Проект в подготовительной группе Дикие животные нашего леса в творчестве В. Бианки
проект по развитию речи (подготовительная группа)
В преддверии (11 февраля) дня рождения писателя-анималиста Виталия Валентиновича Бианки, хотелось бы познакомить ребят с его биографией и творчеством.Расширить кругозор детей.Продолжать развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения; Увидеть все самое доброе, самое каждодневное и обычное, но скрытое от глаз человеческих лесными далями, и все удивительно необычное, что происходило и происходит из века в век, изо дня в день в живом мире животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Продолжать развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в подготовительной группе
Дикие животные нашего леса в творчестве В. Бианки
Воспитатель: Силаева Л.П.
Характеристика проекта.
Тип проекта: творческий, краткосрочный (1 неделя) для подготовительной группы.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Актуальность: В преддверии (11 февраля) дня рождения писателя-анималиста Виталия Валентиновича Бианки, хотелось бы познакомить ребят с его биографией и творчеством.
Цель: Продолжать развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения; Увидеть все самое доброе, самое каждодневное и обычное, но скрытое от глаз человеческих лесными далями, и все удивительно необычное, что происходило и происходит из века в век, изо дня в день в живом мире животных.
Задачи:
Развитие речи: Продолжать работу по обогащению словарного запаса; отрабатывать интонационную выразительность речи; способствовать приобщению детей к книге. Прививать литературный вкус любовь и бережное отношение к животному миру.
Познание: Расширять представление детей о лесе – закрепить реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные; учить детей различать их по особенностям внешнего вида.
Художественная деятельность: Совершенствовать умение создавать сюжетные изображения по представлению; развивать чувство композиции (рисование, рисование с элементами аппликации, лепка)
Социализация: Развитие стремления импровизировать на несложные сюжеты рассказа, стихотворения, сказки; желание выступать перед сверстниками.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Совершенствовать восприятие по линии все большего осмысливания прослушанных сказок.
Развитие эмоциональной отзывчивости, эмоционального отношения к героям и фактам произведений.
Повышение интереса к произведениям В.Бианки, активизация потребности к чтению, узнаванию нового.
Разработка проекта.
Подобрать методическую и художественную литературу.
Подобрать аудио и видео материал.
Провести совместную организованную деятельность с детьми.
Оформить выставки по данной теме.
Беседы в уголке «Литературная гостиная»
Составить перспективный план мероприятий.
Выполнение проекта.
Раздел программы Формы организации совместной деятельности
Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, дидактические игры, настольно-печатные игры, словесные игры, инсценировки.
Познавательная деятельность Беседы по содержанию художественной литературы
Моделирование ситуаций
Продуктивная деятельность изготовление поделок, рисунки, конструирование,
Развитие речи Рассматривание картин, составление описательных рассказов, речевые ситуации «Гуляла однажды ежиха с ежатами», чтение рассказов, просмотр познавательных фильмов о животных.
Здоровье. Физическая культура. Воспитание у детей интереса к различным доступным видам двигательной деятельности подражание движениям диких животных
Поощрение участия детей в совместных играх и физических упражнениях
Работа с родителями Рекомендации для родителей, помощь в заучивании стихотворений.
«Почитаем!» - список произведений автора
Используемые технологии:
Здоровьесберегающие технологии.
Технологии проектной деятельности.
Игровые технологии.
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Технологии уровневой дифференциации.
Информационно-коммуникативные технологии.
Обучающие технологии.
Технологии исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта.
* Подготовительный (Организационный)
- Анкетирование родителей.
- Создание проблемной ситуации для детей.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, природного и бросового материала для ручного труда.
* Основной (Практический)
- Решение образовательных задач.
- Планирование совместной деятельности детей.
- Организация деятельности детей по всем образовательным направлениям.
- Рассматривание книг, иллюстраций к произведениям В. Бианки. Беседы.
- Совместное оформление выставки произведений Бианки в литературной гостиной.
- Художественная деятельность по сюжетам сказок Бианки.
* Заключительный
- Выставка детских рисунков, поделок, книжек-малышек, создание альбома «Дикие животные и их детеныши»
- Викторина по сказкам В. Бианки.
1 день. (понедельник)
Развитие речи. Дикие животные нашего леса.
