Консультация для родителей на тему "Решение проблем в развитии умственных способностей детей"
консультация на тему
Отсутствие проблем или нежелание решать их тормозит познание нового. Поиск решения вынуждает пересматривать уже известные понятия и принципы, формировать новые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_umstvennykh_sposobnostey.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 9 «Ромашка»
Консультация для родителей
на тему: «Решение проблем в развитии умственных способностей детей»
Воспитатель
Кабакова Алла Ивановна
2014 г.
Вероятно мало кому нравится постоянно решать вновь и вновь возникающие проблемы. Но, оказывается, отсутствие проблем или нежелание их решать тормозит познание нового. Поиск решения вынуждает «тренировать» мозг, пересматривать уже известные понятия и принципы, формировать новые. Решение проблем является естественным «горючим» для нашего самочувствия. Вспомните, как хорошо вы себя чувствуете, когда удается решить сложную проблему.
- Этапы решения проблемы:
- определить и назвать проблемы;
- продумать возможные решения;
- оценить их сточки зрения сроков;
- выбрать одно из решений;
- попытаться решить проблему выбранным способом;
- оценить результаты.
Если первый вариант решения не сработал, попробовать другой.
- Ставя перед детьми какую-либо проблему, убедитесь, что у них достаточно вариантов для ее решения.
- Приучайте детей оценивать свои решения.
- Почитайте истории, где ставятся и решаются проблемы.
Остановите чтение, когда проблема будет поставлена, и предложите детям самим придумать ее решение. Сравните с тем, которое предложено в истории.
Например, при чтении детям сказки «три козла» задайте вопросы: «Хорошо ли сделал младший, а потом средний Бебека, предложив волку дождаться другого козлика, и почему? Что могло случиться, если бы козлики не заговорили с волком? Могла ли такая история произойти в реальной жизни?»
- Сравнения и противопоставления создают опыт выбора возможных решений. Задавайте вопросы, например: «Чем птицы отличаются от кошек?»
- Задавайте вопросы: «Что, если бы?.. Если бы на свете существовал только красный цвет? Если бы дети поменялись местами с родителями? Если бы лошади скакали на людях? Если бы собаки могли говорить?»
- Давайте задания, которые можно выполнить несколькими способами.
- Смешайте по стакану фасоли, соли и риса в одной большой миске. Обеспечьте детей тремя пустыми мисками, ситом и дуршлагом с крупными отверстиями. Предложите им с помощью сита и дуршлага разделить эту смесь так, чтобы в каждой миске оказался только один продукт (при насыпании смеси в сито просыпается соль, в дуршлаг рис). После того как они справятся с задачей, спросите, есть ли другие решения.
- Предложите сложить башню из пяти кубиков разного размера. Обсудите, сколько существует вариантов построение башни из пяти кубиков.
- Положите две длинные полоски цветной ленты на пол на расстоянии полутора метров одна от другой. Спросите, как можно, стоя за лентами, продвинуть мячик для пинг-понга от одной ленты к другой, не дотрагиваясь до него.
Возможные решения: сильно дуть на мячик (варианты: через трубочку или сложенную в трубочку газету), перебросить при помощи журнала или книги.
- Вырежьте три или четыре пары птичьих и кошачьих следов из черной бумаги. Расположите вдоль белого листа бумаги кошачьи следы, а перпендикулярно к ним птичьи, причем птичьи следы проложите только до следов коши.
Попросите детей рассказать, что, по их мнению, случилось с птичкой. Дети могут сказать, что птичка улетела, увидев кошку, кошка съела птичку, птичка села на спину кошке. Спросите, есть ли способ по этим следам точно узнать, что случилось на самом деле.
- Наполните стакан галькой и спросите детей, полный ли стакан. Если кто-то не согласится, пусть добавит еще камешков до верха стакана. Скорее всего, дети ответят утвердительно. Тогда возьмите соль или песок и досыпьте в стакан. Объясните, что мелкий песок или соль заполнили щели между камешками, и спросите, полный ли теперь стакан. Дети наверняка ответят «да». Долейте в стакан воды. Спросите, знают ли они, почему вода поместилась в стакан. Обсудите, как важно правильно оценить вопрос, который слышишь.
- Дайте детям одинаковые круглые пластиковые банки и различные мелкие предметы – катушки, пуговицы, бусинки, маленькие бруски. Пусть они заполнят банки однородными предметами и закроют. Устройте соревнование, чья банка прокатится быстрее до финиша (обозначьте его ленточкой на полу). Пусть дети разберутся, как вложенные внутрь предметы влияют на скорость катящейся банки.
- Если у детей возникли проблемы, давайте им возможность попробовать решить их самостоятельно. Не торопитесь брать решения на себя.
- Когда дети спрашивают «Почему?», не отвечайте сразу. Предложите сначала подумать и найти возможный ответ.
- Отгадывайте с детьми загадки и головоломки, давайте задания. Например, пусть они найдут в комнате предметы одного цвета или предметы, названия которых начинаются на одну букву.
- Обсуждение, логическое обоснование и убеждение в правильности выбора действуют эффективнее, чем приказ или наказание. Дети быстрее учатся контролировать себя и свои поступки. Например, четырехлетняя девочка по утрам не успевала собраться, чтобы вовремя выйти из дома. Мать предложила подумать вместе, как избавиться от этой проблемы. Они обсудили несколько вариантов: вставать пораньше, готовить одежду с вечера, пойти в детский сад в пижаме, поставить будильник у свой кровати, раньше ложиться спать, чтобы вставать по утрам бодрой. Самостоятельный выбор решения помог девочке справиться с проблемой.
- Учите детей быстро принимать решения по поводу опасных для жизни ситуаций (транспортных аварий, несчастных случаев и т.п.), обязательно выучите с ними телефонные номера спасательных служб, милиции и скорой помощи, близких родственников, соседей и друзей.
- Придумывайте сценарии, содержащие проблему. Например, двое детей играют с одной машинкой. К ним присоединяется третий ребенок с машинкой. Теперь детей трое, а машинок - две. Как играть всем вместе? Сколько вариантов игры могут предложить дети? (Например, бросить жребий и играть по очереди, устроить бензоколонку, где один из детей обслуживает машинки, участвуя таким образов в игре, а потом меняться, поиграть втроем во что-нибудь другое).
- Устройте кукольный театр и разыгрывайте пьесы, в которых ставятся проблемы, а конец пьес пусть дети придумывают сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проблем в развитии умственных способностей детей
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на развитие творческих способностей детей».
Консультация для родителей«Влияние художественной литературы на развитие творческих способностей детей»....
Решение проблем в развитии умственных способностей детей
Вероятно, мало кому нравится постоянно решать вновь и вновь возникающие проблемы. Но , оказывается, отсутствие проблем или нежелание их решать тормозит познание новог...
Консультация для родителей «Лего-конструирование как фактор развития умственных способностей детей дошкольного возраста»
Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные, простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того не замечая, обучаются. В процессе развития способностей к конструированию...
Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей с задержкой психического развитя"
Консультация о значении нетрадиционных техник рисования на психоэмоциональную сферу ребенка....
Консультация для родителей «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Как воспитать ребенка творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания....
План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»
План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...