Рабочая программа 2021/2022 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)
В этом материале содержится пояснительная записка, тематический план и другие разделы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_rabochaya_programma2021-2022.docx | 52.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей «Березка»
Согласовано Утверждаю
Зам. директора Директор СП ДДИ «Березка»
___________ Ю.Б. Грозина ____________ Гусаченко И.Н.
Рабочая программа
предпрофессионального развития
для детей с интеллектуальной недостаточностью
на 2021-2022 учебный год
(художественной направленности)
Рассмотрено на заседании МО
Протокол № ___ от__________
Составил:
Инструктор по труду
Соглаева Е.А.
г. Сергиев Посад ,
2021
Оглавление
- Пояснительная записка
- Паспорт программы
- Область применения
- Цели и задачи
- Содержание программы
- Методы, приёмы и способы реализации
- Условия реализации
2.5.1 Материально – техническое обеспечение
2.5.2 Информационное обеспечение программы
2.6 Тематический план и содержание работы
2.7 Количество часов на реализацию программы
2.8 Контроль результатов
1.Пояснительная записка
Одним из самых важных направлений воспитания детей, является развитие трудовых навыков и самостоятельности. Предлагаемая рабочая программа для предпрофессиональной подготовки художественной направленности будет осуществляться в творческой мастерской по основным направлениям традиционных народных промыслов:
- Валяние (мокрое)
- процесс изготовления предметов быта и одежды из шерсти.
- Лепка
- декоративные изделия из глины, солёного теста и пластилина.
- Роспись
- декорирование предметов быта, посуды и одежды красками.
- Вышивка
- декорирование бытового текстиля, создание картин с помощью ниток, бисера, бусин, пряжи или лент.
- Вязание
- изготовление одежды, предметов быта и игрушек из пряжи провязыванием петель от одного источника пряжи.
6. Плетение
- изготовление одежды, предметов быта и игрушек из шнура
переплетением нескольких источников шнура.
7. Ткачество
- изготовление поясов, тесьмы и полотен из пряжи и нитей с прокладыванием нити утка в пространство разделения долевых нитей (зев).
8. Тряпичная кукла
- изготовление куклы из небольших лоскутков ткани, закрепляя их нитками.
9. Лоскутное шитьё
- изготовление предметов быта и одежды способом сшивания лоскутков в одинаковые (квадратные) элементы с последующим соединением их в полотно для пошива изделия.
Традиционные народные промыслы являются неисчерпаемым кладезем навыков трудовой деятельности, - простых в освоении, разнообразных в применении, эстетичных по восприятию. И, надо сказать, что продолжая традиции, в современной культуре существует множество направлений декоративно прикладного творчества, которые украшают нашу жизнь и приобщают к ценностям культурного наследия.
Декоративно прикладное творчество является доступной областью профессиональной деятельности для особых людей. Изделия ручной работы хорошо оценены и пользуются спросом в нашем мире массовых технологий и стандартизации.
Навыки, полученные на занятиях, обязательно пригодятся в повседневной жизни для самообслуживания: в ремонте одежды, изготовлении некоторых предметов быта. А некоторым ребятам они помогут и в освоении профессии при дальнейшей учёбе в колледже.
При работе с «особыми детьми» очень важно использовать простые, понятные им, технологии, облегчённые применением современных инструментов и приспособлений.
Для реализации программы необходимо учитывать, что уровень подготовленности, по возрасту и особенностям развития детей, требуют регулирования сложности. Поэтому программа разделена на 1-2 и 3 уровни. На 1-2 уровнях, в зависимости от индивидуальной потребности ребёнка, занятия имеют развивающую направленность, подготавливая к переходу на 3 уровень занятий. Не все дети могут, соответственно своему уровню здоровья осваивать программу до степени самостоятельного исполнения в режиме «по словесной инструкции». Часть детей осваивают процесс в режиме «по показу» и есть дети, которым требуется постоянная помощь «рука в руке». И, тем не менее, творческий процесс доставляет и им несказанную радость и положительно влияет на их развитие и качество жизни в целом.
Соответственно проведению занятий по разным разделам программы осуществляется выставка работ воспитанников в нашем учреждении. Две самые значимые выставки – это к Новому году и Рождеству (за первое полугодие) и Пасхальная (за второе полугодие).
