка не только повышает познавательный
интерес и мотивацию к учебной деятельности,
но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать,
отыскивать причинно-следственные взаимосвязи,
делать выводы. Поэтому, не случайно сказки
используются педагогами обеспечивая комплексный
подход в развитии ребёнка.
Влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — пассивно, — важные для формирования речи функции:
- расширяет словарный запас ребенка за счет усвоения слов-названий животных, некоторых глагольных форм, специфической лексики, устаревших, диалектных и др. слов;
- преподносит готовые художественные обороты и метафоры;
- показывает пример составления различных предложений (использование в речи предлоги, союзы, распространяя предложения словами – признаками и т.д.);
- развивает просодическую сторону речи (темп, ритм, выразительность и т.д.);
- естественным образом знакомит с грамматическими основами.
Современная методика развития речи содержит разнообразные приемы совершенствования всех сторон речи дошкольников. Их можно использовать при знакомстве детей со сказками. Рассмотрим некоторые из них:
- Чтение вслух и рассказывание сказок – им принадлежит главенствующая роль в ознакомлении детей со сказками во всех возрастных группах.
- Моделирование сказок. Использование геометрических форм, схематичного изображения, как стимульный материал для составления сюжетов сказок.
- Использование мнемотехники для детей дошкольников становится актуальным, так как схемы и мнемотаблицы в значительной степени облегчает детям процесс овладение грамоты выстроенной речи, кроме того, наличие зрительного плана+схема делают сказки четкими, вязными и последовательными.
- Ритмизация (простукивание, прохлопывание ритма, отражающего особенности движения – быстрый, моросящий дождик, настроение героев – «идет грустный медвежонок», «скачет веселый зайка»). Важное значение в логопедии имеет ритмизация при работе над слоговой структурой слова (формирование слухового и речевого ритма).
- Психогимнастика - выразительная передача в мимике, движениях эмоциональных состояний (этюды «Горе», «Радость»)
- Музыкальное сопровождение (фрагменты классических произведений:А.И.Хачатурян «Танец с саблями», П.И.Чайковский «Вальс цветов»)
- Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия в воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
- Словесная режиссерская игра – упражнение детей в звуковом оформлении связного высказывания (разная сила голоса, темпа и ритма речи), использование в речи образных выражений, сказочных повторов, а так же лексических средств (прилагательных, наречия) для определения свои эмоций, чувств от прослушивания сказки, музыки.
- Словесное рисование - точное определение словами состояний героев («петушок обиделся»), изображение их позы, мимики, жестов не раскрытых в контексте литературного произведения (глаза у мышат радостные, они улыбаются, пляшут).
- Драматизация – «это игра детей в рассказанное или прочитанное произведение» Р. И. Жуковская.
Как видите, сказка может служить привычным форматом и для целенаправленных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.
В логопедической практике можно использовать следующие виды работы со сказкой:
Виды работы при использовании сказки для расширения словарного запаса:
- Вычленение слов из сказки с заданным
звуком (формирование фонематического
восприятия – сказки Г. Юдина);
- Рифмовка слов (молодец - удалец, храбрец);
- Придумывание однокоренных слов
(Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок) ;
- Подбор эпитетов к сказочному герою:
«честные гости», «столы дубовые», «палаты белокаменные», «красна девица» и т.д.;
- Называние слов-действий и слов-признаков из сказки;
- Подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям – сказочного персонажа;
- Называние пропущенных слов в сказке.
Виды работы при использовании сказки для формирования правильного грамматического строя:
- Составление предложений по опорным картинкам из сказок;
- Составление предложений с определённым словом или с несколькими словами; распространённые предложения;
- Упражнение «Закончи предложение» Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл.
Круглый сам, румяный бок,
А зовётся … ,
и т.д.
Другие виды работы:
- «Весёлый Язычок» - использование логопедических сказок для зарядки с язычком и атрибутика (язык из фетра для руки педагога)
- Ритмизация (простукивание и прохлопывание или простукивание ритма, отражающего особенности движения – быстрый моросящий дождик, настроение героев – «идёт грустный медвежонок», «скачет весёлый зайка» и т.д.)
- Включение мимических упражнений и упражнений на развитие мелкой моторики рук («Зайчик», «Волк» и т.д.)
- Дыхательные упражнения (выработка правильного речевого дыхания используя разные дыхательные упражнения при работе со сказками, например «Три поросёнка», «Золотая рыбка» и т.д.)
- Речевые игры на основе сказочного сюжета (тетради Л.А. Комаровой)
- Закрепление звукопроизношения – упражнения «Подари картинки сказочному герою» (Зайцу – картинки со звуком [З], лисе – со звуком [С] и т.д.)
- Закрепление ССС (слоговой структуры слова) – рассели в теремок сказочных героев по этажам по количеству слогов.
Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Физкультминутки – как средство развития речи детей дошкольного возраста».
laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при автоматизации и дифференциации звуков, образовании...
Семинар – практикум в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Цель: систематизировать знания педагогов о русских народных сказках для дошкольников. Повторить методы и приёмы работы со сказками. Поддерживать интерес к русскому народному творчест...
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...
Семинар-практикум «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Конспект Семинара-практикума «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ : «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Конспект семинара - практикума для педагогов детского сада.Цель :расширить знания воспитателей о сказкотерапии. Обучить приёмам использования сказок для развития речи дошкольни...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ : «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Конспект семинара - практикума для педагого детского сада.Цель: расширить знания воспитателей о сказкотерапии. Обучить приемам использования сказок для развития речи дошкольников. семинар практикум со...