Цель: пополнить словарный запас:
(лексический минимум)
существительные: зверь, животное, медведь, волк, лиса, ёж, белка, заяц, медвежонок, волчонок, ежонок, зайчонок, лисёнок, бельчонок, дупло, берлога, нора, логово, дупло, когти, лапа, хвост, голова, пасть, уши, ноги, морда, шерсть, забота, детёныш, воспитание.
прилагательные: пушистые, длинные, круглые, мягкая, рыжая, пушистая, вытянутая, коричневая, серый, быстрый, голодный, меховой, колючий, длинноухий, бурый, трусливый.
глагол: прыгает, прячется, защищается, линяет, запасает, спит, идёт, лежит, скачет, крадётся, рыщет, ловит, ест, бегает, ходит, прятаться, катится, подстерегать, колоться, нагонять.
наречия: громко, быстро, страшно, хитро.
предлоги: в, на, под.
"Отгадай загадку и подбери отгадку"
Дидактическая задача: развивать внимание, мышление, память, разговорную речь.
Материал: таблицы с изображением животных.
Игровые действия: называние.
Ход игры.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
(Медведь)
Зимой белеький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится
(Заяц)
Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.
(Лиса)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
(Волк)
Кто на своей голове
Лес носит?
(Олень)
Составление рассказа описания.
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного, при этом превращаясь в этого животного.
Я- заяц. У меня длинные уши, чтобы хорошо слышать. Длинная мордочка, чтобы все запахи чуять. Зимой я белый, а летом серый, чтобы меня небыло видно. Хвост у меня короткий, чтобы не мешал бегать, а вот задние лапы длинные и сильные, чтобы далеко прыгать. Люблю я морковку и кору деревьев. На зиму я ничего не заготавливаю, у меня и норки- то нет. У зайчих весной появляются зайчата.
Вопросы к детям. Чем питается заяц? Есть ли у него норка?
Я- лиса. Летом у меня шерстка рыжая, а зимой она становится очень густой и теплой, но цвета не меняет. У меня есть пушистый хвост. Он как руль, помогает делать резкие повороты. Когда я гоняюсь за мышами, хвост заметает следы. Кончик у хвоста белый. Живу я в норе. Весной у лисицы появляются лисята.
Вопросы к детям. Где живёт лиса? Чем питается? Зачем лисе пушистый хвост?
Я- волк. Живу я в логове. Шерсть у меня серая. Я внешне похож на собаку. Волки живут стаями, чтобы легче было поймать оленя, зайца. Я умею выть. Так я сообщаю стае о найденной добыче или о приближении опасности. Ранней весной у волчихи появляются волчата.
Вопросы к детям. Где живут волки? На кого они охотятся? Зачем воет волк?
Я- медведь. Летом и зимой я бурый. Только зимой мех становится густым, чтобы тепло было спать в берлоге. Только у медведей зимой рождаются медвежата. Люблю ягоды, насекомых, муравьёв, корни и мёд.
Вопросы к детям. Где зимует медведь? Чем питается? Когда у медведиц появляются медвежата?
Я- белочка. Летом я рыжая, а зимой серая. Живу я в дупле дерева. У меня сильные задние лапы, чтобы легко можно было перепрыгивать с ветки на ветку. А пушистый хвост, как парашют, помогает держаться в воздухе и как руль помогает рулить. Весной у бельчихи появляются маленькие бельчата. Белка любит ягоды, грибы, орехи и заготавливает всё это на зиму.
Вопросы к детям. Где живёт белка? Зачем белке хвост? Чем она питается?
Художественный труд (лепка) «Жители нашего леса»
Цель: познакомить детей с приёмами лепки животных в движении; воспитывать любовь к животным.
Задачи:
Образовательные: учить детей планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей;
Закреплять умение детей отгадывать загадки; вызывать интерес к жизни диких животных.
Развивающие: развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать сказочному персонажу.
Коррекционные: активизировать словарь на тему "Дикие животные нашего леса".
Воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.
Технические: учить детей лепить зайца в движении конструктивным способом, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, расплющивание, деление целого на части при помощи стеки, учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой и сглаживать границы соединения частей; формировать у детей умение передавать в лепке детали; закреплять умение детей правильно держать кисточку, показать приёмы оформления вылепленной фигуры дополнительными элементами.
Оборудование, материалы: пластилин (разноцветный), доска для лепки, стека; кисточки, стаканы с водой, белая гуашь, салфетки бумажные и влажные, картинки с изображением диких животных, бусинки, композиция леса из пластмассовых деревьев, заранее вылепленный заяц для демонстрации.
