Решение проблем в развитии умственных способностей детей
консультация (младшая группа) на тему
Вероятно, мало кому нравится постоянно решать вновь и вновь возникающие проблемы. Но , оказывается, отсутствие проблем или нежелание их решать тормозит познание нового. Поиск решения вынуждает нас «тренировать» мозг - пересматривать уже известные понятия и принципы, формировать новые
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение проблем в развитии умственных способностей детей
Вероятно, мало кому нравится постоянно решать вновь и вновь возникающие проблемы. Но , оказывается, отсутствие проблем или нежелание их решать тормозит познание нового. Поиск решения вынуждает нас «тренировать» мозг - пересматривать уже известные понятия и принципы, формировать новые. Решение проблем является естественным «горючим» для нашего самочувствия. Вспомните, как хорошо вы себя чувствуете, когда удается решить сложную проблему.
Этапы решения проблемы:
- Определить и назвать проблему.
- Продумать возможные решения.
- Оценить их с точки зрения сроков.
- Выбрать одно из решений.
- Попытаться решить проблему выбранным способом.
- Оценить результаты.
Если первый вариант решения не сработал, попробовать другой.
Ставя перед детьми какую-либо проблему, убедитесь, что у них достаточно вариантов для ее решения.
Приучайте детей оценивать свои решения.
Почитайте истории, в которых ставятся и решаются проблемы. Остановите чтение, когда проблема будет поставлена, и предложите детям самим придумать ее решение. Сравните с тем, которое предложено в истории.
Например, при чтении детям сказки «Три козла» ( см.: Ребенок в детском саду. – 2004.- № 2) задайте вопросы: « Хорошо ли сделали младший, а потом средний Бебека, предложив волку дождаться другого козлика, и почему? Что могло случиться если бы козлики не заговорили с волком? Могла ли такая история произойти в реальной жизни?»
Сравнения и противопоставления создают опыт выбора возможных решений. Задавайте вопросы, например: «Чем птицы отличаются от кошек?»
Задавайте вопросы: «Что, если бы?.. Если бы на свете существовал только красный цвет? Если бы дети поменялись местами с родителями? Если бы лошади скакали на людях? Если бы собаки умели говорить?»
Давайте задания, которые можно выполнить несколькими способами.
- Смешайте по стакану фасоли, соли и риса в одной большой миске. Обеспечьте детей тремя пустыми мисками, ситом и дуршлагом с крупными отверстиями. Предложите им с помощью сита и дуршлага разделить эту смесь так, чтобы в каждой миске оказался только один продукт ( при насыпании смеси в сито просыпется соль, в дуршлаг – рис). После того, как они справятся с задачей, спросите ,есть ли другие решения.
- Предложите сложить башню из пяти кубиков разного размера. Обсудите, сколько существует вариантов построения башни из этих пяти кубиков.
- Положите две длинные полоски цветной ленты на пол на расстоянии полутора метров одна от другой. Спросите, как можно , стоя за лентами, продвинуть мячик для пинг-понга от одной ленты к другой, не дотрагиваясь до него
Возможные решения: сильно дуть на мячик (варианты: через трубочку или сложенную в трубочку газету), перебросить при помощи журнала или книги.
4.Вырежьте три или четыре пары птичьих и кошачьих следов из черной бумаги. Расположите вдоль белого листа бумаги кошачьи следы, а перпендикулярно к ним птичьи , причем птичьи следы проложите только до следов кошки.
Попросите детей рассказать что, по их мнению, случилось с птичкой. Дети могут ответить , что птичка улетела, увидев кошку; кошка съела птичку; птичка села на спину кошке. Спросите, есть ли способ по этим следам точно узнать , что случилось на самом деле.
5. Наполните стакан галькой и спросите детей, полный ли стакан. Если кто-то не согласится, пусть добавит еще камешков до верха стакана. Затем спросите, полон ли теперь стакан.
Скорее всего, дети ответят утвердительно. Тогда возьмите соль или песок и досыпьте в стакан. Объясните ,что мелкий песок или соль заполнили щели между камешками, и спросите, полный ли теперь стакан. Дети наверняка ответят «да». Долейте в стакан воды. Спросите, знают ли они ,почему вода поместилась в стакан. Обсудите ,как важно правильно оценить вопрос, который слышишь.
