Технологическая карта занятия по ознакомлению с произведением
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

В. Н. Иванова

Тема данного занятия  "Ознакомление детей с произведением Л. Н. Толстого "Котёнок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_proizvedeniem.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по ознакомлению с произведением

Ф. И. О.: Иванова Виктория Николаевна

Тема: "Ознакомление детей с произведением Л. Н. Толстого "Котёнок".

Образовательная область: речевое развитие

Группа: старшая группа

Цель: понимание детьми старшего дошкольного возраста основной идеи рассказа «Котёнок», в процессе восприятия художественной литературы

Задачи:

Обучающие: узнать новое произведение, узнавать героев рассказа, отвечать на вопросы 

Развивающие: вести беседу по содержанию рассказа, понимать и оценивать чувства и мотивы поступков героев

Воспитательные: проявлять эмоциональную отзывчивость к героям рассказа; выражать личное отношение к содержанию занятия

Дидактическая задача: расширять представления о домашних животных и их детёнышах, внешнем виде

Планируемый результат: 1)слушают  новое произведение

                                                2) участвуют в дидактической игре «Назови детёныша»

Подготовительная работа: чтение произведений о домашних животных; рассматривание предметных и сюжетных картинок и иллюстраций в книгах, энциклопедиях по теме «Домашние животные»

Материалы: письмо, презентация

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Здравствуйте ребята! Послушайте небольшое стихотворение:

Из ворот выходит кот, Сладко песенку поёт: - Я доволен, я не хмур, Солнце встало, мур-мур-мур!

Групповая форма, приём психологической речевой настройки

Дети здороваются. Внимательно слушают стихотворение

Дети позитивно настроены на предстоящую совместную деятельность

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Знаете ребята я вам не просто так прочитала это маленькое стихотворение. Мне отправил письмо Буратино, в нём говорится о том, что он пропустил один день в школе и ему задали домашнее задание прочитать произведение Л. Н. Толстого «Котёнок» он попросил нам помочь ему прочитать этот рассказ. Это первая проблема, а вторая заключается в том, чтобы отправить ему нашу помощь нужно выполнить одно задание, надеюсь мы с ним справимся!

- кто хочет помочь Буратино?

- как мы можем это сделать?

Подведение детей к цели

- что мы сейчас будем делать?\

Постановка проблемы

Слушают письмо, хотят помочь Буратино

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками способность ребёнка к принятию решения

2.2

Этап ознакомления с материалом

Расширение представлений  у детей старшего дошкольного возраста о заботе за своими домашними животными

-Ребята, сегодня мы узнаем, какая история произошла с котенком, о котором написал Лев Николаевич Толстой, обратите внимание на портрет писателя (показ слайда). Лев Николаевич Толстой написал много рассказов о детях, о животных, о дружбе детей с животными. Например, такие рассказы как: "Лев и собачка", "Косточка" (показ иллюстрации в книге к рассказам).

-Ребята, я предлагаю вам расположится поудобнее и послушать рассказ, который называется "Котёнок"(показ одной из иллюстраций к рассказу). Это не просто рассказ, это быль. Как вы думаете, что это означает рассказ-быль? (ответы детей). Быль- это то, что было на самом деле, а писатель нам об этом рассказал.

(Чтение рассказа Л. Толстого «Котенок» с последующим обсуждением).

-Я предлагаю вам побеседовать, если вы знаете ответ, поднимите руку.

-Вы запомнили, кто написал этот рассказ? (Л. Н. Толстой)

-Перечислите героев рассказа? (Этот рассказ о Васе, Кате и о котёнке.)

-Что случилось с кошкой Васи и Кати? (Кошка пропала.)

-А что произошло с котятами дальше? (Мать раздала котят, а одного оставила детям.)

-Какая опасность угрожала котенку (Нападение собак.)

-Как вёл себя котёнок, которому угрожала опасность (Вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.)

