конспект ООД "Зимнее путешествие"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

план - конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимнее путешествие»

 Тема: «Зимнее путешествие».

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи;

Программное содержание:

обучающие задачи:

- Упражнять в подборе прилагательных и глаголов к существительному.

- упражнять в подборе антонимов.

-упражнять в составлении рассказа по картинкам символам.

- закрепить полученные знания о зиме.

развивающие задачи:

-развивать монологическую форму речи при составлении рассказа

- развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы;

 - расширять словарный запас через участие в словесно- речевых играх,

- развивать умения делить слова на слоги;

воспитательные задачи: 

- воспитывать интерес к живой природе, доброжелательное отношение в общении со сверстниками.

Словарная работа: упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и глаголов. Активизация словаря по теме зима: обогащать речь детей прилагательными снежная, красивая, серебристая, пушистая, бурная, лёгкий, искристый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный, прозрачный, зимнее, березовый, сосновый, еловый, рябиновый.)

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами, прогулка детей с родителями в выходные дни.

Материалы и оборудование: телевизор, Снеговик, заколдованные снежинки, картинки с изображением зимы, иллюстрации животных, схемы для составления рассказа, мяч.

Методы и приемы: 

  • Игровые: игровая ситуация (с «Появление Снеговика»,
  • Словесные: с/и «Скажи, наоборот», «Какой? Какая? Какие?», «Подели слова на слоги», «Подбери действие»,
  • Практический: Составление рассказа по схемам.
  • Наглядные: картины с изображением животных и зимы. Схема.

Введение в деятельность. (2 мин)

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в очень интересное путешествие, увлекательное и познавательное! Но к каждому путешествию нужно подготовиться, настроиться. Давайте, соберемся все в кружок, вставайте посвободнее, и настроимся на наше путешествие. (Дети хором повторяют слова)

Запоминает наша голова,

важные поступки умные слова.

Слушаем внимательно,

смотрим обязательно.

Друг друга не перебиваем

для ответа руку поднимаем.

Знаний много получаем!

- Молодцы! Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима). Значит, путешествие у нас будет… (зимнее).

Привлечение внимания детей.

 На экране появляется снеговик и говорит: Здравствуйте, ребята! Зима скоро закончится и на прощанье я хочу с вами поиграть. Я вам отправляю снежинки, снежинки непростые это заколдованные картинки символы, по которым вы сможете составить рассказ о зиме, а, чтобы их расколдовать необходимо выполнить задания.  

- Ну и ну! Вот так Снеговик на прощанье с нами хочет поиграть! Вы согласны? Все задания выполним? Картинки разморозим? Рассказ составим о зиме? Молодцы!

- Присаживайтесь на стульчики.

В это время на экране идет снег (Воспитатель вытаскивает из-за экрана снежинку).

1 снежинка.

- Давайте посмотрим какую же нам снежинку первую расколдовать, вот задание такое:

  Нам нужно назвать зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль). Молодцы, и мы еще с вами знаем про этот месяц стихи. (Достаем картинки про зиму и рассказываем стихотворения, предварительно выученные. Размороженную картинку подвешиваем на доску)

- Кто про декабрь хочет рассказать стихотворение?

1 ребенок. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре  .                                                            
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки, 

Елку из лесу привез.

- про январь кто хочет рассказать стихотворение.

2 ребенок. Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

- кто про февраль хочет рассказать стихотворение?

3 ребенок.  В феврале, в феврале 

 Вьюга мчится на метле, 

 Заметает все пути,

  Чтобы марту не пройти, 

 Не пройти — не прийти 

И весну не привести!..

- зимние месяцы мы назвали, расколдовали картинку, посмотрите «вся земля покрыта снегом», (повторите предложение) иди Камилла повесь пожалуйста ее на доску, первая картина у нас готова.

2 снежинка.

Следующую расколдовываем. Нужно к словам подобрать признак предмета. На какой вопрос отвечает признак? (какой? какая? какие)

Зима какая? (зима снежная, зима красивая, зима серебристая, зима пушистая, зима бурная,)

Снег какой? (белый снег, холодный снег, пушистый снег, лёгкий снег, искристый снег,)

Лед какой? (прозрачный лед, тонкий лед, холодный лед, хрупкий лед.)

Снежинки какие? (Легкие снежинки, маленькие снежинки,)

Метель какая? (сильная метель, красивая метель,)

Расколдовали. «Солнышко редко выглядывает из-за туч». (Повторите предложение) Иди Полина повесь, пожалуйста, картину на доску.

