Нестандартные решения проблем - снижение шаблонности мышления у детей 4-5 лет.
статья по развитию речи (старшая группа)
Внимание ребёнка этого возраста ещё недостаточно устойчиво, и ответ взрослого он не всегда дослушает до конца, однако, если предложить ребёнку попытаться самостоятельно найти ответ на вопрос или решение проблемы, опираясь на нашу поддержку, мы не только создадим условия для развития диалогической, но и самой трудной – монологической речи. А методика обучения на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) будет здесь как нельзя кстати.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нестандартные решения проблем - снижение шаблонности мышления у детей 4-5 лет»
Для реализации педагогических задач я, как и все, использую наглядные (наблюдения за поступками, действиями при показе и моделировании сказок, рассматривании иллюстраций, проведении дидактических игр), словесные (в процессе чтения литературных произведений, бесед с элементами диалога, загадывании загадок, обобщающих рассказов, рассказов детей по схемам и по картинкам, разбора житейских ситуаций и ответов на вопросы детей) и практические методы, которые используются во время игр, инсценировок и постановок, различных досугов , а также при изготовлении наглядных пособий вместе с детьми. Словесные методы я считаю наиболее эффективными для развития речи, мышления, и фантазии, так как текст можно не только адаптировать под настроение ребёнка, но и усложнять поставленные задачи или вводить новых героев в помощь малышу.
Ребёнок четвёртого года жизни уже достаточно развит, чтобы выражать словами свои мысли, желания, намерения. Ребёнок не только воспринимает окружающий мир, но и пытается высказать своё мнение о том, что видит, своё отношение к происходящему. Постепенно приходит умение устанавливать связи между предметами и явлениями окружающего мира и даже делать выводы. Конечно, не все дети одинаково развиваются в речевом плане, у каждого могут быть свои индивидуальные особенности.
Одно из новых явлений, которое отмечается в речевом развитии ребёнка четвёртого года жизни – это возрастающая любознательность, которая заставляет малыша задавать вопросы. Ребёнок начинает общаться не только с близкими, родными людьми, но и с посторонними, причём зачастую сам выступает инициатором общения. Он задаёт вопросы всем, кто находится рядом с ним, и таким образом расширяет свои знания об окружающем мире, получает представления о самых разнообразных предметах и явлениях, которые привлекают его внимание, вызывают интерес, кажутся непонятными. С увеличением количества и усложнением содержания вопросов крепнет стремление ребёнка обозначить предметы, явления и признаки словом. Внимание ребёнка этого возраста ещё недостаточно устойчиво, и ответ взрослого он не всегда дослушает до конца, однако, если предложить ребёнку попытаться самостоятельно найти ответ на вопрос или решение проблемы, опираясь на нашу поддержку, мы не только создадим условия для развития диалогической, но и самой трудной – монологической речи. А методика обучения на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) будет здесь как нельзя кстати.
Решая задачки, встающие перед персонажами, не следует забывать о том, что одной из основных целей является снижение шаблонности – психологической инерции. Также не следует бояться нестандартных, оригинальных решений (чаще всего именно они являются правильными), а заодно вы сможете проверить свои способности и умения рассуждать на уровне мышления ребёнка – попробуйте решить задачку совместно. Но старайтесь избегать экстремистских решений, стремитесь к наиболее гуманному разрешению проблемы.
Конечно, не всякий ребёнок предпочитает игру, есть дети, которым нравится пересматривать иллюстрации или просто беседовать. В любом случае, я считаю, чтобы сотрудничество с ребёнком и свободная деятельность проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для малыша, следует придерживаться определённых правил в их проведении.
1). При общении с ребёнком старайтесь вести беседу на уровне «глаза в глаза». Эта позиция создаёт ощущение равноправия.
2). Позволяйте малышу фантазировать, но, чтобы в будущем он учился ещё и творить, а не только мечтать, предлагайте ему свои фантазии воплощать в продуктивную деятельность: рисунок, лепку, игру.
3). Поддерживать интерес к произведению помогут сюрпризные моменты. Однажды в вашу книжку могут забрести цыплёнок или бабочка (их можно вырезать из открытки или найти наклейку). А можно рассказать о возникшей проблеме игрушечному зайчику – поиграть с ним в эти задания.
4). Малыш растёт, подражая нам, поэтому показывая свою сосредоточенность на проблеме, заинтересованность в поиске её решения, радость от общения с героями произведения и самим ребёнком.
5). Используйте предметы-заместители, изготовленные совместно с малышом из бумаги, пластилина, теста, для того, чтобы ребёнок не боялся порвать, помять, разобрать или сломать эти предметы во время игры. Так у него снимается страх огорчить взрослых или быть наказанным. Вместе с этим малыш усваивает такое правило жизни: есть предметы, которые надо беречь, а есть предметы, которые можно видоизменять.
6). Наши маленькие философы, которые ещё только учатся рассуждать, могут ошибаться. Не следует сразу их уличать даже в самых неожиданных решениях. Ваша реакция: «Как интересно ты думаешь!» простимулирует ребёнка к дальнейшему общению, труду, поиску ответов. Через какое-то время можно исподволь подтолкнуть к правильному ответу.
7). Для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно принимать элементарные решения, следует чаще задавать вопросы со словом «или»: «Мы покормим куклу дома или пойдём с ней в гости?», «Кем бы ты хотел быть на этой картинке – львёнком или тигрёнком?»
Такие вопросы можно задавать и себе вслух, чтобы ребёнок их слышал и подсказывал вам.
8). Я считаю, что задания можно усложнять, если ребёнок не испытывает трудности при выполнении. Также можно придумать более сложную задачку с опорой на картинку, предложить, что делали герои дальше или чем их действия закончились.
И в конце я призываю: придумывайте, проявляйте активность, поощряйте инициативу, и ваша совместная с ребёнком деятельность приведёт к счастливым открытиям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проблем в развитии умственных способностей детей
Консультация для воспитателей...
Роль педагогической диагностики в решении проблем развития детей старшего дошкольного возраста.
Статья посвящена проблемам, значению, роли педагогической диагностики, в жизни дошкольников, в развитии личности, познании и понимании индивидуальности. Познание ребенка часто не успевает за его измен...
Консультация для родителей на тему "Решение проблем в развитии умственных способностей детей"
Отсутствие проблем или нежелание решать их тормозит познание нового. Поиск решения вынуждает пересматривать уже известные понятия и принципы, формировать новые....
Решение проблем в развитии умственных способностей детей
Вероятно, мало кому нравится постоянно решать вновь и вновь возникающие проблемы. Но , оказывается, отсутствие проблем или нежелание их решать тормозит познание новог...
Пути решения проблем сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, и детей-инвалидов.
Аннотация: В статье рассматривается актуальность сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными проблемами и детей-инвалидов, а также задачи такой р...
ТРИЗ в детском саду, как путь к творческому мышлению и решению проблем.
Теория решения изобретательских задач — это методология, которая учит детей системному мышлению, решению проблем и изобретательности. Эта система основана на идее, что творческие способности мож...