Проект по развитию речи во второй младшей группе «Вместе весело играть»
консультация по развитию речи (младшая группа)
Проект по развитию речи во второй младшей группе «Вместе весело играть»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию речи во второй младшей группе «Вместе весело играть»
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ»
СОДЕРЖАНИЕ
№ Разделы:
1. Актуальность
2. Цель и задачи
3. Этапы реализации
4. Результаты
5. Литература
6. Приложение 1. Перспективное планирование работы по реализации проекта .
1. Актуальность проекта.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как, а почему, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей. Давно известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти стихи от взрослых и заучивает их наизусть. А если соединить знакомство с первыми стихами и игру, которая является для малыша основным видом его детской деятельности, то будут созданы благоприятные условия для развития речи и коммуникативных способностей ребенка, что является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. В свой проект я включила творческий опыт Агнии Львовны Барто, поскольку ее стихи помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, отзывчивость, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней, это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим. Стиль стихов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно запоминать их, а понятный и простой язык четверостишия интересен детям младшего дошкольного возраста и доступен к драматизации.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- театрализованные игры,
- сюжетно – ролевые игры.
Проблема:
Низкий уровень активного словарного запаса детей.
Причины:
1. Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.
2. Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.
Гипотеза:
В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатится речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся запоминать стихотворения, выразительно их рассказывать, драматизировать, а в последствии, сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта: развитие речи детей, обогащение словарного запаса через игровую деятельность; повышение активного словаря детей посредством заучивания, драматизации небольших произведений, стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.
Задачи проекта:
- создать условия для игровой деятельности детей в группе и на участке;
- формировать грамматический строй речи;
- расширять словарный запас;
- развивать связную речь;
- развивать активный словарь детей;
- развивать способность заучивать стихотворения;
- развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы;
- поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении
- повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;
Тип проекта: творческий, групповой.
Продолжительность проекта: месяц (ноябрь)
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.
Ресурсное обеспечение проекта: иллюстрированные книги со стихотворениями А. Л. Барто, картотека речевых игр, игрушки, диски с мультфильмами, диски с записью детских песен, костюмы, расходный материал для изобразительной деятельности, интернет-ресурсы.
Идея проекта:
Все занятия и игры по проекту «Вместе весело играть» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.
Структура проекта:
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создаются условия для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают стихи, заучивают, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Ожидаемые результаты:
1. Высокий уровень активного словарного запаса детей.
2. Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.
3. У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.
3. Этапы реализации проекта
3.1.Предварительный:
- выдвижение гипотезы;
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
- подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта.
3.2.Основной:
- включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков;
- оформление книжного уголка, выставка иллюстраций по творчеству А. Л. Барто;
- беседа «Почему надо беречь игрушки»;
- дидактические игры: «Угадай, кто?», «Доскажи словечко», «Угадай по описанию», «Собери картинку», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?», «Чего не хватает?», «Кто в домике живет?», «Что лишнее?», «Хорошо, плохо», «Любимые сказки», «Чей малыш?» и другие;
- подвижные игры: «У медведя во бору», «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Море волнуется», «Гуси-лебеди», «Подбрось – поймай», «Жмурки», «Найди свое место», «Самолеты», «Зайка беленький сидит», «Лохматый пес» и другие;
- сюжетно-ролевые игры:
«Парикмахерская», «Магазин», «Строители», «Больница», «Почта», «Моряки», «Семья», «Шоферы», «Салон красоты», «Магазин игрушек» и другие;
- игровые упражнения «Кто скорей возьмёт игрушку», «Послушай стихотворение и найди игрушку», «Мишка косолапый», «Идёт бычок, качается», «Игрушки»;
- театрализованные игры, игры-драматизации по произведениям А. Л. Барто;
- творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация;
- раскрашивание любимых игрушек;
- рассматривание картин, иллюстраций, рисунков в книгах.
- создание картотеки игр для развития словаря детей;
- консультации для родителей: «Проведение домашних игр для развития речи детей», «Читаем и сочиняем вместе с ребенком», «Словесные игры и упражнения»;
- создание видео презентации совместно с родителями «Говорят наши дети»;
- создание альбома-раскраски «Герои моих любимых стихотворений».