6. Дайте детям одинаковые круглые пластиковые банки и различные мелкие предметы – катушки, пуговицы, бусинки, маленькие бруски. Пусть они заполнят банки однородными предметами и закроют. Устройте соревнование, чья банка прокатится быстрее до финиша (обозначьте его ленточкой на полу). Пусть дети разберутся, как вложенные внутрь предметы влияют на скорость катящейся банки.
Если у детей возникли проблемы, давайте им возможность попробовать решить их самостоятельно. Не торопитесь брать решение на себя.
Когда дети спрашивают «Почему?», не отвечайте сразу. Предложите сначала подумать и найти возможный ответ.
Отгадывайте с детьми загадки и головоломки, давайте задания. Например, пусть они найдут в комнате предметы одного цвета или предметы, названия которых начинаются на одну букву.
Обсуждение, логическое обоснование и убеждение в правильности выбора действуют эффективнее, чем приказ или наказание. Дети быстрее учатся контролировать себя и свои поступки. Например, четырехлетняя девочка по утрам не успевала собраться ,чтобы вовремя выйти из дома. Мать предложила подумать вместе, как избавиться от этой проблемы. Они обсудили несколько вариантов: вставать пораньше, готовить одежду с вечера; пойти в детский сад в пижаме; поставить будильник у своей кровати; раньше ложиться спать, чтобы вставать по утрам бодрой. Самостоятельный выбор решения помог девочке справиться с проблемой.
Учите детей быстро принимать решения по поводу опасных для жизни ситуаций (транспортных аварий, несчастных случаев и т.д.), обязательно выучите с ними телефонные номера спасательных служб, милиции и скорой помощи, близких родственников, соседей и друзей.
Придумывайте сценарии, содержащие проблему. Например, двое детей играют с одной машинкой. К ним присоединяется третий ребенок с машинкой. Теперь детей трое, а машинок – две. Как играть всем вместе? Какие варианты игры могут предложить дети? (Например, бросить жребий и играть по очереди; устроить бензоколонку, где один из детей обслуживает машинки, и в игре участвуют все, а потом меняться; поиграть втроем во что-нибудь другое).
Огромное влияние на развитие умственных способностей дошкольников оказывают игры-занятия с сюжетными картинками. Такие игры помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают к целенаправленной осмысленной деятельности, развивают любознательность, наблюдательность, побуждают к творчеству. Рассматривая картинки , ребенок постепенно учится выстраивать определенный сюжет, группировать те или иные предметы, обобщать те или иные признаки предметов. Очень помогает воспитателю такая игра как: «Что сначала, что потом». При помощи такой игры ребенок учится логически мыслить и определять что происходило раньше и что было или будет потом.
В развивающих играх формируются многие виды деятельности. Наиболее ярко они проявляются в рисовании и в сочинениях ребенком сказок и стихов. Здесь также, как и в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Это могут быть впечатления, полученные ребенком при рассматривании картинок, чтении рассказов и сказок, просмотра мультфильмов и кинофильмов, т.е. у ребенка активно развивается воображение.
С целью развития мышления детей можно использовать различные виды логических задач и упражнений. Например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Игра – «Четвертый лишний».
Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в группе с детьми являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируем предмет, подмечаем простейшие математические отношения: два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол).
Из всего сказанного можно сделать вывод, что развивающие игры оказывают на детей большое влияние в умственном развитии. Они все направлены на то чтобы ребенок постоянно мыслил, учился решать некоторые задачи, находить верные решения.
Н.П.Емельянова,
воспитатель;
И.В.Бурцева,
воспитатель;
Т.В.Помельникова,
воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проблем в развитии умственных способностей детей
Консультация для воспитателей...
Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...
«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ПОЗНАНИЕ» - РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ».
В статье рассмотреныы теоретические и практические аспекты интеграции физического воспитания и умственного развития...
Консультация для родителей на тему "Решение проблем в развитии умственных способностей детей"
Отсутствие проблем или нежелание решать их тормозит познание нового. Поиск решения вынуждает пересматривать уже известные понятия и принципы, формировать новые....
Социально – педагогический проект "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решение логических задач и игр"
Социально-педагогический проект «Развитие умственных способностей у детей через решение логических задач и упражнений» направлен на развитие логического мышления, познавательных и творческих способнос...
ПРОЕКТ "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решения логических задач и игр"
Социально - педагогический проект...
Консультация учителя – дефектолога для родителей «Влияние коррекционно- развивающих игр на развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития».
В консультации родителя познакомятся с методами и приемами развития умственных способностей детей с ЗПР....