Методические приёмы: отгадывание загадок; беседа о зайце, побуждение детей к действию – "слепим зайцев и поселим в сказочном лесу", самостоятельная деятельность детей, физ.минутка «зайка беленький сидит…», пальчиковая гимнастика, подведение итогов.
Предварительная работа: рассматривание изображений и игрушек животных; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов о жизни животных наших лесов, беседы об особенностях покрытия их тела (шерсть, колючки).
Итог: Выставка детских работ. Составление композиции «В лесу». Уточнить каких зверей можно расположить рядом, а каких нет.
2 день. (вторник)
Творчество В. Бианки Сказка Хвосты.
1.Познакомить детей с произведением.
2.Повышение познавательных интересов детей об окружающем мире.
3.Развитие навыков связной речи.
4. Развитие памяти, внимания, моторики, ритмичности движений.
Задачи: связная речь: учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.
Словарь: учить подбирать по смыслу определения, слова близкие и противоположные по смыслу, воспитывать умение понимать смысл образных выражений, активизировать в речи детей глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным.
Грамматика: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Связная речь: выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию рассказа.
Материал: книга В.Бианки «Хвосты», иллюстрация
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках, на ковре.
Воспитатель: (показывает портрет)
Бианки В. В. (1894 - 1959)
-- один из самых любимых, добрых и гуманных детских писателей о жизни неподражаемого мира животных. Он был лучшим русским писателем анималистом советского периода. "Переводчики с бессловесного" -- так называл он себя и своих соратников, писателей о жизни животных. Переводить на язык человеческий и птичий щебет, и всякую другую звериную многоголосицу он научился с детства, когда совершенно естественно, как только ребенок может, окунулся в необъятный мир природы и никогда уже не нашел выхода из этого удивительно заповедного мира животных.
Виталий Бианки
родился в 1894 году в Петербурге и жил в квартире, которая находилась прямо напротив Зоологического музея, и маленький Виталий Бианки с двумя братьями часто бывали в его залах, где за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Но это были лишь чучела животных, а дома, в квартире, расположился небольшой зоопарк с настоящими кошками, собаками, ежиками и прочими зверушками.
Когда Бианки вырос он стал писать рассказы о животных и птицах, которые очень понравились ребятам.
По некоторым его произведениям сняты мультфильмы. Многие произведения мы читали раньше: «Колобок колючий бок», «Как муравьишка домой спешил», «Кто чем поет» и др.
А сегодня я вас познакомлю ещё с одним рассказом. Рассказ называется «Хвосты». Слушайте внимательно, так как потом будем отвечать на вопросы и пересказывать.
Воспитатель читает произведение.
Воспитатель: Молодцы! Все слушали внимательно. И я не сомневаюсь, что правильно ответите на вопросы. На вопросы стараемся отвечать полным ответом. Слушайте первый вопрос: Как называется рассказ, который я вам сейчас прочитала?
Дети: Рассказ называется «Хвосты».
Вопросы воспитателя по сказке.
Художественная деятельность (рисование). Изготовление книжки малышки по сказке В. Бианки «Хвосты»
Подготовительная работа:
1.Знакомство и слушание художественных произведений.
2.Рассматривание иллюстраций книг.
3. Пересказ сказки.
В процессе изготовления книжек-малышек можно реализовывать следующие задачи:
1. Развитие связной речи (где ребенок проговаривает, что он делает и как)
2. Проявление интереса к созданию собственных книг.
3. Продолжение воспитания дружеских взаимоотношений, умение работать в паре.
4. Воспитание эстетического вкуса
Идея возникновения создания книжек - малышек. Так как работа в нашей группе построена на изучении лексических тем, мы стали изучать их в виде проектной деятельности. Суть использования методов проектов заключается в том, что в процессе обучения дети создают проект игры. При работе над которым используют как теоретические знания, полученные на занятиях, так и практические, полученные из личного опыта.
Каждый день, взаимодействуя с детьми хорошо понимаешь, что в действительности интересует моих детей, близко им. А поскольку заключительный этап проектной деятельности - обязательная презентация результатов труда. Я решила вместе с детьми оформлять книжки-малышки по каждой лексической теме. Завершение работы по изготовлению книжки оставляет у ребенка чувство гордости за достигнутый результат. После окончания работы у детей есть возможность продемонстрировать результат своего труда сверстникам, родителям, гостям группы, использовать сделанные книжки в сюжетно-ролевых играх: библиотека, семья, детский сад.
