Картотека дидактических игр по развитию речи «Времена года».
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Альховикова Ирина Анатольевна

Дидактические игры "Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи

«Времена года».

«Осень»

Игра «Осенние слова»

Цель: упражнять в подборе прилагательных

Осень

Какая?

(золотая,  красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пёстрая, «очей очарованье»)

 Лес

Какой?

(Задумчивый, унылый, тихий, насторожённый, притихший, грустный, одинокий,  золотой, багряный, лиловый, заворожённый, опустевший, красочной, живописный)

 Деревья

Какие?

(Красочные, разноцветные, пёстрые, зелёные, жёлтые, оранжевые, яркие, голые)

Листья 

Какие?

(Разноцветные, зелёные, жёлтые, ярко-красные, жёлто-красные, жёлто-зелёные, оранжевые, пёстрые, сухие, мокрые)

Ветер

Какой?

(Сильный, слабый, лёгкий, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, тёплый, влажный, встречный, попутный, сильный, южный, западный, восточный, утренний, осенний)

Игра «Кто больше?»

Цель: упражнять в подборе слов, обозначающих действия предметов.

Листья

Что делают?

(Желтеют, увядают, опадают, кружатся, высыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат)

Дождь

Что делают?

(моросит, накрапывает, льёт, идёт, капает хлещет, шумит, стучит по крыше) 

Птицы

Что делают?

(улетают в тёплые края, собираются в стаи, готовятся к перелёту)

«Зима»

Игра «Зимние слова»

Цель: упражнять в подборе прилагательных

- Какими словами можно сказать о зиме?

- Зима какая?

(волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, холодная, красивая)

- Какой лес зимой?

(спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный)

- Какой снег зимой?

(Белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжёлый, искристый, холодный, лёгкий, мокрый блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий)

- Какие снежинки?

(ажурные, серебристый, нежные, холодные, пушистые, кружевные, лёгкие, белые…)

- Какой зимний день?

(морозный, холодный, ясно, снежный, короткий…)

- Какая зимняя ночь?

(тёмная, холодная, морозная, звёздная, длинная…)

- Лёд какой?

(прозрачный, тонкий, толстый, блестящий, стеклянный, голубой, скользкий, гладкий)

Игра «Кто больше?»

Цель: упражнять в подборе слов, обозначающих действия предметов.

- Снег (что делает?)

(Падает, выпадает, кружится, ложится, покрывает, порхает, стелется, скрипит, тает…)

- Мороз (что делает?)

(морозит, трещит, крепчает…)

- Ветер (что делает?)

(дует, метёт, несёт (снег), завывает, воет…)

- Солнце (что делает?)

(светит, а не греет)

«Весна»

Игра «Весенние слова»

Цель: упражнять в подборе прилагательных

Весна

Какая?

(буйная, цветущая, радостная, смелая, звонкая, тёплая, долгожданная, дружная, раняя, поздняя, весёлая, красивая, робкая, несмелая, ранние, затяжная, тёплая, весёлая)

Небо

Какое?

(голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное…)

Солнце 

Какое?

(яркое, лучистое, тёплое, ласковое…)

Травка

Какая?

(молодая, зелёная, первая, нежная, душистая…)

Капель

Какая?

(весёлая, звонкая)

День

Какой?

(светлый, весенний, солнечный…)

Игра «Кто больше?»

Цель: упражнять в подборе слов, обозначающих действия предметов.

Весна

Что делает?

(наступает, приходят, радует, цветёт, побеждает, благоухает)

Птицы

Что делают?

(прилетают, возвращаются, поют, вьют гнезда)

Травка

Что делает?

(всходит, появляется, прорастает, зеленеет)

Солнце

Что делает?

(светит освещает землю, согревает, греет, радует…)

Дождь 

Что делает?

(идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше…)

Почки

Что делают?

(наливаются, набухают, лопаются, растут, раскрываются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное дидактическое пособие для развития речи «ВРЕМЕНА ГОДА»

Многофункциональное дидактическое пособие "Времена года" направлено на всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста....

конспект занятия по развитию речи "Времена года" Тема: "осень" с использованием кинетического песка

Конспект занятия представлен для детей старшей группы по развитию речи, для закрепления знаний о времени года - осени, признаках,  сезонных изменениях. В конце занятия детям воспитатель  пре...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей 2-3 года

Картотека дидактических игр по развитию речи детей 2-3 года...

Сценарий мастер-класса по изготовлению дидактического пособия для развития дыхания «Времена года».

Изготовление дидактического пособия, направленного на выработку правильного речевого выдоха;  выработку правильной сильной воздушной струи по средней линии языка....

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 2 младшей группы ( 3-4 года)

Цели: обогащение и активизация словаря младших дошкольников, развитие интереса к художественной литературе и народному творчеству, развитие артикуляционного апппарата...

Дидактическое пособие по развитию речи «Времена года».Первая младшая группа

Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание...

Дидактическая игра по развитию речи "Времена года"

Дидактическая игра по развитию речи "Времена года"...