Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели

Тип проекта: познавательно – творческий, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 01.10.2020-01.03.2021

Вид проекта: инновационный.

Продукт деятельности: создание «волшебной» полки со «свободными» книгами.

Проблема: снижение интереса к чтению у современных детей; необходимость формирования читательской компетенции у дошкольников с учётом современных реалий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению».

30.04.2021

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели

Тип проекта: познавательно – творческий, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 01.10.2020-01.03.2021

Вид проекта: инновационный.

Продукт деятельности: создание «волшебной» полки со «свободными» книгами.

Проблема: снижение интереса к чтению у современных детей; необходимость формирования читательской компетенции у дошкольников с учётом современных реалий.

Актуальность.

Несомненно, у каждого из Вас дома есть полка, стеллаж, коробка с книгами, которые Вы уже никогда не будете читать. Несколько лет назад появился такой термин как буккроссинг. Что же это такое? Это своеобразная, необычная библиотека, в которой нет сотрудников, потому что их функции выполняют любители чтения. Прочитанные книги оставляют в специально оговоренных местах для того, чтобы ими смогли воспользоваться другие последователи этого удивительного движения.

В современном мире высоких технологий бумажные книги заменяются гаджетами. Зачем же читать бумажные книги? А ведь каждая книга — это практически «живое» существо, которое имеет душу. Согласитесь, ничем не заменить шорох перелистываемых страниц, незабываемый запах типографской краски, необыкновенные ощущения, когда дотрагиваешься до бумажных листочков. Но когда книгу не читают, то она теряет свои привлекательные свойства и тепло, становится просто обычной бумагой. И для того чтобы книги не пылились на полке, а жили, попадали в руки новых читателей, мы запустили проект «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению».

Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться. Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.

С помощью чтения книг можно развить у ребёнка:

• умение говорить и мыслить;

• умение познавать и делать умозаключения;

• умение вслушиваться в речь взрослого;

• память, внимание, воображение;

• выразительность речи.

Цель проекта: пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, традициям семейного чтения.

Задачи:

- познакомить с современным движением «Буккросинг»;

- расширить знания о различных жанрах художественной литературы;

- привлечь родителей к совместному с ребенком прочтению художественных произведений;

- помочь родителям в подборе книг для дошкольников;

- сформировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;

- воспитывать у участников проекта бережное отношение к самой книге;

- ввести в практику разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями, способствующими приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;

- разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросу приобщения детей к чтению книг;

- развивать коммуникативные, познавательные умения детей, умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции; умение вести диалог, выразительно рассказывать, умение импровизировать.

Предполагаемый результат:

- сформировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;

- обогатить словарь, развить лексико-грамматический строй, связную речь детей;

- сформировать положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми;

- возрождать чтение в кругу семьи, традицию посещения библиотеки.

- активное вовлечение в движение буккроссинг не только в группе ДОУ, но и в детском саду в целом.

Содержание проекта.

I этап. Подготовительный.

• Подготовка наглядно-дидактического материала по знакомству с различными жанрами художественной литературы.Хочу такой сайт

• Определение уровня знаний детей по проблеме. Проведение ситуативных бесед с детьми: «Для чего необходимо читать книги?», «Что такое библиотека?», «Для чего нужна книга?», «Правила обращения с книгой», «Твоя любимая книга».

• Выявление уровня владения родителями воспитанников группы информацией по данной проблеме. Опрос родителей: «Роль книги в воспитании детей». Анкетирование с целью выявления самой читающей семьи.

• Создание пространства в группе и за ее пределами для проведения проекта.

II–этап. Практический.

1. Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Возрождение традиции чтения в кругу семьи.

2. Консультации для родителей «Путешествие книг или буккроссинг»

3. Регулярное чтение родителями произведений разных жанров детям в группе в свободное время.

4. Приобщение детей и родителей к регулярному посещению библиотеки.

5. Регулярные выставки рисунков и поделок по прочитанным произведениям.

6. Показ театральной постановки наиболее понравившихся произведений детям младших групп.

III-этап. Заключительный.

 Активное вовлечение в движение буккроссинг не только в группе ДОУ, но и в детском саду в целом.