Такие книжки являются отличным дидактическим пособием для дошкольников.
Детям книжки очень нравятся, они часто их рассматривают(загадывают друг другу загадки, вспоминают стишки, берегут). Для книжек отводим специальную полочку.
Материал: Листы бумаги А5 сложенный пополам, по 2 листа на каждого ребенка. Простой карандаш, восковые мелки и цветные карандаши.
3 день. (среда)
Рассказывание по картине «Ежи»
(серия «Дикие животные». Автор П. С. Меньшикова)
Цель: закрепить у детей навыки целенаправленного рассматривания картины; учить логично, последовательно и подробно строить описание; уточнить представления детей о диких животных; воспитывать умение задавать вопросы; воспитывать навыки культурного общения.
Ход занятия
Воспитатель предлагает вниманию детей картины с изображениями зайца, ежа, лисы, волка, медведя и кошки. Просит назвать животных, затем подумать, кто где живет, и. догадаться, какое животное в этой группе лишнее. Убирает картинку с кошкой. Предлагает определить оставшихся животных одним словом (дикие) и объяснить, почему их так называют.
Воспитатель убирает все картины, кроме одной — «Ежи». Говорит: «Ежи — удивительные животные. Об их повадках, образе жизни вы уже многое знаете. А о том, что вас еще интересует, можете сейчас спросить у меня». Если вопрос, который задаст ребенок, несложен, воспитатель обращается к детям: «Не ответит ли кто-нибудь из вас на Димин вопрос?» И затем интересуется: «Дима, ты удовлетворен ответом?»
Получив утвердительный ответ, напоминает: «Поблагодари товарища, согласившегося тебе ответить».
Если ответить на вопрос изъявляют желание несколько человек, педагог предлагает ребенку самому назвать товарища, чей ответ он хочет услышать. («Я бы хотел, чтобы мне ответила Даша».— «Я с удовольствием отвечу на твой вопрос».— «Спасибо, Даша».— «Пожалуйста, Денис».)
Воспитатель разрешает детям ответить лишь на 2—3 вопроса товарищей. Выслушав остальные вопросы, она их записывает и говорит, что на некоторые даст ответ завтра, когда принесет разные книги и картинки про ежей, а на другие ответит картина, которую дети сейчас будут рассматривать.
После рассматривания воспитатель обращается к детям:
— Кто из вас какое название хотел бы дать картине?
Куда и когда привела ежиха ежат? Опишите полянку, какая она?
Расскажите про ежат, разбежавшихся по полянке.
Обратите внимание на ежиху. Расскажите о ней.
Внимательно взгляните на картину еще раз. Сейчас мы будем рассказывать о ежихе и ежатах. Как вы начнете свой рассказ? (Заслушивает ответы, оценивает их.)
А чем вы рассказ закончите?
Далее заслушиваются 2 рассказа.
В том случае, если дети плохо справляются с заданием, целесообразно предложить им образец рассказа.
Затем между двумя другими выступающими проводится сорев-Кнование «Кто интереснее расскажет про семейство ежей?».
Заканчивая занятие, воспитатель дает свой образец рассказа (если он этого не делал после рассматривания картины) или вызывает ребенка, умеющего рассказывать эмоционально, подробно и без повторов.
Приводим примерный образец рассказа воспитателя:
— Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.
Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» — подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.
Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней. Хорошо ежатам на лесной полянке. Очень хорошо!
Художественная деятельность (аппликация с рисованием и использованием природных материалов) «Ежиха с ежатами»
Цель: Учить создавать сюжетную композицию из силуэтов животных, вырезанных по самостоятельно нарисованному контуру или из бумаги, сложенной пополам. Познакомить с искусством силуэта. Вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы. Воспитывать бережное отношение к животным и природе.
Программные задачи: Закреплять знания по работе с природным материалом, полученные детьми на занятиях «Эти чудо - листья» и «Цветы» в прошлом году. Учить передавать впечатления, полученные в наблюдениях за природой, животными, людьми, используя для композиции сухие листья, лепестки и т.п. Развивать у детей творческое воображение, фантазию, внимание, наблюдательность.
Материал: Шаблоны: ежиха и ежонок. Картон, карандаш, клей, салфетка, кисточка, подставка, засушенные листья, цветная бумага.
Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание картин, иллюстраций; на прогулке рассматривание листьев, фантазировать на кого они могут быть похожи.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми вспоминает, какие работы из высушенных листьев, семян и др. природного материала ребята уже делали, а также просит детей вспомнить правила работы с природным материалом (как наносить клей, чтобы не сломать сухие листья и т.п.).
Напомнить, что сначала необходимо найти каждому элементу свое место в работе (композиционное решение) и лишь после этого браться за клей.
Для детей, которые хотят попробовать составить свою работу самостоятельно, необходимо предоставить как можно больше разных (размер, форма, цвет) засушенных листьев и пр. Для остальных ребят предложить на выбор несколько возможных вариантов работ. В таком случае хорошо, если будет подробно рассмотрен один вариант, у детей будет возможность «подвигать» каждый элемент и найти наиболее удачное место для его размещения. Другие 2-3 готовые работы с заданием: сделать похожими.
Пальчиковая гимнастика:
У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем!
Анализ детских работ.
Дети рассматривают все работы. Делятся впечатлениями, составляют рассказы.
По окончании работы дети наводят порядок на рабочем месте и работы вывешиваются на выставку.
4 день (четверг)
Познание. ФЭМП
«Кто меньше» -дидактическая игра.
Дидактическая задача: закрепить знания детей о диких животных и их детенышах, о внешнем виде диких животных.
Материал: картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Игровые действия: называние.
Ход игры.
Воспитатель предлагает ответить детям на вопросы:
- "Кто меньше - медведь или медвежонок? "
- "Кто меньше - лиса или ежик? "
- "Кто меньше - ежонок или медвежонок? ".
Дети отвечают и рассматривают картинки.
Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти»
(согласование существительных с числительными) : один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев одна лиса, … ,пять лис; один волк, …,пять волков; один медведь, … , пять медведей; одна белка, …, пять белок.
Работа в тетрадях.
Познание (конструирование). Построим Зоопарк.
Цели и задачи: Учить работать коллективно, договариваться, какую часть работы будет выполнять каждый. испытывать радость от совместной работы, умение делать поделки из мелких деталей конструктора. Закрепить знания о пластмассе и её свойствах.
Продолжать учить детей сооружать постройки из крупного конструктора-строителя, объединять постройки общим замыслом. Учить самостоятельно, по словесному описанию или рисунку создавать постройки, находить конструктивные решения, следить за прочностью соединения.
Развивать умение планировать процесс возведения постройки.
5день (пятница)
Итоговое занятие-викторина по произведениям В.Бианки
В канун дня рождения замечательного писателя Виталия Валентиновича Бианки, в нашем детском саду прошла литературная викторина «Лесные сказки В. Бианки». Участниками мероприятия стали воспитанники группы «Малышок». Ребята готовились к викторине заранее: прочитали множество прекрасных сказок о животных В. Бианки.
В ходе викторины ребята с увлечением отгадывали загадки о животных леса, отвечали на замысловатые вопросы. Ребята проявили себя настоящими знатоками произведений В. Бианки.
План викторины:
Вступительное слово воспитателей.
I тур - «Загадки».
II тур - «Приключения муравьишки».
III тур - «Угадай, кто это».
Информация для родителей
Уважаемые родители!
В нашей группе проходят занятия по лексической теме «Дикие животные нашего леса в творчестве В. Бианки».
Дети должны знать: названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, лиса), рога (лось, олень);
- различать названия частей тела животных и людей.
Расширение словарного запаса детей:
Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;
Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;
Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
Сидит белка на тележке, (хлопки ладонями и удары кулачками,друг о друга попеременно)
Продаёт она орешки.
Лисичке – сестричке, (загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Грамматический строй речи - Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных): лиса – лис ёж – ежей белка – белок заяц – зайцев волк – волков лось – лосей кабан – кабанов - Дидактическое упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) : белка – белочка лиса – лисичка заяц – зайчишка, зайчонок белка – бельчонок медведь – медвежонок волк – волчонок –
Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) : один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев одна лиса, … ,пять лис один волк, …,пять волков один медведь, … ,пять медведей одна белка, …, пять белок –
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?» хвост лисы — лисий хвост лапа медведя — медвежья лапа зубы волка — волчьи зубы иголки ежа — ежиные иголки След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий. Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи. Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.