По результатам просмотра выбранные работы будут участвовать в городских и районных выставках, могут быть предложены для участия в конкурсах разного уровня и представления на благотворительных ярмарках. Это очень вдохновляет детей в повседневной деятельности и придаёт сил к освоению программы.
2.Паспорт программы
Принципы построения программы
При построении программы учитывались как общие принципы обучения:
- доступность;
- научность;
- систематичность;
- последовательность;
- принцип воспитывающего обучения и др.
Так и специфические;
-принцип развития и коррекции:
Тренировка зрительно - координационной ориентации:
- развитие равновесия;
- свободы движений;
- снятие излишнего мышечного напряжения;
- улучшение координации движений;
- формирование двигательных навыков и умений при работе с пластическими материалами;
- совершенствование мелкой моторики рук при работе с кистью карандашом и др.;
- улучшение ориентировки в пространстве.
оздоровление психики:
- воспитание уверенности в своих силах;
- выдержки;
- волевых черт характера;
- помогает ребёнку почувствовать свой успех.
нормализация психических процессов и свойств:
- памяти;
- внимания;
- мышления;
- регуляции процессов возбуждения и торможения.
развитие социальных навыков:
- умение позитивного общения со сверстниками;
- жить и работать в коллективе.
Учёт принципа коррекции в трудовом обучении при построении программы выражается в том, что данная программа направлена на развитие у воспитанников обобщённых трудовых умений и на возбуждение стремления к сознательному овладению приёмами труда.
Развитие обобщённых трудовых умений
Такие умения, как ориентировка в здании, планирование и самоконтроль называют обобщёнными или общетрудовыми.
Их формирование происходит постепенно и систематически при частом повторении одних и тех же действий, использовании прошлого опыта и знаний при выполнении новых трудовых заданий, приучая воспитанников к самостоятельности.
Сознательное овладение приёмами труда
Овладение воспитанниками основными приёмами труда должно быть осознанным, а также способствовать более успешному применению их в других условиях.
В темах программ указаны основные приёмы труда и операции, которыми воспитанники должны овладеть в процессе занятий.
Программа предусматривает обучение по трём категориям воспитанников:
1 категория - воспитанники, проявляющие элементарный интерес к труду, поддающиеся обучению, достигшие определённого физиологического развития (малоразвитая мелкая моторика пальцев рук; достаточная для сидячей позы физическая сила; определённые возможности для ориентировки в пространстве и координации движений).
2 категория – воспитанники, обладающие интересом к ручному труду, умеющие работать в коллективе, имеющие первоначальные навыки пользования ручными инструментами, достигшие определённого физиологического развития (среднеразвитая мелкая моторика пальцев рук, достаточная для сидячей позы физическая сила, определённые возможности для ориентировки в пространстве и координации движений).
3 категория – воспитанники, имеющие устойчивый интерес к результатам работы и её качества; умеющие работать в коллективе, имеющие навыки пользования ручными инструментами, демонстрирующих положительную тенденцию в овладении приёмами работы на каждом этапе творческого процесса ; проявляющие разумную инициативу.
Воспитанники условно делятся на три уровня:
1 уровень - дети, которые в процессе обучения могут выполнять заданные действия только с помощью педагога.
2 уровень - дети, которые в процессе обучения могут выполнять заданные действия частично с помощью педагога.
3 уровень - дети, которые в процессе обучения могут выполнять заданные действия самостоятельно по показу педагога.
2.1 Область применения
Трудовое воспитание является одним из основных, действенных средств физического, интеллектуального, эмоционального, и нравственного развития детей с выраженным умственным недоразвитием.
Программа имеет коррекционную направленность.
Тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга, т. к. наши пальцы связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие детей. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Кроме этой практической стороны развития интеллекта и речи, декоративно – прикладное творчество даёт ребёнку возможность почувствовать значимость своей деятельности.
Актуальность программы также в изучении традиций русского народа и патриотического воспитания.
2.2. Цели и задачи
Основной целью программы является формирование элементарных трудовых навыков и интереса к практической деятельности.
Для её достижения необходимо:
1. Научить детей видеть в окружающем нас мире красоту и гармонию, что несомненно приносит в сознание человека радость и является важным фактором преодоления отрицательных проявлений неуравновешенной психики умственно отсталых детей и детей с ТМНР.
2. Научить детей с дефектами развития преодолевать страх неудачи и быть причастными к творчеству в познании окружающего нас мира.
3. Помочь осознать необходимость труда, усилий воли для блага своего развития, успешной социализации и самореализации.
