Рабочая программа 2021-2022 учебный год
рабочая программа по логопедии

 

Рабочая программа учителя - логопеда разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Волшебница» и реализует задачи речевого развития   в области дошкольного образования, которое обеспечивает воспитание, обучение и оздоровление детей от 2 до 8 лет, на период 2021-2022 учебный год (с 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_shmeleva_2021_-_2022_1.doc338 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ВОЛШЕБНИЦА»

 (МАДОУ «Волшебница»)

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МАДОУ «Волшебница»

Протокол от «24» августа 2021г. № 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом МАДОУ «Волшебница»

от «24» августа 2021 г. № 198 - ОД

Рабочая программа учителя-логопеда

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Волшебница» города Лабытнанги

Автор: 

Шмелева Т.Б., учитель-логопед,

МАДОУ «Волшебница»

Лабытнанги, 2021

Содержание рабочей программы

I. Целевой раздел рабочей программы ……………………………………………….. 3

1.1. Пояснительная записка ………………………………………………….……..…....... 3

1.2. Целевые ориентиры ……………………………………………………………….….. 9

II.Содержательный раздел рабочей программы………………………………….…11

2.1. Содержание образовательной деятельности ………………………….…………….11

2.2. Особенности организации педагогической диагностики  .……….………………...18

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. …………………………19

III.Организационный раздел рабочей программы …………………………….……19

3.1. Особенности организации непосредственно образовательной деятельности …… 19

3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий ………………..  20

3. 3. Условия реализации программы ……………………………………………………  20

Приложение 1. Годовой план логопедической работы МАДОУ «Волшебница»

на 2021-2022учебный год

Приложение 2. Календарно-тематические планы

Приложение 3. Индивидуальный план коррекционной работы с воспитанниками

Приложение 4. Речевая карта ребёнка

  1. Целевой раздел рабочей программы:

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа учителя - логопеда (далее – Программа) разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Волшебница» и реализует задачи речевого развития   в области дошкольного образования, которое обеспечивает воспитание, обучение и оздоровление детей от 2 до 8 лет, на период 2021-2022 учебный год (с 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г.).

В основе создания этой программы использован опыт работы дошкольного логопункта, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями. В частности, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой; «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой.

 Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада, в связи, с чем не совсем подходят для использования на логопедическом пункте детского сада и не предполагают использование новых методов, приемов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым.

За основу составления рабочей программы взяты методические пособия: «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» под редакцией В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; «Логопедические задания для детей 5 -7 лет с ОНР» Н.Э. Теремкова.  Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Цели, задачи и принципы реализации Программы дошкольного образования

 Цель — психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

 В соответствии с целью все задачи программы можно разделить на три блока.

1. Задачи адаптации:

  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
  •   обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.

     Принципы, способствующие их реализации, во ФГОС ДО сформулированы следующим образом:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  •  обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

2. Задачи социализации:

  • приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  •  формировать общую культуру личности, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылки к учебной деятельности;
  •  объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Принципы:

  •  содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  •  сотрудничество ДОО с семьей

3. Задачи самоутверждения:

  • создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  •  развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • формировать познавательные интересы и действие ребенка в различных видах деятельности.

Принципы:

  • учет этнокультурной ситуации развития детей;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок активен в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Характеристика возрастных особенностей речевого развития детей

Дети 2-3 лет

На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову, происходит интенсивное накопление словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка.

К трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы.

Дети 3-4 лет

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3—4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.

  Старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Главное направление в развитии речи детей – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки, начинают активнее подбирать слова с противоположным и близким значением (антонимы и синонимы), сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дети начинают осваивать разные типы высказывания (описание и повествование). Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

  Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.

  В 6 – 7 лет дети правильно различают звуки на слух, придумывают слова на заданный звук, или с данным звуком. Выделяют звуки из слов, из ряда слогов и звуков. Произносят длинные и сложные предложения. Употребляют в речи предлоги простые (в, на, из) и сложные (из-за, из-под, около, возле). Правильно согласовывают в части речи существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе. Образовывают слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных, образовывают сравнительные степени прилагательных, образовывают глаголы движения с помощью приставок. Понимают обращенную к ним речь в полном объеме. Понимают сложные двусмысленные тексты. Активный словарь быстро пополняется. Дети 6-7 лет самостоятельно могут составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки. Логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «А». Понимать логико-грамматические конструкции.