Дидактическое упражнение «Подбирать определения» : волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, … медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, … лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, … ёж (какой?) – колючий, маленький, … заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький, …
Дидактическая игра «У кого – кто?» (упражнение в словообразовании): у медведя – медвежонок (медвежата) у лисы – лисёнок (лисята) у волка – волчонок (волчата) у зайца – зайчонок (зайчата)
Дидактическая игра «Кто где живёт?» (употребление именительного падежа сущ-х): в берлоге живёт (кто?) – медведь в норе живёт (кто?) – лиса в логове живёт (кто?) – волк в норке живёт (кто?) – ёжик в дупле живёт (кто?) – белка –
Дидактическое упражнение «Сравни животных с людьми» У человека — рот, а у животных – пасть. У человека — лицо, а у животных – морда. У человека — зубы, а у животных – клыки. У человека — живот, а у животных – брюхо. У человека — ногти, а у животных – когти. У человека — руки, а у животных – лапы.
Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании): Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата). Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата). Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата). Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).
Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?» (подобрать глагол к существительному): лиса – тявкает медведь – рычит волк – воет ёжик – фыркает и т.д.
Дидактическое упражнение «Что лишнее и почему?» Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные). Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные). Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные). Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные). Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).
Дидактическое упражнение» Составлять рассказ о диком животном по плану». Это лиса, дикое животное. Лиса-хищница, охотится на мышей, птиц, зайцев. Лиса-животное среднего размера. У нее небольшое стройное тело, голова с острой мордочкой и острыми ушами, быстрые ноги и пушистый хвост. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. Жилище лисы- нора. Ее детеныши-лисята. Советы логопеда родителям Поговорить с ребёнком о том, какие дикие животные живут в наших лесах. Вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, детёнышей, чем питаются, как добывают пищу, как называется их жилище.
Вспомнить загадки о зверях наших лесов. В качестве экскурсии посетить зоопарк
Поиграйте с детьми Игра «Охотник» Взрослый говорит: «Охотник поймал в лесу (кого?) …», а ребенок отвечает полным ответом. Например: Охотник поймал в лесу зайца, лису, волка и т.д.
Игра «Кому что дадим?» Например: мясо – волку. Малину, мёд, морковку, яблоко, орехи, грибы и т.д. Игра «У кого – кто?» Например: у медведя – медвежата. У лисы, волка, зайца, ёжика, белки и т.д.
Произведения В.Бианки для чтения дома
Где раки зимуют
Колобок-колючий бок.
Кто чем поет?
Лесные домишки
Лис и мышонок
Маленькие рассказы: Как муха медведя от смерти спасла
Мастера без топора
Первая охота
Сказки-несказки:Сова
Сказки-несказки: Теремок
Сказки-несказки: Хитрый Лис и умная Уточка
Сказки-несказки: Чей нос лучше
Сказки-несказки: Чьи это ноги?
Синичкин календарь
Литература и интернет ресурсы:
Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет.
В.В. Гербова Занятие по развитию речи с детьми 4-6 лет.
http://logoportal.ru/informatsiya-dlya-roditeley-po-leksicheskoy-teme-pozdnyaya-osen-dikie-zhivotnyie-gotovyatsya-k-zime/.html
Информация Яндекс картинки.
Infonyanya.ru
Развивалки.рф
Kindergenii.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем по развитию лексико-грамматического строя речи для детей подготовительной группы «Дикие животные нашего леса»
Формирование словаря,развитие связной речи, формирование звукопроизношения...
Перспективное планирование подготовительная группа "Дикие животные нашего леса"
Перспективное планирование "Дикие животные нашего леса"...
Интегрированное физкультурно-речевое занятие для детей подготовительной группы «Дикие животные наших лесов» (с элементами логоритмики)
Интегрированное физкультурно-речевое занятие для детей подготовительной группы «Дикие животные наших лесов» (с элементами логоритмики)...
Интегрированное физкультурно-речевое занятие для детей подготовительной группы «Дикие животные наших лесов» (с элементами логоритмики)
Задачи:Физическое развитие:формировать у детей интерес и ценностное отношение к физкультурно-речевой образовательной деятельности;закреплять умения и навыки детей в ходьбе и беге по кругу, между предм...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе" Дикие животные наших лесов"
конспект занятия по развитию речи...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Дикие животные наших лесов и их детеныши".
Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении....
Проект в младшей группе "Дикие животные нашего леса", 2022 г
В силу возраста, малыши не всегда правильно называют диких животных нашего леса, они могут назвать и тигров, и слонов, и жирафов. Проект призван познакомить малышей с обитателями именно наших По...