«Ах ты, Зимушка – Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
НОД
по развитию речи
с использованием игровых и
информационно – коммуникативных технологий
с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ah_ty_zimushka_-_zima.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД
по развитию речи
с использованием игровых и
информационно – коммуникативных технологий
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Ах ты, Зимушка – Зима»
Воспитатель: Ставчикова Марина Васильевна
Санкт – Петербург
2021г
Программное содержание:
- Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года
- Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы, детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;
- Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия;
- Развивать способность видеть красоту окружающего мира;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
Предварительная работа:
беседа о зиме, занятие по рисованию «Ах ты, Зимушка – Зима» дидактические игры для речевой деятельности, дидактические игры для закрепления представления о временах года, рассматривания картин, наблюдение за погодой на прогулках, чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок.
Активизация словаря: вьюга, метель, пороша, вьюжная, запорошила. морозная, стужа, зимующие.
Материал к занятию:
магнитофон, мультемедийный сенсорный дисплей, аудиозаписи пьесы «Декабрь» композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года», П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», «Кабы не было зимы..» из мультфильма «Простоквашино», слайды с изображением зимы (пейзажи), живая и неживая природа зимой.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому мы отправимся, вы догадаетесь сами, прослушав загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла...
(Зима)
(После ответа детей на экране появляется картинка зимы)
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме.
Воспитатель: На чем можно к ней добраться? (Ответы детей)
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят ... (санки)
(под музыку П.И. Чайковского на экране появляются изображения Зимушки – Зимы и зимний пейзажи)
Воспитатель:
На санях к тебе летели
Мы сквозь вьюги и метели
Через речку перебрались
У Зимы мы оказались!
Вот мы и в гостях у Зимушки.
Воспитатель: Давайте рассмотрим картинки, какое время года на них изображено? (Ответы детей)
Воспитатель: (звучит мелодия П.И. Чайковского «Декабрь») Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки. Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы. Послушайте, какие замечательные строки написал о зимней природе поэт И.Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Отрывок стихотворения И.Сурикова.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам стихотворение? О чем в нем говорится? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, что это за волшебная коробка?
(на столе стоит, заранее приготовленная коробка, в ней карточки с заданиями)
Воспитатель: Дети, Зимушка приготовила для нас интересные задания! Ребята вы хотите, чтобы зима была снежная? (Ответы детей)
За свои ответы на занятии вы будете получать снежинку из этой коробочки.
(На протяжении занятия дети получают снежинки)
Задание 1. « Что мы знаем о зиме?»
Воспитатель: Дети, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме?
Кто знает, сколько месяцев длится зима? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие это месяцы? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода? (Ответы детей)
Воспитатель: Каким стало солнце, небо? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными. Не в коем случае не выходить на лед без присмотра взрослых!
Воспитатель: Ребята давайте поиграем.
Игра «Зимний ветер и снежинки»
(выполнение движений под музыку)
У детей в руках бумажные снежинки, под музыку дети, словно снежинки на ветру, разбегаются в разные стороны, танцуют, кружатся, покачиваются, как только музыка заканчивается, дети должны вновь стать в круг.
Задание 2 «Жизнь животных и птиц зимой»
(На экране после каждого ответа детей появляются картинки «жизнь животных и птиц зимой»)
Воспитатель: Дети, а кто знает, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных и птиц? (Ответы детей)
Воспитатель: Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться даже с самыми лютыми морозами. О том, чтобы тепло и сытно зимовать, некоторые животные стараются позаботиться заранее, готовят себе запасы на зиму. Некоторые животные впадают зимой в спячку.
Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года. Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.
Воспитатель: Ребята как мы можем помочь маленьким беззащитным пташкам?(ответыдетей)
Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.
Пальчиковая игра «Медведь в берлоге»
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики)
Только заиньке не спится
(Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх)
Убегает от лисицы (вращаем пальцем)
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков !
(соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)
Задание 3. «Жизнь растений зимой»
(На экране появляются картинки «жизнь растений зимой»)
Воспитатель: Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это? (Дети высказывают свое мнение)
Воспитатель: Правильно ребята растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Осенью с растений облетели листья, но почки, в которых спрятана жизнь растений, остались Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки.
Задание 4. «Жизнь людей зимой»
(На экране появляются картинки «жизнь людей зимой»)
Воспитатель: Ребята, а как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята скажите, одежда нам понадобятся в зимнее время года?
Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а какие зимние праздники вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Все мы с нетерпением ждем волшебства, подарков, веселья, праздничного настроения.
Воспитатель: А сейчас, давайте отдохнем.
Физкультминутка "Снеговик"
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! - и нет снеговика.
(Дети идут по кругу, и показывают движениями рук будто катят перед собой снежный
ком, рисуют руками снеговика. Улыбаются. Показывают глаза, шляпу, нос, метлу в руках,
потом приседают, разводят руками и пожимают плечами.)
Воспитатель:
Давайте с вами поиграем. Я буду начинать предложение, а вы будете добавлять нужное слово, и если правильно ответили, то на экране появится картинка с правильным ответом.
Игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне, | Словно в сказке, как во сне, |
Все его зимой боятся – | Он из снега одного, |
Он всю зиму в шубе спал, | Он когда-то был водой, |
Мчусь как пуля я вперёд, | Елочка с игрушками, |
Он с подарками приходит, | Пышный хвост торчит с верхушки. |
С неба звездочки летят |
Воспитатель: Молодцы ребята, как дружно вы работали на занятии и с легкостью справились со всеми заданиями Зимушки – Зимы!
Ребята давайте посмотрим, сколько снежинок мы с вами заработали на занятии. (Снежинки прикрепляем на лист ватмана). Заработанные снежинки помогут нам приготовить панно, для украшения нашей комнаты к Новому году. (В конце занятия педагог обращает внимание детей на новогодний мешочек, в которой находятся сладкие леденцы, для ребят.)
Воспитатель: Ребята, Зимушка - Зима благодарит вас. Вы такие молодцы так много знаете о ней, и она дарит вам сладкие призы. (Песня «Кабы не было зимы» муз. Е. Крылатова завершает занятие)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Зимушка-зима, зима снежная была...
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...