Характеристика детей с ФН

У ребенка хороший фонематический слух, грамотная, развитая согласно возрасту речь, а страдает только звуковая сторона: искажение звуков и их пропуски - вот что характерно для этого диагноза. Фонетические нарушения речи выражаются в дефектах произношения отдельных звуков и групп звуков. У ребенка складывается и закрепляется неправильное звукопроизношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов Типичные примеры нарушений – велярное, увелярное, или одноударное, произношение звука «Р», мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произношение звуков. Они обычно не оказывают влияния на усвоение детьми знаний, но иногда могут влиять на коммуникативные процессы. Процесс фонем образования в таких случаях не задерживается, и дети, приобретая к школьному возрасту определенный запас более или менее устойчивых представлений о звуковом составе слова, правильно соотносят звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения соответствующих звуков. 

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

- заменой звуков более простыми по артикуляции;

- трудностями различения звуков;

- особенностями употребления   правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие.

На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Анализ документов и первичное обследование ребенка позволяют обосновать необходимость его зачисления в группу для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи со сроком обучения 10 месяцев. По окончании обучения фонетическая сторона речи детей должна соответствовать возрастной норме.

Реализация личностно ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует от логопеда углубленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет организовать различные формы учебного процесса и обосновать частные приемы коррекции, С этой целью в первые две недели сентября логопед, непосредственно работающий в группе, проводит обследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова каждого ребенка.

Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы эти слова не включали труднопроизносимые звуки или их сочетания. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, рекомендуется использовать разнообразные игровые приемы.

Одновременно с выявлением особенностей артикуляции звуков необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка.

Сопоставляя речевые карты детей, логопед должен выявить симптоматику, типичную для группы в целом, и индивидуальные особенности каждого ребенка, обусловленные различными причинами нарушения в каждом отдельном случае (легкая степень дизартрии, полиморфная дислалия, двуязычие, влияние неполноценной речевой среды и др.). В речевой карте фиксируются ошибочные ответы детей и приводятся образцы их высказываний. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое должно быть аргументировано конкретными данными обследования.

В процессе логопедической работы в течение года за ребенком ведется тщательное динамическое наблюдение. Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

После обследования перед логопедом встает задача:

- воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов.

Основными направлениями работы по развитию речи детей являются:

- формирование   полноценных   произносительных   навыков;

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:

- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

- обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.

Характеристика детей с ОНР III уровня

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям. В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах.

Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.

Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки.

Характеристика детей с НВОНР

Речь детей с НВОНР производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.

Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости является диагностическим критерием при обследовании речи дошкольников с IV уровнем развития речи. Под влиянием коррекционно-развивающего обучения это явление постепенно сглаживается.

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.

Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи.

Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, эти дети затрудняются в продуцировании более редких вариантов.

В большинстве случаев дети с IV уровнем развития речи неточно понимают и употребляют пословицы, слова и фразы с переносным значением.

При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета.

В проводимой коррекционной работе можно выделить следующие направления: коррекция и развитие произносительной стороны речи, формирование фонематических процессов, развитие импрессивной и экспрессивной речи, развитие связной речи.

Так, коррекция звукопроизношения подразделяется на этапы: постановка отсутствующих звуков и звуков, артикуляция которых искажена, автоматизация соответствующих звуков, дифференциация звуков, смешиваемых на слух и в произношении. Также развитие произносительной стороны речи подразумевает работу по развитию речевого дыхания, формированию длительного речевого выдоха (до 5 – 6 слов), нормализации темпа и ритма речи, формированию представлений об основных видах интонации (повествование, восклицание, вопрос).

Фонематические процессы формируются при последовательном и систематическом выполнении специальных упражнений, направленных на различение оппозиционных звуков («Поймай звук» в речевом материале различной степени сложности, повторение «слоговых цепочек» - рядов со звуками, близкими по звучанию и артикуляции). В наглядно-действенном, а затем и в умственном плане, идет формирование навыков звукового анализа и синтеза (выделение первого и последнего звука в слове, второго, третьего и т.д., определение последовательности и количества звуков в слове, места заданного звука – начало, середина или конец слова). Слоговая структура слова уточняется посредством привлечения внимания ребенка к звуко-слоговому составу слова и предварительным развитием пространственных представлений.