4. Помочь осознанию взаимосвязи человека и окружающего его мира, а так – же ответственного отношения человека к его деятельности в экосистеме.
Задачи трудового обучения:
- обучение доступным приёмам труда (лепка, аппликация, раскрашивание, рисование, плетение, вышивка, вязание, валяние, ткачество, простые швейные операции; изготовление различных поделок, в том числе каркасных конструкций), развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- воспитание привычки к разнообразным видам труда;
- воспитание положительных качеств: опрятности, аккуратности, настойчивости, трудолюбия, организованности;
- развитие пространственных представлений, сенсорно-перцептивной сферы;
- формирование основных представлений о цвете, форме и величине предметов;
- исправление недостатков познавательной деятельности.
Овладение воспитанниками основными доступными приёмами труда предполагает формирование эмоционально–положительного отношения к трудовой продуктивной деятельности и воспитание художественно-эстетического восприятия окружающего мира.
2.3.Содержание программы
Рабочая программа по трудовому обучению состоит из разделов по изучению лепки, рисования, аппликации, плетения, вязания, ткачества и сооружения каркасных конструкций. Эти виды деятельности нацелены на улучшение мелкой моторики рук, пальцев. Для привлечения внимания и мотивации детей к эффективному освоению учебного материала во время урока нужно использовать эмоциональный рассказ по теме урока, несущий полезную информацию и повышающий общую образованность детей.
Так с трудовыми навыками воспитанники получают, укрепляют знания:
- о сезонных изменениях в природе и животном мире,
- о традициях нашего народа,
- о социальных ролях человека и профессиях,
- о взаимосвязи окружающего мира и человека в экосистеме.
С помощью трудового воспитания, как предмета наиболее доступного к освоению в образовании «особых» детей, необходимо использовать возможность освещения метопредметных областей, характерных для гуманистической направленности образования.
Таких как: окружающий мир, обществознание, история, культура, математика и др.
2.4. Методы, приёмы и способы реализации программы
Словесный метод:
- объяснения, (конструктивные и эмоционально насыщенные)
- вопросы (конкретные и понятные), побуждают мыслительную деятельность, активизируют внимание, развивают память.
- указания (могут быть обращены ко всем детям или персонально)
Наглядно – зрительные:
- использование наглядных пособий;
- показ педагогом правильных движений;
- показ этих же движений детьми, которые хорошо усвоили это упражнение.
Тактильно – мышечные приёмы:
- индивидуальная помощь педагога для принятия правильной рабочей позы при выполнении различных операций;
- метод «рука в руке» при исполнении тех или иных движений или операций.
Практический метод или метод упражнений:
- дети с нарушениями требуют большого количества повторений при освоении какого либо движения или операции.
Способы.
1. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу и, лишь затем, части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
2. Использование подражательности, свойственной тяжело умственно – отсталым детям.
3. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.
4. Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
5. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.
6. Индивидуальная и дифференцированная работа на занятии. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога. Обязательная эмоциональная положительная оценка педагогом малейших достижений ребенка.
7. Большая повторяемость материала; применение его в новых ситуациях.
Организация обучения «особого ребенка» должна носить творческий характер, под которым подразумевается включение заданий и упражнений, обеспечивающих развитие межанализаторных связей:
- использование индивидуально – соревновательного принципа, активации достижения желаемого результата;
- правильный и исчерпывающий инструктаж;
- включение в занятие материалов сегодняшней жизни;
- создание условий для «зарабатывания», а не получения оценки;
- проблемные задания, познавательные вопросы;
- акцент на развитие самоконтроля при выполнении задания;
- призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка.
Формы работы:
- коллективная (работа в группах до 8 человек, в парах) и индивидуальная;
- экскурсии;
- выставки;
- мастер – классы (работа в группах до 20 человек).
2.5 Условия реализации программы
2.5.1. Материально-техническое обеспечение (оборудование, классы, кабинеты, мастерские)
Кабинет труда:
- столы (6 шт.)
- стулья(14 шт.)
Технические средства обучения:
- телевизор
- компьютер
Оборудование, приспособления и материалы:
- швейные машинки (челночные – 5 шт., оверлок – 1 шт.)
- утюг, гладильная доска
- пособия фанерные и картонные ручные для вышивки, ткачества, шнурования и плетения ( комплекты по 5 шт.)
- напольные регулируемые планшеты для плетения (2 шт.)