Месяц Тема/Жанр литературы

для буккроссинга Деятельность детей Мероприятия с родителями

Октябрь: Рассказ -знакомство с литературным жанром

-выставка рисунков и/или поделок по прочитанным произведениям

-показ театральной постановки наиболее понравившегося произведения детям младших групп -совместное посещение библиотеки

-чтение родителями рассказов детям в группе в свободное время.

Ноябрь: Зарубежная сказка -знакомство с литературным жанром

-выставка рисунков и/или поделок по прочитанным произведениям

-показ театральной постановки наиболее понравившегося произведения детям младших групп -совместное посещение библиотеки

-чтение родителями сказок детям в группе в свободное время.

Декабрь: Русская народная сказка -знакомство с литературным жанром

-выставка рисунков и/или поделок по прочитанным произведениям

-показ театральной постановки наиболее понравившегося произведения детям младших групп -совместное посещение библиотеки

-чтение родителями сказок детям в группе в свободное время.

Январь: Поэзия -знакомство с литературным жанром

-выставка рисунков и поделок по прочитанным произведениям

-показ театральной постановки наиболее понравившегося произведения детям младших групп -совместное посещение библиотеки

-чтение родителями стихв детям в группе в свободное время.

Февраль: Басня -знакомство с литературным жанром

-выставка рисунков и/или поделок по прочитанным произведениям

-показ театральной постановки наиболее понравившегося произведения детям младших групп -совместное посещение библиотеки

-чтение родителями басен детям в группе в свободное время.

Вывод: таким образом, мы можем сказать, что «Буккроссинг» - это эффективное средство развития социального интеллекта дошкольников, а так же один из главных факторов, стимулирующих возрождения семейного чтения.Буккроссинг – это непросто интересное социальное движение «книголюбов». Благодаря ему дети нашеи группи стали проявлять интерес к литературе, просить почитать книгу. Родители активно поддержали данное движение.



Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании "Буккроссинг, как форма приобщения детей и родителей к источнику знаний"

30.04.2021

На сегодняшний день в нашем обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. В век технического совершенства информации интерес к книге ослабевает. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить интерес подрастающего поколения к чтению, к книге.  Если в семье любят и много читают, то и ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи.

Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге.

Предлагаю Вам одну из новых форм работы по данной проблеме, которая называется буккросинг.

Идея буккроссинга подходит для этого как нельзя лучше. Что такое буккроссинг? (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "перемещение книг" или книговорот. Его идея довольно проста –«Прочитал книгу сам – передай другому».

Цель буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения.

Мы обращаемся к Вам с просьбой принести в детский сад книги, которые Вы уже прочитали и готовы поделиться ими с другими.

• Посмотреть книги в своей библиотеке и «отпустить книги на волю» из «плена» книжного шкафа;

• Выбрать книги, которыми вы хотите поделиться и принести их в детский сад, дайте возможность прочитать их другим детям и взрослым;

• В книгу просим вложить небольшое письмо о том, чья это книга, кем и когда прочитана и тому подобное; 

         • Книги приносить в хорошем состоянии;

• Вы можете прийти и взять любую книгу или журнал себе, прочитать и отдать другому человеку, или вернуть обратно;

          • На нашей книжной полке каждый найдёт для себя книгу по душе;

• Принесённые вами книги принесут пользу, увлекут и порадуют многих читателей;

         • Просьба относиться к книгам бережно.

Будьте готовы к тому, что расстаётесь со своей книгой навсегда, так вы её «отпускаете», а также к тому, что какая-то, очень понравившаяся книга, останется у вас, но взамен оставшейся у вас, необходимо принести на полочку другую книгу.

План реализации детско – родительской деятельности  буккроссинг.

1 этап – подготовительный.

Педагог проводит исследование социума на предмет потребностей в посильной социальной помощи воспитанников детского сада: договаривается с родителями и детьми об обмене прочитанными книгами, газетами, журналами.

Педагог проводит для родителей вводную беседу по теме «Буккроссинг», объясняя идею проекта и договариваясь, что они с разрешения детей принесут в детский сад прочитанные детские книги, журналы и газеты.