Развитие импрессивной речи осуществляется в процессе работы на материале номинативной и предикативной лексики, пространственных наречий, инверсионных конструкций и «конфликтных» картинок. Понимание предложений закрепляется при выполнении двух – трех действий в одной просьбе, исправлении и завершении предложений.

Совершенствование экспрессивной речи включает формирование навыков словоизменения и словообразования. Дети учатся правильно употреблять существительные единственного и множественного числа в различных падежах, преобразовывать единственное число во множественное (игра «Один – много»). Предметная деятельность помогает закрепить употребление предлогов («Откуда ты достал карандаш? – Из-под коробки»), а игра «Назови ласково» - образование уменьшительной формы существительных.

Для развития связной речи осуществляется работа над рассказом, пересказом с опорой на картинный план или пиктограммы с постановкой задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.

Таким образом, коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений речи; освоение детьми Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

1.2 Целевые ориентиры

Целевые ориентиры определяются в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей.

Целевые ориентиры в раннем возрасте

К трем годам ребенок:

– стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

– владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

К семи годам:

- Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

- Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Ожидаемые результаты реализации программы по речевому направлению

Достижения ребенка 3-4 лет

(«Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • С удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения;
  • проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу;
  • по вопросам составляет по картинке рассказ из 3-4 простых предложений;
  • называет предметы и объекты ближайшего окружения;
  • речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием;
  • узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него;
  • совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.
  • Не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понимает речь, обращенную только к нему;
  • на вопросы отвечает отдельным словом, затрудняется в оформлении мысли в предложение. В речи многие слова заменяет жестами, использует автономную речь (язык нянь);
  • отказывается от пересказа, не знает наизусть ни одного стихотворения;
  • не проявляет инициативы в общении со взрослыми и сверстниками;
  • не использует элементарные формы вежливого речевого общения
  • быстро отвлекается при слушании литературного текста, слабо запоминает его содержание.

Достижения ребенка 4-5 лет

(«Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками;
  • без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста»;
  • инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные, использует простые формы объяснительной речи;
  • большинство звуков произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности;
  • самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и рассказы, и загадки;
  • проявляет словотворчество, интерес к языку;
  • слышит слова с заданным первым звуком;
  • с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст.
  • Малоактивен в общении, избегает общения со сверстниками;
  • на вопросы отвечает однословно, затрудняется в использовании в речи распространенных предложений;
  • в речи отмечаются грамматические ошибки, которых он не замечает;
  • при пересказе текста нарушает последовательность событий, требует помощи взрослого;
  • описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов;
  • не проявляет словотворчества;
  • не различает слово и звук.
  • интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо.

Достижения ребенка 5-6 лет

(«Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Проявляет познавательную и деловую активность в общении со взрослыми и сверстниками, делится знаниями, задает вопросы.
  • Инициативен и самостоятелен в придумывании загадок, сказок, рассказов.
  • С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.
  • Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.
  • Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.
  • Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
  • Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в слове.
  • Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки;
  • Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи.
  • Проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра, внимание к языку литературного произведения.
  • Не проявляет инициативы в общении со сверстниками.
  • Допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого.
  • Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа.
  • В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).
  • Затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством.
  • Допускает отдельные грамматические ошибки.
  • Имеются существенные недостатки звукопроизношения.
  • Речь не выразительна.
  • Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги.
  • Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо.
  • Не может назвать любимых литературных произведений.
  • Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может.

