Решение проблем в развитии умственных способностей детей
консультация (младшая группа) на тему

Татьяна Викторовна Помельникова

         Вероятно, мало кому нравится постоянно решать вновь и вновь возникающие проблемы. Но , оказывается, отсутствие проблем или нежелание их решать тормозит познание нового. Поиск решения вынуждает нас «тренировать» мозг - пересматривать уже известные понятия и принципы, формировать новые

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Решение проблем в развитии умственных способностей детей

         Вероятно, мало кому нравится постоянно решать вновь и вновь возникающие проблемы. Но , оказывается, отсутствие проблем или нежелание их решать тормозит познание нового. Поиск решения вынуждает нас «тренировать» мозг - пересматривать уже известные понятия и принципы, формировать новые. Решение проблем является естественным «горючим» для нашего самочувствия. Вспомните, как хорошо вы себя чувствуете, когда удается решить сложную проблему.

         Этапы решения проблемы:

  1. Определить и назвать проблему.
  2. Продумать возможные решения.
  3. Оценить их с точки зрения сроков.
  4. Выбрать одно из решений.
  5. Попытаться решить проблему выбранным способом.
  6. Оценить результаты.

      Если первый вариант решения не сработал, попробовать другой.

      Ставя перед детьми какую-либо проблему, убедитесь, что у них достаточно вариантов для ее решения.

      Приучайте детей оценивать свои решения.

      Почитайте истории, в которых ставятся и решаются проблемы. Остановите чтение, когда проблема будет поставлена, и предложите детям самим придумать ее решение. Сравните с тем, которое предложено в истории.

      Например, при чтении детям сказки «Три козла» ( см.: Ребенок в детском саду. – 2004.- № 2) задайте вопросы: « Хорошо ли сделали младший, а потом средний Бебека, предложив волку дождаться другого козлика, и почему? Что могло случиться если бы козлики не заговорили с волком? Могла ли такая история произойти в реальной жизни?»

      Сравнения  и противопоставления создают опыт выбора возможных решений. Задавайте вопросы, например: «Чем птицы отличаются от кошек?»

      Задавайте вопросы: «Что, если бы?.. Если бы на свете существовал только красный цвет?  Если бы дети поменялись местами с родителями? Если бы лошади скакали на людях? Если бы собаки умели говорить?»

      Давайте задания, которые можно выполнить несколькими способами.

  1. Смешайте по стакану фасоли, соли и риса в одной большой миске. Обеспечьте детей тремя пустыми мисками, ситом и дуршлагом с крупными отверстиями. Предложите им с помощью сита и дуршлага разделить эту смесь так, чтобы в каждой миске оказался только один продукт ( при насыпании смеси в сито просыпется соль, в дуршлаг – рис). После того, как они справятся с задачей, спросите ,есть ли другие решения.
  2. Предложите сложить башню из пяти кубиков разного размера. Обсудите, сколько существует вариантов построения башни из этих пяти кубиков.
  3. Положите две длинные полоски цветной ленты на пол на расстоянии полутора метров одна от другой. Спросите, как можно , стоя за лентами, продвинуть мячик для пинг-понга от одной ленты к другой, не дотрагиваясь до него

      Возможные решения: сильно дуть на мячик (варианты: через трубочку или сложенную в трубочку газету), перебросить при помощи журнала или книги.

 4.Вырежьте три или четыре пары птичьих и кошачьих следов из черной бумаги. Расположите вдоль белого листа бумаги кошачьи следы, а перпендикулярно к ним птичьи , причем птичьи следы проложите только до следов кошки.

      Попросите детей рассказать что, по их мнению, случилось с птичкой. Дети могут ответить , что птичка улетела, увидев кошку; кошка съела птичку; птичка села на спину кошке. Спросите, есть ли способ по этим следам точно узнать , что случилось на самом деле.

      5. Наполните стакан галькой и спросите детей, полный ли стакан. Если кто-то не согласится, пусть добавит еще камешков до верха стакана. Затем спросите, полон ли теперь стакан.

      Скорее всего, дети ответят утвердительно. Тогда возьмите соль или песок и досыпьте в стакан. Объясните ,что мелкий песок или соль заполнили щели между камешками, и спросите, полный ли теперь стакан. Дети наверняка ответят «да». Долейте в стакан воды. Спросите, знают ли они ,почему вода поместилась в стакан. Обсудите ,как важно правильно оценить вопрос, который слышишь.