2 этап – раскрытие проблемы.Хочу такой сайт

На первом этапе педагог в процессе беседы формулирует проблему: наличие в окружающей детей действительности людей, которым необходима различная помощь, что есть такие семьи, которые не могут купить книги, чтобы прочитать их. Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию — предлагает детям вспомнить, какие сказочные герои в сказках исполняли желания людей. Вспомнив Золотую рыбку из сказки Пушкина, дети представляют, чьи желания они бы смогли исполнить, если бы стали волшебными золотыми рыбками.

Педагог объясняет детям, что у многих дома есть уже прочитанные книги и журналы, которые просто лежат на полке, а если они принесут их в детский сад, чтоб их прочитали другие дети, у которых нет таких изданий - было бы здорово!!!

Таким образом, у детей формируется активная жизненная позиция, умение самостоятельно находить проблемы.

Педагог предлагает детям вместе с родителями подумать и предложить различные варианты добрых дел, которые они могут совершить для окружающих. Так как в процессе обмена книгами детям предлагается стать «Золотыми рыбками», педагог проводит с детьми (а возможно и вместе с родителями) мозговой штурм, в процессе которого они все вместе придумывают, что, основываясь на буккроссинг, можно придумать и воплотить для окружающих, то, что их порадует. Это может быть:

создание поделок-сувениров по прочитанным книгам;

маленький театр по одной из прочитанной книги;

выставка рисунков по прочитанным книгам;

рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг;

исполнение реальных желаний окружающих и так далее.

3 этап — основной.

На этом этапе педагог подробнее знакомит детей с «буккроссингом», выбирая произведения, походящие по возрасту и организует выставку книг на полках. Учит детей и родителей где и как надо записывать книгу, которую взяли почитать. Затем дети выбирают понравившиеся книги для чтения. После они обмениваются информацией о прочитанном, вместе с воспитателем и родителями решают, как можно интереснее рассказать другим детям об этой книге (создание поделок-сувениров по прочитанным книгам;

маленький театр по одной из прочитанной книги;

выставка рисунков по прочитанным книгам;

рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг).

В ходе выполнения всех этих действий у детей формируются разнообразные знания, умения и навыки. Дети осваивают новые техники выполнения изделий прикладного творчества; разучивают новые стихотворные и музыкальные произведения.

4 этап — итоговый.

Дети и педагоги презентуют подготовленные в процессе третьего этапа реализации буккроссинга формы творческой деятельности в заранее оговорённых местах: других группах детского сада, в музыкальном зале, в своей группе.

На разных уровнях (дети, родители, педагоги) подводятся и анализируются результаты реализации проекта. Оформляется фотовыставка и презентации по итогам проекта, проводится родительское собрание по результатам реализации работы «Буккроссинг» в детском саду с целью анализа хода и обсуждения дальнейших перспектив взаимодействия. Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе, к русским народным сказкам. Активное вовлечение детей в движение буккроссинг не только в группе, но и в детском саду в целом. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей. Повышение уровня развития речи детей. Активное участие родителей в жизни детского сада. Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами. Возрождение чтения в кругу семьи, посещение библиотеки.

Книги созданы, чтобы их читали, но многие забывают об этом. К сожалению, в современном мире, книги либо складывают на антресолях, где они пылятся до скончания веков, либо выкидывают. Ваши старые книги могут научить и вдохновлять многих – просто поделитесь ими через буккроссинг!



Предварительный просмотр:

"Буккроссинг - это... особенности, история и требования"

30.04.2021

С каждым годом книг в мире становится все больше и больше, ведь люди познают новые сферы, делают открытия, придумывают истории и так далее. Книга – это очень полезная вещь, благодаря которой человек может познать что-то новое для себя. Книги помогают развиваться и совершенствоваться.

В наше время появились электронные книги, также можно читать книги с экранов монитора или телефона. Однако такой способ получения знаний не всем по вкусу, ведь у большинства людей быстро устают глаза от электронных книг. Также многие испытывают неподдельное удовольствие, когда держат в руках бумажную книгу, чувствуют ее запах, ведь это создает определенную атмосферу.

С годами у людей, которые увлекаются чтением, книг на полках становится все больше и больше, и места для новых книг уже не так много. Что же делать в такой ситуации?Общее понятие буккроссинга

Вышеупомянутую проблему решили, создав уникальное общественное движение - буккроссинг, выражаясь простым языком, книговорот.