3 снежинка.

Здесь задание такое. Поиграть в игру «Скажи наоборот». Чтобы поиграть в игру мы сделаем круг. Я вам кидаю мячик и называю предложения, а вы это предложение называете наоборот. (Игра с мячом)

  • летом дни жаркие, а зимой - (холодные)
  • летом день длинный, а зимой - (короткий)
  • летом солнце греет, а зимой - (не греет)
  • весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)
  • одни сосульки длинные, а другие – (короткие)
  • снег мягкий, а лёд - (твердый)

Молодцы, ребята. Снежинку расколдовали, «Реки и озера скованы льдом»  

(повторите предложение) повесь, пожалуйста Кира ее на доску. А мы присядем на стульчики и возьмем следующую снежинку.

4 снежинка.

Здесь задание такое: в предложение нужно добавить действие. На какой вопрос отвечает действие? (Что делает). Слушайте внимательно!

Зимнее солнце что делает? (зимнее солнце не греет, зимнее солнце светит)

Пушистый снег на землю что делает? (пушистый снег на землю падает, пушистый снег на землю ложиться)

Легкие снежинки в воздухе что делают? (легкие снежинки в воздухе летают, легкие снежинки в воздухе танцуют, легкие снежинки в воздухе кружатся.

Дети зимой что делают? (дети зимой лепят снеговика, дети зимой катаются, дети зимой играют в снежки.)

- расколдовали предложение «Дует холодный ветер». (повторите предложение)

 Иди пожалуйста, Маша повесь на доску.

5 снежинка.

Следующая снежинка, здесь задание такое. «Если мы идем в лес, где растут одни березы, значит это лес какой? (Этот лес Березовый). Если одни ели? (еловый лес) Сосны? (Сосновый лес)

Рябины? (рябиновый лес).» Молодцы, расколдовали картинку. «Деревья стоят без листьев». (повторите предложение). Иди повесь ее пожалуйста, Дима.

- гуляем в лесу, предлагаю слепить снеговика

 (Физминутка). Становитесь в кружок.

Давай, дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в снежный ком,

И станет ком – снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза… шляпа… нос… метла…

Но солнце припечет слегка –

Увы, и нет снеговика!

- Молодцы, погуляли, слепили снеговика. Присаживайтесь на стульчики. И ловим следующую снежинку.

6 снежинка.

Здесь нужно слова поделить на слоги.

Лиса, Белочка, ежик, заяц, сорока, голубь, синица, воробей, снегирь.

Молодцы, с этими заданиями мы с вами справились. Посмотрите «Животные спрятались от холода». Саша повесь, пожалуйста.

7 снежинка.

А мы с вами расколдуем еще одну снежинку.

 Игра «Доскажи словечко!»

Я читаю предложение, последнее слово называет тот, на кого я покажу.

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю…(снег)

С неба все летят пушинки, серебристые …(снежинки)

На деревья, на лужок, тихо падает… (снежок)

Вот веселье для ребят, все сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в… (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик)

Рядом снежная фигурка, эта девочка …(снегурка)

- Расколдовали предложение «Дети катаются на санках, лыжах и коньках.»

Молодцы! Все, мы с вами, снежинки расколдовали, схема у нас готова, присаживаемся за стол. Сейчас попробуем составить рассказ по схемам. Послушайте сначала меня, затем попробуете сами.

Вся земля покрыта снегом. Солнце редко выглядывает из-за туч. Реки и озера скован льдом. Дует холодный ветер. Деревья стоят без листьев. Животные спрятались от холода. Дети катаются на санках, лыжах и коньках.

Ребята, все задания Снеговика мы выполнили. Снежинки расколдовали, давайте Снеговику отправим снежинки по почте. Сложим все снежинки вот в этот конверт и напишем Снеговику.

-  Интересное было в нашем путешествии? Что вам запомнилось? Легко ли было выполнять задание Снеговика?

- Молодцы, мне тоже понравилось, как вы отвечали, как размораживали снежинки. Спасибо вам Большое.

                                                                                         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа

Представлен конспект игры путешествия  Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...

Конспект игры-путешествия "Путешествие в Рим"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие в Рим", интеграция образовательных областей "Познание" и "Музыка"....

Конспект НОД - путешествия "Путешествие в осенний лес"

Систематизируем знания детей об осениСистематизируем знания детей про жизнь лесных зверей осеньюГоворим о том, что растет осенью в лесуРазвиваем сообразительность, воображениеРазвиваем зрительное вним...

План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»

Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...

Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе

Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....