- навесные крючковые приспособления для вязания (2 шт.)
- Ножницы, крючки, проволока, пробойники, пассатижи, разные иглы, пупырчатая плёнка, таз, мыло, деревянные заготовки под роспись, кисти, линейки, угольники, карандаши, краски, клей, фломастеры, трафареты, пластилин, глина, картон, цветная бумага, бумага для рисования, пряжа, нитки, ткани, ленты, тесьмы, бусины и др.
2.5.2. Информационное обеспечение (перечень учебных изданий, интернет ресурсов)
1. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей «Берёзка», Сергиев Посад 2016 г.
2. Бгажнокова И. М. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» М. «Владос», 2007 г.
3. Л.Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». М. «Владос», 2009 г.
4. Интернет-ресурсы
2.6.Тематический план и содержание работы для 1 – 2 уровня
№ | Наименование разделов и тем | Содержание работы | Объем часов |
1 | Изготовление поделок из природных материалов | -Изготовление фигурок животных: диких и домашних из шишек, желудей, ракушек, серёжек, семян, соломы и. - Изготовление аппликаций из сушёных листьев, палочек, зёрен, соломы, пакли, круп и др. -Изготовление поделок из глины и из солёного теста, раскрашивание высохших заготовок. | 8 |
2 | Шнуровка | -Шнурование на учебном пособии «кроссовки» разными способами по выбору. -Шнурование орнамента по учебному пособию «коврик» с подбором цвета шнурков из выбранного комплекта. -Шнурование на учебном пособии «картина» с подбором цвета и ширины шнурков соответственно выбранному рисунку. | 5 |
3 | Бисероплетение | - Изготовление бахромы подвески. - Приплетение основной части подвески. - Продевание шнурка и закрепление подвески. | 3 |
4 | Плетение | - Заплетание косичек на учебном пособии «Алёнушка». -Плетение коробочки из цветных бумажных полос. | 2 |
5 | Вышивка | Вышивка по пробитым отверстиям на учебном пособии пластиковой иглой: - нитками, соответственно схеме, с подбором цветов; - ниткой и бусинами; - атласными лентами. | 5 |
6 | Ткачество | Изготовление коврика в полоску на планшетах. | 2 |
7 | Мокрое валяние | - Выбор цветов шерсти, отрывание равных по виду комочков шерсти для симметричных деталей, предварительное скатывание ладонями комочков шерсти и придание им нужной формы, смачивание их водой, скатывание мокрыми руками комочков поочерёдно для равномерного уменьшения, выкладывание для сушки. Повторение всего процесса валяния для всех отдельных деталей.
| 6 |
8 | Изготовление ёлочных украшений (путанка) | - Закрепление каркаса и сборка игрушки. -Украшение ёлочной игрушки паетками, бусинами, блёстками. -Прикрепление вешалки. | 2 |
9 | Выставка детских работ к Новому году и Рождеству | Подготовка и оформление выставки | 1 |
10 | Рисование | ||
10.1 | Схематичное рисование (набросок) | Рисунок из сочетания простых форм и линий, нанесённых фломастером ( по показу учителя, с его помощью или «рука в руке») с элементами раскрашивания фломастерами или карандашами. Простые формы (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник); линии (прямая, наклонная, дугообразная, волнистая, зубчатая); | 3 |
10.2 | Сюжетное рисование (композиция) | Использование приёмов схематичного рисования для составления более сложного рисунка, в котором соединены разные предметы, животные, растения, природные объекты и др., объединённые одной темой. Раскрашивание более полное с помощью карандашей, фломастеров, красок. | 3 |
10.3 | Раскрашивание | Принятие правильного положения тела, руки и захвата кисти, тренировка поглаживающих движений кистью; смачивание красок, капая в каждый цвет кисточкой, смоченной водой; набор краски на кисть; нанесение краски в контурах с помощью кисти; | 4 |
11 | Пластилиновые картины | Нанесение пластилина на картон примазыванием и прижатием для создания композиции | 6 |
12 | Лепка из глины | Отделение формы с помощью формочек на уплощённом слое глины, лепка объёмных форм. | 2 |
13 | Роспись | Заливка фона, прорисовка орнаментов. | 2 |
14 | Тряпичная кукла | Изготовление куклы паляницы. | 2 |
15 | Вязание | Вязание руками цепочки, вязание на крючковой панели лицевой и изнаночной гладью. | 3 |
16 | Ручное шитьё | Изготовление сумочки и мягкой игрушки | 6 |