Достижения ребенка 6-7 лет

(«Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность.
  • задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни;
  • участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству.
  • в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.
  • успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр;
  • речь чистая, грамматически правильная, выразительная;
  • владеет звуковым анализом слов;
  • проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений;
  • понимает идею произведения, авторское отношение к героям.
  • Не стремится к сотрудничеству со сверстниками при выполнении заданий, поручений.
  • неохотно участвует в словесных играх, коллективных обсуждениях, затрудняется в выполнении творческих заданий: придумать загадку, поучаствовать в сочинении сказки, не использует формы речи-рассуждения.
  • не проявляет интереса к письменной речи;
  • в обсуждениях и спорах принимает позицию других, не пытаясь настоять на собственном мнении, не проявляет творчества в процессе общения и речи;
  • используемые формулы речевого этикета однообразны, правила этикета соблюдает только по напоминанию взрослого;
  • допускает грамматические ошибки в разговорной речи, в выполнении звукового анализа слов;
  • при восприятии литературного произведения понимает его содержание, но затрудняется интерпретировать подтекст, не может понять авторской позиции, не чувствителен к языку.

II. Содержательный раздел рабочей программы

2.1. Содержание образовательной деятельности.

Извлечение из ФГОС ДО

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Профилактическая работа с воспитанниками

Профилактическая работа в МАДОУ необходима дошкольникам для естественного и своевременного развития речи. В целях профилактики речевых нарушений проводятся фронтальные профилактические занятия 1 раз в неделю в группах, закрепленных за учителем-логопедом. Фронтальные занятия обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей, закрепление правильного произношения изучаемого звука, дифференциацию звуков на слух и в произношении. Лексические темы профилактических занятий совпадают с сюжетно-тематическим планированием воспитательно-образовательного процесса в МАДОУ. В занятия включаются упражнения на употребление детьми лексико-грамматических категорий, а также упражнения, направленные на развитие связной речи, развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата 

Тематическое планирование фронтальных (профилактических) занятий

1 младшая группа

Месяц

Неделя

Тема проекта

Сентябрь

с 01 по 03 сентября

«Здравствуй, детский сад»

с 06 по 17 сентября

«Игрушки»

с 20 по 01 октября

«Мои друзья»

Октябрь

с 04 по 08 октября

«Что ты видишь на дороге»

с 11 по 22 октября

«Природа вокруг нас» (осень)

с 25 октября по 03 ноября

«Я и мое тело»

Ноябрь

с 08 по 12 ноября

«Моя семья»

с 15 по 19 ноября

«Животный мир»

с 22 ноября по 03 декабря

«Мойдодыр у нас в гостях»

Декабрь

с 06 по 10 декабря

«Природа вокруг нас» (зима)

с 13 по 17 декабря

«Вот и она зима»

с 20 по 24 декабря

«Новый год»

Январь

с 27 декабря по 14 января

«Зимние забавы»

с 17 по 28 января

«Животный мир»

Февраль

с 31 января по 11 февраля

«Мир вокруг нас» (предметный мир)

с 14 по 25 февраля

«Папа, мама, я – дружная семья»

Март

с 28 февраля по 11 марта

«Мамочка моя»

с 14 по 25 марта

«Природа вокруг нас» (Весна)

с 28 по 01 апреля

«В гостях у книги»

Апрель

04 апреля по 08 апреля

«Наш дом – Земля»

с 11апреля по 22 апреля

«Мир вокруг нас» (безопасность на дороге)

с 25 апреля по 13 мая

«Дом, в котором мы живем»

Май

с 16 мая по 31 мая

«Природа вокруг нас» (природный и животный мир)

2 младшая группа №1

Месяц

Неделя

Тема проекта

Сентябрь

с 01 по 03 сентября

«Мой детский сад»

с 06 по 10 сентября

«Осень. Осенние дары природы»

с 13 по 17 сентября

«Игрушки»

с 20 по 24 сентября

«Золотая осень»

с 27 сентября по 01 октября

«Домашние животные»

Октябрь

с 04 по 08 октября

«Транспорт»

с 11 по 15 октября

«Я человек»

с 18 по 22 октября

«Труд взрослых. Профессии»»

с 25 по 29 октября

«Мой Ямал»

Ноябрь

с 01 по 05 ноября

«Добрые волшебники»

с 08 по 12 ноября

«Дикие животные»

с 15 по 19 ноября

«Моя семья»

с 22 по 26 ноября

«Учимся дружить»

декабрь

с 29 ноября по 03 декабря

«Что я знаю о себе» (неделя здоровья)

с 06 по 10 декабря

«Мой дом»

с 13 по 17 декабря

«Зима»