      6. Дайте детям одинаковые круглые пластиковые банки и различные мелкие предметы – катушки, пуговицы, бусинки, маленькие бруски. Пусть они заполнят банки однородными предметами и закроют. Устройте соревнование, чья банка прокатится быстрее до финиша (обозначьте его ленточкой на полу). Пусть дети разберутся, как вложенные внутрь предметы влияют на скорость катящейся банки.

      Если у детей возникли проблемы, давайте им возможность попробовать решить их самостоятельно. Не торопитесь брать решение на себя.

      Когда дети спрашивают «Почему?», не отвечайте сразу. Предложите сначала подумать и найти возможный ответ.

      Отгадывайте с детьми загадки и головоломки, давайте задания. Например, пусть они найдут в комнате предметы одного цвета или предметы, названия которых начинаются на одну букву.

      Обсуждение, логическое обоснование и убеждение в правильности выбора действуют эффективнее, чем приказ или наказание. Дети быстрее учатся контролировать себя и свои поступки. Например, четырехлетняя девочка по утрам не успевала собраться ,чтобы вовремя выйти из дома. Мать предложила подумать вместе, как избавиться от этой проблемы. Они обсудили несколько вариантов: вставать пораньше, готовить одежду с вечера; пойти в детский сад в пижаме; поставить будильник у своей кровати; раньше ложиться спать, чтобы вставать по утрам бодрой. Самостоятельный выбор решения помог девочке справиться с проблемой.

      Учите детей быстро принимать решения по поводу опасных для жизни ситуаций (транспортных аварий, несчастных случаев и т.д.), обязательно выучите с ними телефонные номера спасательных служб, милиции и скорой помощи, близких родственников, соседей и друзей.

      Придумывайте сценарии, содержащие проблему.  Например, двое детей играют с одной машинкой. К ним присоединяется третий ребенок с машинкой. Теперь детей трое, а машинок – две. Как играть всем вместе? Какие варианты  игры могут предложить дети? (Например, бросить жребий и играть по очереди; устроить бензоколонку, где один из детей обслуживает машинки,  и в игре участвуют все, а потом меняться; поиграть втроем  во что-нибудь другое).

      Огромное влияние на развитие умственных способностей дошкольников оказывают игры-занятия с сюжетными картинками. Такие игры помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают к целенаправленной осмысленной деятельности, развивают любознательность, наблюдательность, побуждают к творчеству. Рассматривая картинки , ребенок постепенно учится выстраивать определенный сюжет, группировать те или иные предметы, обобщать те или иные признаки предметов. Очень помогает воспитателю такая игра как: «Что сначала, что потом». При помощи такой игры ребенок учится логически мыслить и определять что происходило раньше и что было или будет потом.

    В развивающих играх формируются многие виды деятельности. Наиболее ярко они проявляются в рисовании и в сочинениях ребенком сказок и стихов. Здесь также, как и в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Это могут быть впечатления, полученные ребенком при рассматривании картинок, чтении рассказов и сказок, просмотра мультфильмов и кинофильмов, т.е. у ребенка активно развивается воображение.

       С целью развития мышления детей можно использовать различные виды логических задач и упражнений. Например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Игра – «Четвертый лишний».

      Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в группе с детьми являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируем предмет, подмечаем простейшие математические отношения: два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол).

     Из всего сказанного можно сделать вывод, что развивающие игры оказывают на детей большое влияние в умственном развитии. Они все направлены на то чтобы ребенок постоянно мыслил, учился решать некоторые задачи, находить верные решения. 

Н.П.Емельянова,

воспитатель;

И.В.Бурцева,

воспитатель;

Т.В.Помельникова,

воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ПОЗНАНИЕ» - РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ».

В статье рассмотреныы теоретические и практические аспекты интеграции физического воспитания и умственного развития...

Консультация для родителей на тему "Решение проблем в развитии умственных способностей детей"

Отсутствие проблем или нежелание решать их тормозит познание нового. Поиск решения вынуждает пересматривать уже известные понятия и принципы, формировать новые....

Социально – педагогический проект "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решение логических задач и игр"

Социально-педагогический проект «Развитие умственных способностей у детей через решение логических задач и упражнений» направлен на развитие логического мышления, познавательных и творческих способнос...