17 | Роспись ЭБРУ | Разбрызгивание фона, его деформация с помощью приспособлений, нанесение рисунка и перенесение его на поверхность бумаги. | 1 |
18 | Выставка | Подготовка и оформление выставки | 1 |
2.6.Тематический план и содержание работы для 3 уровня
№ | Наименование разделов и тем | Содержание работы | Объем часов |
1 | Мокрое валяние | - Выбор вида изделия, выбор цветов шерсти, выкладывание на лекала заготовки из прядок шерсти послойно с одной и с другой стороны на пупырчатой плёнке; смачивание заготовленной укладки через сеточку мыльным раствором, вспенивание, поглаживание для начала скрепления волокон, накрытие вторым слоем пупырчатой плёнки и сворачивание её в рулон, процесс валяния целостного изделия или отдельных деталей, разворачивание плёнки при уменьшении изделия извлекаем лекало и потиранием выправляем сгибы, как-бы заглаживаем их, выполаскивание мыла и просушивание изделия. - Сборка изделия . - Закрепление ручек, застёжек, украшений. | 8 |
2 | Тряпичная кукла | Раскрой частей куклы, формирование тела, скрепление рук с туловищем. Раскрой одежды, украшение деталей одежды кружевом и шитьём, плетение пояска, сборка куклы. | 3 |
3 | Вязание | -Вязание браслета «цепочка» руками. (-Вязание «цепочки» крючком. -Вязание круглого коврика. - Обработка края одежды куклы кружевным вязанием.) -Вязание на крючковой панели лицевого и изнаночного полотна. (-Вязание спицами полотняным переплетением.) -Вязание руками ковриков. | 8 |
4 | Плетение | -Нарезание ленты для плетения из полотна флиса. - Плетение шарфа на планшете. -Украшение аппликацией, помпонами, кистями. -Изготовление путанки: скрепление каркаса звезды, наматывание ниток. | 8 |
5 | Пошив костюмов для ряженых | - Пошив и украшение костюмов пастуха и звездочёта. | 6 |
5 | Выставка к Новому году и Рождеству | Оформление выставки работ воспитанников | 1 |
6 | Хохломская и Городецкая роспись по дереву | Тренировочные занятия на бумаге и роспись на деревянных заготовках: заливка фона, прорисовка ягод и цветов, прорисовка листиков, завитков и рамок. Покрытие лаком. | 12 |
7 | Вышивка | Вышивание картины или салфетки, угла скатерти по выбору. Раскрой ткани с прибавкой, наметка первого слоя вышивки по трафарету, вышивка атласными лентами, наметка по трафарету второго слоя вышивки, вышивание, наметка следующих слоёв и их вышивка, закрепление элементов вышивки ниткой. Обработка изнанки подкладкой или закрепление в рамку. -Наметка рисунка. Изготовление ковровой иглой ворсовой вышивки (коврика). Закрепление протяжек с изнаночной стороны и обработка краёв изделия. | 12 |
8 | Холодный батик и рисование по ткани | -Формирование рельефов, пропитка ткани краской, разбор закрепок, высушивание, проглаживание (закрепление рисунка). -Рисование на джинсах красками по ткани, высушивание, проглаживание (закрепление рисунка). | 4 |
9 | Ткачество | Изготовление ковриков с геометрическим и растительным орнаментом на планшете | 5 |
10 | Выставка | Организация выставки работ воспитанников | 1 |
- . Количество часов на реализацию программы: 68 часов.
2.8. Контроль результатов
Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов |
Выставка готовых изделий | Контроль Самоконтроль Самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 2021-2022 учебный год Старшая группа
.Цели и задачи реализации Программы Ведущие цели реализации Программы — всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,...
Рабочая программа 2021-2022 учебный год. Средняя группа
Планирование деятельности...
Рабочая программа 2021-2022 учебный год
Целью рабочей Программы является проектирование модели образовательной и коррекционно-развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий дл...
Рабочая программа 2021-2022 учебный год
Рабочая программа учителя - логопеда разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Волшебница» и реализует задачи речевого развития в области до...
Рабочая программа 2021-2022 учебный год
Рабочая программа инструктора по физической культуре...
Рабочая программа 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по музыкальному развитию разработана в соответствии с Образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Рабочая программа 2021-2022 учебный год
Рабочая программа 2021-2022 учебный год...