с 20 по11 января

Каникулы

Январь

с 10 по 14 января

«Музыка»

с 17 по 21 января

«Русское народное творчество»

с 24 по 28 января

«Мир предметов вокруг нас»

Февраль

с 31 января по 04 февраля

«Мальчики и девочки»

с 07 по 11 февраля

«Мир животных и птиц»

с 14 по 18 февраля

«Я в обществе»

с 21 по 25 февраля

«Наши папы»

Март

с 28 февраля по 04 марта

«Неделя безопасности» (ОБЖ)

с 09 по 11 марта

«О любимых мамах»

с 14 по 18 марта

«Мы помощники»

с 21 по 25 марта

«Мой город»

Апрель

с 28 марта по 01 апреля

«Неделя книги»

с 04 по 08 апреля

«Следопыты»

с 11 по 15 апреля

«Весна – красна»

с 18 по 22 апреля

«Растем здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

с 25 по 29 апреля

«Птицы»

Май

с 05 по 13 мая

«Северный Край»

с 16 по 20 мая

«На улицах города»

с 23 по 27 мая

«Мир вокруг нас»

с 30 по 31 мая

«Зелёные друзья»

Старшая группа №1

Месяц

№ недели

Название

Сентябрь

с 1 по 3 сентября

Сегодня дошколята, завтра – школьники

с 6 по 10 сентября

Осенняя пора, очей очарованье

с 13 по 17 сентября

Труд людей осенью

с 20 по 24 сентября

Земля – наш общий дом

Октябрь

с 27 сентября по 1 октября

Мой город

с 4 по 8 октября

Родная страна

с 11 по 15 октября

Мир предметов и техника

с 18 по 22 октября

Труд взрослых. Профессии

С 25 по 29 октября

Мой Ямал

Ноябрь

с 1 по 5 ноября

Дорожная азбука

с 8 по 12 ноября

Поздняя осень

с 15 по 19 ноября

Семья и семейные традиции

с 22 по 26 ноября

Наши добрые дела

Декабрь

с 29 ноября по 3 декабря

Мир комнатных растений

с 6 по 10 декабря

Будь осторожен (Неделя здоровья)

с 13 по 17 декабря

Готовимся к новогоднему празднику

с 20 декабря по 9января

Каникулы

Январь

с 10 по14 января

Зимушка-зима

с 17 по 21 января

Неделя игры

с 24 по 28 января

Неделя творчества

с 31 по 4 февраля

Неделя познания

Февраль

с 7 по 11 февраля

Друзья спорта

с 14 по 18 февраля

Защитники Отечества

с 21 по 25 февраля

Народная культура и традиции

с 28 по 4 марта

Женский праздник

Март

с 7 по 11 марта

Юные путешественники

с 14 по 18 марта

Уроки вежливости и этикета

с 21 по 25 марта

Весна пришла

с 28 марта по 1 апреля

Неделя книги

Апрель

с 4 по 8 апреля

Космические просторы

с 11 по 15 апреля

Искусство и культура

с 18 по 22 апреля

Неделя здоровья

с 25 по 29 апреля

Юный гражданин

Май

с 2 по 6 мая

9 мая

с 10 по 13 мая

Северный Край

с 16 по 20 мая

Опыты и эксперименты

с 23 по 31 мая

Экологическая тропа

Подготовительная группа №1

Месяц

Недели

Название

Сентябрь

с 1 по 3 сентября

Готовимся к школе

с 6 по 10 сентября

Кладовая природы. Труд людей осенью

с 13 по 17 сентября

Семья и семейные традиции

с 20 по 24 сентября

Мой город

Октябрь

с 27 сентября по 1 октября

Родная страна

с 4 по 8 октября

Неделя безопасности

с 11 по 15 октября

Уголок природы в детском саду

с 18 по 22 октября

Труд взрослых. Профессии

с 25 по 29 октября

Мой Ямал

Ноябрь

с 1 по 3 ноября

Единство и дружба народов планеты Земля

с 8 по 12 ноября

Поздняя осень

с 15 по 19 ноября

Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета

с 22 по 26 ноября

Декоративно-прикладное искусство

Декабрь

с 29 ноября по 3 декабря

Друзья спорта (неделя здоровья)