3.3.Заключительный:
- конкурс чтецов по стихотворениям А. Л. Барто;
4. Результаты проекта
Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку систематически вовлекаться в игровые действия. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, систематизирует полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
5.Литература:
Барто А. Л. Уронили мишку на пол. Для чтения взрослыми детям до 3 лет. М.: Издательство «Самовар».
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2017г.
Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте детей 3-4 лет.
Индивидуализация образования: правильный старт. Учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. / Под. ред. Л. В. Свирской. - М.: Обруч,2011.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Вторая младшая группа. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой.- Волгоград: Учитель,2012.
Основная программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Перспективное планирование воспитательно -образовательного процесса по программе «От рождения до школы»: вторая младшая группа/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- Волгоград: Учитель,2012.
Развивающие занятия с детьми 3-4 лет. / Под ред. Л. А. Парамоновой.
Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. / Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной. - М.: МОЗАЙКА – СИНЕЗ,2011.
Интернет-ресурсы.
Приложение 1
Перспективное планирование работы по реализации проекта
Срок Виды деятельности Задачи Дидактический материал и оборудование
Октябрь
Оформление книжного уголка, выставки иллюстраций по творчеству Агнии Барто.
Ноябрь
2 ноября «Беседа об А. Л. Барто, показ книг, иллюстраций»
Игровое упражнение «Послушай стихотворение и найди игрушку»
Подвижная игра «Зайка беленький сидит». Познакомить детей с писателем А. Барто. Развивать интерес к стихотворениям. Развивать слуховое внимание. Учить детей в подвижной игре выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Иллюстрации к произведениям, портрет писателя, книги из цикла «Игрушки», игрушки.
5 ноября « Чтение и заучивание стихотворения «Лошадка»»
Игровое упражнение «Цирковая лошадка» Развивать умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Воспитывать дружеские отношения в совместной игровой деятельности. Текст, иллюстрации, игрушка лошадка, лошадка - качалка.
6 ноября «Чтение стихотворения «Мячик»»
Экспериментальная деятельность «Утонет ли мяч в воде» Развивать умение активно повторять за воспитателем отдельные слова и фразы. Расширять активный словарь детей. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности, в процессе которой побуждать детей на речевые высказывания. Текст, игрушка – мяч, камешек, тазик с водой.
9 ноября «Заучивание стихотворения «Мячик»»
Продолжать знакомить детей с содержанием стихотворения А. Барто «Мячик». Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам, учить разнообразным играм с мячом. Текст, иллюстрации, игрушка – мяч.
10 ноября «Рисование «Мой веселый звонкий мяч».»
Подвижная игра «Прокати мяч в ворота». Вызвать положительный эмоциональный отклик к описанному в стихотворении событию. Учить изображать в рисовании сюжет к произведению А. Барто. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Иллюстрации, игрушка – мяч, бумага, краски.
11 ноября «Рассматривание игрушки - мишка. Составление рассказа описания .»
Логоритмика «Медвежата». Учить детей рассматривать игрушку, рассказывать о ней. Учить подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде, числе и падеже. Развивать мышление, память, умение четко поизносить слова. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Формировать умение двигаться в соответствии со словами. Игрушка – мишка.
12 ноября «Беседа «Почему нужно беречь игрушки». Чтение стихотворения «Мишка».
Подвижная игра «У медведя во бору…» Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Пробуждать в детях чувство сопереживания и желание помочь тому, кто нуждается в помощи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Текст стихотворения, игрушки, шапочка медведя.
13 ноября «Проблемная ситуация»:
Мишку уронили на пол, оторвали лапу что делать?
Сюжетно-ролевая игра «Больница». Знакомить с некоторыми трудовыми действиями, из которых состоит работа врача. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Развивать диалогическую речь. Игрушка, бинт, халат доктора, лекарства.
16 ноября Заучивание стихотворения «Мишка».
Логоритмика «Медвежата». Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Формировать умение двигаться в соответствии со словами. Текст, иллюстрации, игрушка – мишка.
17 ноября « Чтение и заучивание стихотворения «Зайка»»
Подвижная игра «Зайка беленький сидит».
Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Расширять словарь детей. Учить детей в подвижной игре выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Текст, иллюстрации, игрушка – зайка.
18 ноября «Чтение и заучивание стихотворения «Козленок»».
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Собери картинку». Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Развивать логическое мышление. Текст, иллюстрации, игрушка – козленок, картинки- пазлы.
19 ноября « Повторение стихотворений «Зайка», «Козленок»».