-Котёнок не понимал, что ему грозит серьёзная опасность. А вот дети хорошо это поняли, только повели себя по-разному.

-Чей поступок вам понравился больше? (Ответы детей).Но и Катю осуждать не нужно, это действительно очень смелый поступок, неизвестно, что произошло бы с Васей, если бы охотник не отогнал собак.

-Мальчик спас котёнка, он смелый. А ещё какой? (Храбрый, добрый и т. д.)

-Как бы вы поступили в такой ситуации? (Ответы детей.)

-Чему нас учит этот рассказ? (Ответы детей.)

(Воспитатель высказывает и своё мнение.)

-Не нужно брать своих питомцев

туда, где им может угрожать опасность.

Физ.минутка

Словарная работа:

-При чтении рассказа нам встретились незнакомые слова, амбар и щавель, а помните ли вы значение этих слов? (Ответы детей сопровождаются показом изображений).А сейчас послушайте меня внимательно, я буду называть вам предложение из рассказа,а вы поможете его закончить: "Вася влез по лестнице под крышу. (амбара)". "Вася и Катя нашли возле дороги. (щавель)".

Чтение произведения, вопросы к детям, рассуждение, объяснение

Динамическая пауза

Слушают произведение, отвечают на вопросы, запоминают новые слова

Дети совместно с воспитателем выполняют движения

Умение внимательно слушать и запоминать информацию

2.3

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Пришло время выполнить задание для того что бы отправить Буратино нашу помощь.

Презентация

Д.И. «Назови детеныша».

(На экране поочередно появляются картинки домашних животных: корова, свинья, собака, кошка).

-Корова потеряла своего детёныша около амбара (Амбар-это строение для хранения зерна и других видов продуктов).

-Как называется детеныш коровы? (Дети называют детёнышей, картинки совмещаются).

Дети: телёнок.

-Свинья потеряла своего детёныша, как называется детёныш свиньи (Поросёнок), а нашёлся поросёнок возле грядки с щавелем (Щавель- съедобное растение, кислое на вкус).

- У собаки- щенок.

-У кошки- котенок.

Молодцы!

Кто хочет попробовать загадать нам животное – что бы мы назвали его детёныша?

Мы  свами хорошо выполнили задание, и наше письмо дошло до Буратино, он сказал спасибо!

Д.И. «Назови детёныша»

Выполняют задание

Решение проблемной ситуации

3

Заключительный этап

Подведение итогов  деятельности

Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?

Что больше всего вам понравилась?

Вы хорошо запомнили рассказ? Это хорошо, сегодня вечером когда вы придёте домой перескажите своим родителям его.

Вопросы к детям, повторение закреплённого

Отвечают на вопросы

Делают выводы, рефлексируют


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»...

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией в старшей группе тема "Удивительный мир цветов" "

конспект интегрированного занятия для старшей группы по теме Комнатные растения. На занятии идет закрепление знаний о комнатных растениях (название, строение, необходимые условия для роста, польза, на...

Технологическая карта Нод по ознакомлению с произведением Е Пермяка "Первая рыбка"

Данный конспект расчитан на воспитанников старшей группы.В ходе образовательной деятельности, дети не только знакомятся с новым произведением Е.Пермяка, но и учатся рассуждать о смысловой стороне прои...

технологическая карта занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки С.К. Устинова "Кочка"

Цель занятия:  создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе ознакомления со сказкой С.К. Устинова «Кочка»....

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром "Все профессии нужны, все профессии важны" в подготовительной группе.

Технологическая карта НОД по ознакомлению с окружающим миром "Все профессии нужны, все профессии важны" в подготовительной группе....

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебное электричество»

Цель: познакомить с электричеством и правилами безопасного поведения с электроприборами...

Технологическая карта НОД по ознакомлению с произведением С. Михалкова «Дядя Степа»

Тема :«Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»Цель: объяснение пословицы через чтение произведения С Михалкова «Дядя Степа», беседы по содержанию и проведение дидактической и...