с 6 по 10 декабря

Мир предметов и техники, механизмов, изобретений

с 13 по 17 декабря

Народная культура и традиции

с 20 декабря по 9 января

Каникулы

Январь

с 10 по 14 января

Зимушка-зима

с 17 по 21 января

Неделя игры

с 24 по 28 января

Неделя творчества

Февраль

с 31 января по 4 февраля

Неделя познания, или Чудеса в решете

с 7 по 11 февраля

Путешествие по странам и континентам

с 14 по 18 февраля

Искусство и культура

с 21 по 25 февраля

Защитники Отечества

Март

с 28 февраля по 4 марта

Путешествие в прошлое и будущее на машине времени

с 9 по 11 марта

Женский праздник

с 14по 18 марта

Мальчики и девочки

с 21 по 25 марта

Весна пришла

с 28 марта по 1 апреля

Неделя книги

Апрель

с 4 по 8 апреля

Опыты и эксперименты

с 11 по 15 апреля

Космические просторы

с 18 по 22 апреля

22 апреля Международный день Земли

с 25 по 29 апреля

Неделя здоровья

Май

с 4 по 6 мая

День Великой Победы

с 11 по 13 мая

Северный Край

с 16 по 20 мая

Права ребёнка

с 24 по 31 мая

Скоро в школу

Коррекционная работа с воспитанниками

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: фонетическое, фонематическое, фонетико-фонематическое недоразвитие, нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

        Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретными воспитанниками МАДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.

Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 1 октября.

Расписание работы

Дни недели

Время работы

Понедельник

08.00 – 12.00

Вторник

15.00 – 19.00

Среда

08.00 – 12.00

Четверг

08.00 – 12.00

Пятница

08.00 – 12.00

Циклограмма деятельности учителя - логопеда Шмелева Т.Б.

на 2021 – 2022 уч. Год

Понедельник

08.00-09.00

Индивидуальные занятия подг. гр № 1

09.00-09.10

НОД 1 мл. гр (фронтальная) 1 подгр

09.20-09.30

НОД 1 мл. гр (фронтальная) 2 подгр

09.30-10.00

Индивидуальные занятия подгю. гр № 1

10.00-10.30

НОД ст.гр (Подгрупповая) 1 подгр

10.30-11.00

НОД ст.гр (Подгрупповая) 2 подгр

11.00-12.00

Индивидуальные занятия подг. гр № 1

Вторник

15.00-15.30

Индивидуальные занятия ст. гр № 1

15.30-16.00

НОД подг.гр (Подгрупповая) 1 подгр

16.00-16.40

НОД подг.гр (Подгрупповая) 2 подгр

16.40-16.50

Индивидуальные занятия ст. гр № 1

16.50-17.15

НОД старшая гр (фронтальная)

17.15-19.00

Индивидуальные занятия ст. гр № 1

Среда

08.50-09.20

Логоритмика комбинированная гр. № 1 1 подгр

09.25-09.55

Логоритмика комбинированная гр  № 1 2 подгр

09.55-11.00

Индивидуальные занятия подгю. гр № 1

11.00-11.30

НОД ст.гр (Подгрупповая) 1 подгр

11.30-12.00

НОД ст.гр (Подгрупповая) 2 подгр

Четверг

08.00-08.50

Индивидуальные занятия ст. гр № 1

08.50-09.05

НОД 2 мл. гр №1 (фронтальная) 1 подгр

09.10-09.25

НОД 2 мл. гр №1 (фронтальная) 2 подгр

09.25-10.30

Индивидуальные занятия ст. гр № 1

10.30-11.00

НОД подг.гр (Подгрупповая) 1 подгр

11.00-12.00

НОД подг.гр (Подгрупповая) 2 подгр

Пятница

08.00- 08.45

Индивидуальные занятия ст. гр № 1

08.45-10.50

Индивидуальные занятия подгю. гр № 1

10.50-11.20

Логоритмика комбинированная гр № 1

11.20-11.30

Индивидуальные занятия под. гр № 1

11.30-12.00

НОД подгот. гр № 1 (фронтальная)

 План коррекционной работы с воспитанниками

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

I. Подготовительный

     Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. 