Подвижная игры «Зайка беленький сидит», «Идет коза рогатая». Вызвать желание слушать стихотворения повторно. Приучать детей правильно произносить звук в словах, фразах, отчетливо и ясно произносить слова с этим звуком, несложные фразы. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре Текст, иллюстрации, игрушки – козленок, зайка.
20 ноября « Чтение и заучивание стихотворения «Бычок»».
Дидактическая игра «Чей малыш?»
Игровое упражнение «Идет бычок качается» Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать логическое мышление. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Текст, иллюстрации, игрушка – бычок.
23 ноября «Чтение и заучивание стихотворения «Слон»».
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Вовлекать детей в
коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Текст, иллюстрации, игрушки животных.
24 ноября «Чтение и заучивание стихотворения «Грузовик»».
Подвижная игра «Мы - шоферы»
Дидактическая игра «Светофор». Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Закреплять знания ПДД, формировать основы безопасного поведения. Текст, иллюстрации, игрушка – грузовик, игрушечные рули, светофор.
25 ноября «Драматизация детьми знакомых стихотворений».
Формировать умение инсценировать стихи, развивать интонационную выразительность речи. Текст, иллюстрации, игрушки – бычок, слон, грузовик.
«Чтение стихотворения А. Барто «Снег»».
Дидактическая игра «Где снежинка?». Продолжать формировать умение на слух воспринимать текст стихотворения. Закрепить представление о зиме как времени года. Учить выполнять соответствующие тексту движения. Текст, иллюстрации – снегопад.
26 ноября «Заучивание стихотворения «Кораблик»».
Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Помочь детям запомнить стихотворение, учить выразительно читать его. Продолжать расширять и обогащать словарный запас. В игровой форме учить работать по картинкам-схемам. Текст, волшебный мешочек, игрушки: кораблик, мальчик – кукла, веревка, шапка, лягушка, картинки – схемы.
« Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на кораблике»».
Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Атрибуты для с/р игры.
27 ноября «Чтение и заучивание стихотворения «Самолет»».
Подвижная игра «Самолеты». Познакомить детей с новым стихотворением. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Текст, игрушка – самолет, иллюстрации.
«Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»».
Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Формировать умение принимать игровую роль, участвовать в несложном диалоге. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Корзина с игрушками, касса магазина, бейджик для продавца-кассира, ценники и деньги с изображением геометрических фигур, тележка для товара.
30 ноября «Чтение и заучивание стихотворения «Флажок»».
Вызвать у детей эмоционально-патриотические чувства при чтении стихотворения. Учить детей маршировать под музыку. Флажки, текст.
«Настольный кукольный театр по заученным стихотворениям из цикла «Игрушки»».
Вспомнить стихотворения А. Барто (Цикл «Игрушки»). Формировать умение принимать игровую роль, участвовать в несложном диалоге. Развивать мелкую моторику. Мелкие игрушки для настольного театра, иллюстрации
1 декабря Выставка «Моя любимая игрушка»
Формировать представления о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек, эмоционально – эстетическое и бережное отношение к игрушкам. Игрушки.
«Конкурс чтецов по стихотворениям А. Л. Барто».
Воспитывать желание рассказывать стихотворение, интерес к художественным произведениям. Медали для победителей.
Просмотреть с детьми фото- и видеоматериалы игровой деятельности за учебный месяц. Учить детей делиться впечатлениями от увиденного, формулировать свои мысли, строить речевое высказывание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы "Вместе весело играть"
Конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы....
Проект по развитию речи во второй младшей группе Тема проекта: «Сказка о веселом язычке».
Проект по развитию речи во второй младшей группеТема проекта: «Сказка о веселом язычке»....
ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы «Вместе весело шагать по улицам родного города».
Актуальность темы: Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического соз...
Конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы «Вместе весело играть».
Конспект занятияпо сенсорному воспитанию для детейвторой младшей группы«Вместе весело играть»....
Сценарий развлечения во второй младшей группе «Вместе весело играть».
Веселое развлечение для деток младшего возраста....
Проект по развитию речи во второй младшей группе "Вместе весело играть"
1. Актуальность проектаОсновной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставля...
Сценарий развлечения во второй младшей группе «Вместе весело играть»
Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная.Цель: продолжать развивать навыки сотрудничества между детьми, интерес к различным видам игр (игры малой и средней подвижности...