Буккроссинг - это своеобразная библиотека, которая работает без сотрудников, но с помощью обыкновенных людей, которые увлекаются чтением.

Суть буккроссинга

Суть буккроссинга состоит в том, что человек, который участвует в этом общественном движении, оставляет в каком-либо многолюдном месте книгу для того, чтобы ее мог взять и прочитать другой человек, а затем этот человек должен таким же образом передает книгу следующему любителю почитать. Людей, которые участвуют в этом общественном движении, называют буккроссерами.

История возникновения буккроссинга

Сама идея создания буккроссинга возникла у Рона Хорнбекера в 2001 году. Рон - большой любитель книг, сам работает интернет-технологом. Рон изучал различные веб-сайты, которые предназначены для отслеживания перемещения объектов по всему миру. В один момент он задумался: а что, если этими объектами будут книги? Спустя месяц Рон воплотил свою идею. Был создан сайт BookCrossing.com, который позволял отслеживать местонахождение книг.

Буккроссинг - это спасение книг от бесцельного нахождения на полках, круговорот знаний и создание глобальной мировой библиотеки.

 

Виды буккроссингаХочу такой сайт

Существует несколько способов книговорота:

Самым распространенным способом является оставление книг в общественных местах после их регистрации на сайте. Распространен буккроссинг в школе, парках (например, можно оставить книгу на скамейке), кафе.

Также можно оставлять книги в тех заведениях, которые имеют специальные полки в уютных уголках, книгу можно зарегистрировать у работников этих мест.

Еще одним вариантом может быть передача книги из рук в руки, например, своему знакомому или другу. Такой способ называют bookray, так как книга знает свой пункт назначения и предназначена для конкретного человека. Можно договориться о встрече с помощью интернета, в этом помогут социальные сети или сам сайт. Как альтернатива, можно отправить книгу по почте в другую страну или город. Для такого варианта подойдет буккроссинг в библиотеке, там точно будут любители книг.

Еще одной разновидностью буккроссинга является bookring. Отличие заключается в том, что книгу необходимо вернуть владельцу.

Более масштабный вид буккроссинга – bookbox. Суть состоит в том, что человек передает не одну книгу, а целую коробку. Человек, который получает коробку с «освобожденными книгами», должен выбрать интересные для себя и заменить их своими в таком же количестве, а затем отправить их следующему получателю.

Любовь и щедрость

Залог успеха буккроссинга - любовь к книгам и капелька щедрости. Ведь многие книги мы читает только однажды и редко перечитываем, даже самые любимые из них. Так зачем книгам бесцельно пылиться на ваших полках, занимая пространство? Ведь можно поделиться ими с другими людьми.

Развитие буккроссинга

Изначально, как это часто бывает, буккроссинг развивался очень медленно, однако теперь это очень популярное движение, которое насчитывает сотни тысяч участников, количество которых продолжает неизменно расти с огромной скоростью. За все время существования буккроссинга в дальнее плаванье были отправлены около 1,5 миллиона книг. Существуют такие книги, которые побывали в десятках рук и прошли большие расстояния. Самое популярное место для буккроссинга – США, однако его известность растет еще в 90 различных государствах. Стоит заметить, что буккроссинг в Москве также



Предварительный просмотр:

"Буккроссинг в детском саду — как средство работы с родителями и детьми"

30.04.2021

В своей работе мы уделяем особое внимание взаимодействию с родителями, в нашей группе неоднократно использовались новые формы работы с родителями, что позволяло нам делать различные мероприятия креативными и интересными. Идея буккроссинга подходила для этого как нельзя лучше.

Что такое буккроссинг? Это обмен различными книгами. Его идея довольно проста – «Прочитал книгу сам – передай другому». Буккроссинг (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "перемещение книг" или книговорот.Хочу такой сайт

Нами была поставлена цель буккроссинга в детском саду — распространить среди семей желание к чтению, повысить интерес к книгам, возродить интерес к чтению, возродить традиции семейного чтения. Ведь очень важно в нашем современном мире гаджетов и интернета - научить детей любить книги. Если в семье любят и много читают, то и ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи.