II. Формирование произносительных умений и навыков

     Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

     Виды коррекционной работы на данном этапе:

1. Постановка звуков в такой последовательности: свистящие [С], [3], [Ц], [С’], [3], шипящий [Ш], сонор [Л], шипящий [Ж], соноры [Р], [Р’], шипящие [Ч], [Щ].

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

  • для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»
  • для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок».
  • для [Р], [Р’]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»
  • для [Л]: «Улыбка», «Лопатка», «Месим тесто».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

[С], [3], [Ш], [Ж], [С’], [3], [Л’] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;

[Ц], [Ч], [Щ], [Л] – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

[Р], [Р’] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4. Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

5. Дифференциация звуков:

[С]-[3], [С]-[С’], [С]-[Ц], [С]-[Ш];

[Ж]-[3], [Ж]-[Ш];

[Ч]-[С’], [Ч]-[Т], [Ч]-[Щ];

[Щ]-[С’], [Щ]-[Т’], [Щ]-[Ч], [Щ]-[Ш];

[Р]-[Л], [Р]-[Р’], [Р’]-[Л’], [Р’]-[Й], [Л’]-[Л].

6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.).

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения

IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале

V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:

  • лексические и грамматические упражнения;
  • нормализация просодической стороны речи;
  • обучение рассказыванию.

 (см. Приложение 3)

2.2. Особенности организации педагогической диагностики

Диагностическая работа

Работа учителя-логопеда строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребёнком, а также его образовательных достижений, коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный, итоговый.

С целью выявления проблем в речевом развитии детей проводится скрининговое исследование детской речи у всех воспитанников детского сада, задача которого состоит в выявлении возможных затруднений в развитии речи воспитанников МАДОУ. Воспитанники средних, старших и подготовительных групп проходят логопедическое обследование, которое проводится в сентябре, январе и мае.

Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных задач с учётом достижений детей в освоении программы.

 Для осуществления мониторинга работы с детьми используются   методики Н.М. Трубниковой,   В.М.  Акименко.

Мониторинг качества коррекционно-образовательного процесса включает наблюдение, оценку и прогноз. Условиями, необходимыми для эффективной реализации данного мониторинга, являются:

- унифицированность форм предоставления информации;

- непрерывность мониторингового процесса, регулярность и своевременность сбора

информации;

- оптимальность и надёжность информационных данных.

К методам мониторинга качества деятельности учителя-логопеда ДОУ относятся:

-  игровые тестовые задания;

-  проведение контрольно-оценочных занятий;

-  собеседование с педагогами, родителями и детьми;

-  анализ документации.

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда МАДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества коррекционно-образовательной деятельности, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения. Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке для последующего распределения по группам в зависимости от структуры речевого дефекта.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.

Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников: собрания, групповые и индивидуальные консультации для родителей детей, обучающихся на логопедическом пункте, по вопросам воспитания в семье ребёнка с нарушениями речи. Проводятся мастер-классы, семинары - практикумы по обучению родителей логопедическим играм, просветительская работа с родителями всех воспитанников.   (Приложение 1)

III. Организационный раздел рабочей программы

3.1. Особенности организации непосредственно образовательной деятельности

Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 3-5 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста

Индивидуальные занятия.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15- 20 минут.

ФН – 2 раза в неделю;

ФФН – 2 раза в неделю;

ОНР-III-IV ур.р – 2-3 раза в неделю.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН– 1 год

ОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.

Выпуск воспитанников проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка. (см. Приложение 4)

 Календарно-тематический план (Приложение 2)

3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий на 2021-2022 учебный год

п/п

Содержание работы

Сроки

1

Конкурс чтецов «С чего начинается Родина».

Сентябрь

2

 Конкурс чтецов, посвящённый творчеству С..Я. Маршака «Про все на свете»

Ноябрь

3

Конкурс чтецов: «Наследники Победы»

Январь

4

Конкурс чтецов: «Весеннее настроение».

Май

5

 «Я на Севере живу» Логоритмическое развлечение -  старшая группа № 1

Ноябрь

6

«Играем – речь развиваем» - развлечение старшая группа №1,

подготовительная группа

Декабрь

7

«Наша армия» старшие группы, подготовительная группа

Февраль

8

«Речевой ринг» подготовительная группа, подготовительная комб. группа

Март

3.3. Условия реализации программы

Содержание предметно-развивающей среды

Оборудование и освещение кабинета соответствует требованиям СанПиНа. Созданная предметно-развивающая среда кабинета учитывает уровень развития, возраст детей и их гендерную специфику и обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса.

В кабинете созданы условия для успешного и всестороннего развития всех компонентов речевой деятельности:

-большое зеркало,

- столы,

- детские стулья.

-контейнеры с необходимыми принадлежностями для постановки звуков (ватные диски, спирт, ватные палочки, салфетки, шпатели и т.д),

- картинный материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте, комплексы артикуляционных упражнений в картинках,

- пособия для развития мелкой моторики, дыхания, су- джок массажеры.

- игрушки: куклы, машинки, пирамидки, мяч

- конструкторы

- настольные игры: логопедическое лото, домино, логопедические кубики и т.д

- дидактические игры

- магнитный алфавит;

- предметные картинки, 

- серии сюжетных картинок;

-логопедический чемодан для проведения логопедического обследования,

- «Логопедическая шхуна» - интерактивный комплекс с коррекционной логопедической направленностью.

Комплектация:

Стол для песочной терапии с подсветкой;

Дидактический материал (настольные игрушки, конструкторы, пособия для занятий);

Акустическая система с микрофоном для работы;

Коврограф для развития пространственно-количественных отношений и интеллектуально-творческого развития;

Геоконт Воскобовича для развития мелкой моторики, сенсорики, творческих способностей;

Набор «Волшебные мешочки», расположенные в иллюминаторах «Логопедической Шхуны» для развития мелкой моторики рук и тактильной визуализации;

Зеркало для индивидуальной работы;

Специализированное логопедическое программное обеспечение программно-дидактического комплекса включает занятия на:

занятия для работы над звуковым составом слова, определения ударных гласных, нахождения места звука в слове, различения гласных и согласных звуков;

занятия для работы над развитием невербального слуха ребенка, умением различать звуки животных, музыкальных инструментов, воспроизводить ритмический рисунок;

занятия для работы над грамматическим строем речи, умением согласовывать слова в предложении, разбираться в предлогах, определять род существительных;

занятия для работы над связной речью, умением составлять рассказ с опорой на картинки, пересказывать, строить монологическую и диалогическую речь;

занятия для работы над развитием основных видов внимания, умением логически рассуждать и обосновывать свой ответ, умением запоминать и анализировать изображение;

занятия для работы по обучению чтению;

занятия для изучения букв, составление слогов и соединение звуков в слог;

занятия для работы над чтением прямых и обратных слогов, слоговое чтение;

занятия для автоматизации навыка чтения во фразах, предложениях, простых текстах;

занятия для начального знакомства с геометрическими фигурами, числами, счетом, решение простых задач простых задач на сложение, вычитание и сравнение.

Методическое обеспечение

  1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.
  2. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.
  3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
  4. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.
  6. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.
  7. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
  8. Коноваленко, В.В., Коноваленко С.В., Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 136 с.
  9. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
  10.  Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  11. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
  12. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
  13. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.
  14. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464 с.: ил. – (Домашний логопед).
  15. Полякова, М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство-М.: Айрис-пресс, 2006. -208 с.
  16. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда).
  17. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
  18. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993
  19. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН»
  20. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 -7 лет с ОНР. - М. «Издательство ГНОМ», 2014.
  21. Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей у детей 5 -7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2021-2022 учебный год Старшая группа

.Цели и задачи  реализации Программы Ведущие цели реализации Программы — всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,...

Рабочая программа 2021-2022 учебный год

           Целью рабочей Программы является проектирование модели образовательной и коррекционно-развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий дл...

Рабочая программа 2021-2022 учебный год

Рабочая программа инструктора по физической культуре...

Рабочая программа 2021/2022 учебный год

В этом материале содержится пояснительная записка, тематический план и другие разделы...

Рабочая программа 2021-2022 учебный год

Рабочая программа  по музыкальному развитию  разработана в соответствии  с  Образовательной  программы   муниципального  бюджетного дошкольного образовательного...

Рабочая программа 2021-2022 учебный год

Рабочая программа 2021-2022 учебный год...