Поэтому мы обратились к родителям, поместили объявление в группе вайбера, с просьбой принести в детский сад книги, которые уже прочитали и могли бы поделиться ими с другими, провели консультацию для родителей по Буккроссингу о его принципах и правилах.Подводя итоги можно сказать, что все участники – дети, воспитатели, родители активно сотрудничали и добились поставленной цели. Взрослые и дети стали больше разговаривать друг с другом на тему «Книга». Все участники начали больше читать в кругу семьи, посещать библиотеку, читать сказки детям перед сном.



Предварительный просмотр:

Из опыта работы

30.04.2021

Я сама люблю читать. Любовь к книгам с детства- читала каждый день. Я с теплотой вспоминаю книжки, которые читала в раннем детстве. Приключения Незнайки и его друзей, волшебные путешествия Элли, удивительные жители страны Оз завораживали меня.  Их очень много, таких книг. И я бесконечно благодарна этим удивительным людям, писателям, которые позволяют своим читателям погрузиться в уникальный мир своих произведений..

Выбрав профессию воспитателя, думаю я не одна столкнулась с такой проблемой-большое разнообразие гаджетов, компьютерных игр,  постепенно превращает чтение как таковое в «не интересное» занятие для молодого поколения. Даже дома вместо книг родители покупают детям игровые приставки, разрешают бесконтрольно смотреть телевизионные программы, тормозящие развитие мозга.   Тогда как польза книги для детей не подлежит сомнению. Почему? Потому что книга:

 - расширяет представление ребёнка о мире

  - знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п.

 - влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка

    -развивает мышление — как логическое, так и образное

   -расширяет словарный запас, память, воображение и фантазия

   -учит правильно составлять предложенияХочу такой сайт

Так было решено приобщить моих маленьких друзей к книгам. Для этого я прибегала к  маленьким хитростям.

 Совместно с детками мы завели ежедневный ритуал  чтения книг перед сном. Главное, чтобы ритуал был систематическим. Нельзя два дня побаловаться книгой, а потом месяц не читать. Привычки, в том числе и полезные, закладываются в детстве и закрепляются регулярными повторениями.

И даже в те моменты если мне казалось, что дети не слушают и не проявляет интерес к книге, которую я читаю, продолжала читать. Показывала эмоции героев, меняла голос и интонацию. Старалась увлечь ребенка. Затем интересовалась, нравится ли им то, что они слышит? Ребенку важно, что с ним считаются.

Cпустя какое-то время спрашивала: «Помните, мы недавно прочитали про мальчиков, которые фантазировали невообразимые вещи. Было смешно, правда? А что бы вы придумали, если бы были на их месте?»

 Так потихоньку привыкали засыпать с книгой.   Я читаю им всегда.  Сейчас это  как само собой разумеющееся.

Сравнительно недавно посетила нас с детками такая идея сделать книгу самостоятельно. Книгу создали  компьютере, вставили красочные фото наших праздников и будней, сочинили к каждой фотографии забавные истории. Мои маленькие друзья  с увлечением слушают о себе. А ведь это и нужно — чтобы ребенок получал от чтения удовольствие.

Еще один маневр привлекающий к прослушиванию книг-накрываем стол покрывалом, уютно усаживаемся на мягкие подушки, приняв удобную позу, включаю фонарик. Начинаю читать...Детки слушают затаив дыхание.

Результат- детки правильно формулируют свои мысли, логично строят высказывания,лучше запоминают информацию. Главное! Мои маленькие друзья с нетерпением ждут следующего чтения книги и встречи с любимым героем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Книга - источник знаний. Буккроссинг как средство приобщения дошкольников к чтению"

Буккроссинг - книгообмен,книговорот - увлекательное современное движение, вызывающение интерес и у взрослых и у детей. Дошкольники с большим энтузиазмом воспринимают новую "игру", вовлекая в...

Статья "Буккроссинг как средство приобщения дошкольников к чтению"

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционал...

Проект «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению»

Тема проекта: «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению».Автор проекта: Прибыткова Анастасия Геннадьевна - воспитатель МДОУ «Детский сад «Светлячок» корпус...

Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению

В данном материале представлен опыт работы по внедрению и реализации технологии "Буккроссинг"...

Буккроссинг – средство приобщения дошкольников к чтению»

Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению...