Перспективное календарно – тематическое планирование "Речевое развитие"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа)

Ивачёва Галина Алексеевна

Цель: совершенствовать все стороны речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развивать речевое творчество; знакомить с книжной культурой, детской литературой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_na_sayt.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

 Приложение к рабочей программе на 2021 – 2022

                                                                                                                                    учебный год для детей средней  группы

                                                                                                                            общеразвивающей направленности

Перспективное   календарно – тематическое планирование "Речевое развитие"

Тематика занятий

Цели

Задачи

Литература

СЕНТЯБРЬ

Тема недели: «Юные исследователи»

1

Мониторинг

Индивидуальное развитие детей

Наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации в совместной и партнерской деятельности.

Тема недели: «Азбука здоровья»

2

Мониторинг

Индивидуальное развитие детей

Наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации в совместной и партнерской деятельности.

Тема недели: «Фрукты»

3

Описание игрушек – кошки и собаки.

- Создание условий для формирования звуковой культуры речи.

-Побуждать составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида;

- Активизировать слова, обозначающие действия (глаголы);

- Побуждать согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

- Закреплять произношение пройденных звуков У, А, Г, К, В;

- Формировать умение правильно произносить в словах звуки С-СЬ, выделять в речи слова с этими звуками;

- Закреплять представление о значении терминов «слово», «звук», побуждать вслушиваться в звучание слов.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 19

Тема недели: «Овощи»

4

Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».

- Создание условий для развития связной речи.

- Формировать умение составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно;

- Побуждать составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины); - Развивать умение соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей;

- Активизировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы).

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 22

Тема недели «Социальные объекты (детский сад, больница, почта…)»

5

Описание игрушек – собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

- Создание условий для формирования словаря.

- Формировать умение при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения;

- Закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей;

- Упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных;

- Формировать представление о предлогах ЗА, ПОД, НА, В, навыки применения их в речи;

- Укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навыки правильного произношения звуков С-С,, изолированных в словах и фразах;

- Побуждать произносить звук С длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно проговаривать слова.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 24

ОКТЯБРЬ

Тема недели: «Осень»

6

Составление описательного рассказа о питомцах.

- Создание условий для формирования словаря.

- Побуждать составлять описание игрушки, называть характерные признаки игрушки и ее действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта.

- Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек), их свойств, действий, которые с ними можно совершать;

- Формировать умение согласовывать прилагательные с существительным в роде и числе;

- Продолжать знакомить с термином «слово», закрепить произношение звука С в словах и фразах, побуждать подбирать слова со звуком С и вслушиваться в их звучание.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 27

Тема недели: «Одежда»

7

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок».

- Создание условий для формирования грамматического строя речи.

- Побуждать составлять рассказ исходя из набора игрушек;

- Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов;

- Развивать умение согласовывать прилагательные и существительные в форме множественного числа;

- Закрепить правильное произношение изолированного звука З;

- Формировать умение различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 30

Тема недели: «Деревья и кустарники»

8

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

- Создание условий для развития связной речи.

- Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей;

- Побуждать правильно, называть детенышей животных;

- Употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 32

Тема недели: «Безопасность дома и на улице»

9

Составление сюжетного рассказа по ролям.

- Создание условий для развития связной речи.

- Формировать навыки диалогической речи, побуждать самостоятельно, задавать вопросы и отвечать на них;

- Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, формировать умение подбирать точные сравнения;

- Развивать умение понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 34

НОЯБРЬ

Тема недели: «Мой город»

10

Придумывание загадок – описаний об игрушках.

- Создание условий для формирования словаря.

- Развивать умение описывать предмет, не называя его;

- Развивать диалогическую речь, побуждать задавать вопросы и отвечать на них;

- Активизировать в речи детей глаголы, прилагательные;

- Упражнять в образовании названий детенышей животных, в именительном и косвенных падежах;

- Продолжать знакомить с термином «слово»;

- Побуждать вслушиваться в звучание слов.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 36

Тема недели: «Профессии»

11

Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель».

- Создание условий для формирования грамматического стоя речи.

- Формировать умение высказываться на тему из личного опыта;

- Уточнить понятие «мебель»;

- Развивать умение правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, сбоку, у, перед;

- Активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 38

Тема недели: «Домашние птицы»

12

Составление рассказа по картине «Собака со щенятами».

- Создание условий для развития связной речи.

- Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине;

- Побуждать составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины);

- Формировать умение правильно образовывать формы родительного падежа существительных;

- Активизировать в речи глаголы.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 41

Тема недели: «Домашние животные»

13

Описание игрушек – белки, зайчика, мышонка.

- Создание условий для формирования словаря.

- Развивать умение составлять короткий описательный рассказ об игрушке;

- Формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательных с существительными в роде;

- Образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением;

- Развивать умение слышать и правильно произносить звук Ш, изолированный, в словах и фразах;

- Побуждать правильно регулировать темп и силу голоса;

- Побуждать вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 43

ДЕКАБРЬ

Тема недели: «Моя страна»

14

Составление рассказа о любимой игрушке.

- Создание условий для развития связной речи.

- Формировать умение описывать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения;

- Активизировать в речи прилагательные, побуждать пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представление о понятии «мебель»

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 45

Тема недели: «Зима»

15

Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда».

- Создание условий для формирования звуковой культуры речи.

- Формировать умение давать описание зимней одежды;

- Побуждать правильно, называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении;

- Закрепить понятие «одежда»;

- Формировать умение пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями;

- Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

- Развивать умение выделять на слух и правильно произносить звук Ж, изолированный, в словах и фразах;

- Подбирать слова на заданный звук.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 47

Тема недели: «Уголок природы»

16

Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».

- Создание условий для развития связной речи.

- Побуждать пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей;

- Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных;

- Закрепить представление о значении терминов «слово», «звук»;

- Побуждать самостоятельно, подбирать слово со звуком С.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 51

Тема недели: «Новый год»

17

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу».

- Создание условий для формирования словаря.

- Побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек;

- Формировать правильно использовать в речи предлоги В, НА, ПОД, МЕЖДУ;

- Закрепить умение образовывать наименование детенышей животных;

- Закреплять правильное произношение звука Ж в словах и фразах;

- Развивать умение выделять звук Ж в словах, четко и ясно произносить слова и фразы с этим звуком;

- Побуждать правильно пользоваться интонацией (вопросительная, повествовательная), говорить достаточно громко.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 53

ЯНВАРЬ

Тема недели: «Зимние забавы»

18

Составление рассказа по картине «Не боимся мороза».

- Создание условий для формирования грамматического строя речи.

- Формировать умение составлять небольшой рассказ (2-3 предложения), отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем;

- Побуждать подбирать определения к словам;

- Продолжать развивать умение выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 55

Тема недели: «Народная культура и традиции»

19

Придумывание продолжение рассказа «Белочка, заяц и волк».

- Создание условий для формирования грамматического строя речи.

- Побуждать составлять короткий рассказ исходя из набора игрушек вместе с воспитателем (воспитатель начинает рассказ, дети его продолжают);

- Развивать диалогическую речь;

- Формировать умение понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов;

- Использовать в ответах на вопросы сложноподчиненные и простые распространённые предложения;

- Выделять и четко произносить звук Ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 57

Тема недели: «Дикие животные»

20

Составление описание внешнего вида.

- Создание условий для формирования словаря.

- Упражнять в составлении описания внешнего вида, одежды (цвет, отделка);

- Побуждать образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др.

- Дать представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 60

ФЕВРАЛЬ

Тема недели: «Мебель»

21

Составление рассказа с использованием предложенных предметов.

- Создание условий для формирования звуковой культуры речи.

- Упражнять в составлении рассказа о предметах и действия с предметами;

- Формировать умение образовывать названия посуды;

- Побуждать правильно, произносить звук Ч, отчетливо проговаривать слова с этим звуком.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 61

Тема недели: «Посуда»

22

Пересказ  рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок.

- Создание условий для развития связной речи.

- Развивать умение пересказывать рассказ;

- Формировать умение сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; подбирать определения, анонимы; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;

- Побуждать подбирать слова, сходные и различные по звучанию.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 63

Тема недели: «Российская армия»

23

Описание потерявшихся зайчат по картинкам.

- Создание условий для формирования звуковой культуры речи.

- Побуждать составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки;

- Упражнять в подборе глагола к существительному;

- Побуждать четко и правильно произносить звук Щ, выделять этот звук в словах.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 64

Тема недели: «Семья»

24

Составление рассказа «День рождения Тани».

- Создание условий для формирования грамматического строя речи.

- Образовывать названия предметов посуды, побуждать описывать их, называя качества и действия;

- Закрепить умение образовывать имена существительные-названия посуды;

- Закрепить произношение звука Щ, представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 65

МАРТ

Тема недели: «Весна»

25

Составление описания животных по картинке.

- Создание условий для формирования звуковой культуры речи.

- Развивать умение составлять описание по картинке, называть объект, свойства, признаки, действия, давать ему оценку;

- Побуждать составлять сложноподчинённые предложения;

- Закрепить правильное произношение звука Щ, побуждать выделять этот звук в словах;

- Закреплять умение различать твердые и мягкие звуки.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 67

Тема недели: «Продукты питания»

26

Составление описания по лексической теме «Овощи».

- Создание условий для развития связной речи.

- Закреплять умение описывать овощи, правильно их называть;

- Уточнить представление об овощах;

- Побуждать выделять в овощах определенные свойства, правильно квалифицировать овощи;

- Продолжать формировать умение вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова сходные по звучанию.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 68

Тема недели: «Растения леса»

27

Употребление в речи слов с пространственным значением.

- Создание условий для формирования звуковой культуры речи.

- Продолжать формировать умение составлять описание предметов, игрушек;

- Развивать умение правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе – дальше, впереди – сзади);

- Побуждать четко и правильно произносить звук Л-ЛЬ, выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова со звуками Л-ЛЬ.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 70

Тема недели: «Электроприборы»

28

Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники».

- Создание условий для развития связной речи.

- Побуждать пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей;

- Закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии;

- Обратить внимание на несхожесть некоторых названий;

- Уточнять представление о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков;

- Побуждать самостоятельно подбирать слова с определенными звуками С, Ш.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 72

АПРЕЛЬ

Тема недели: «Я в мире человека»

29

Описание внешнего вида животных.

- Создание условий для формирования грамматического строя речи.

- Продолжать побуждать составлять описание предметов;

- Упражнять в образовании форм глагола хотеть (хочу -хочет, хотим-хотят);

-Закреплять правильное произношение звуков Л-ЛЬ, изолированных, в словах и фразах, побуждать выделять их в речи;

- Развивать умение правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонациями;

- Побуждать выделять голосом определенные слова (логическое ударение);

- Продолжать побуждать определять первый звук в слове;

- Закреплять умение интонационно выделять заданный звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 74

Тема недели: «Космос»

30

Составление рассказа по картинке «Куры».

- Создание условий для формирования словаря.

- Развивать умение составлять короткий описательный рассказ по картинке;

- Побуждать сравнивать (по внешнему виду, поведению) петуха и курицу, курицу и цыплят;

- Закрепить умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию;

- Закрепить представление о том, что звуки в слове следуют друг за другом.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 77

Тема недели: «Транспорт»

31

Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

- Создание условий для формирования звуковой культуры речи.

- Побуждать составлять описание предмета, подбирая нужные по смыслу слова;

- Закреплять усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одежда», «мебель»;

- Развивать умение четко и правильно произносить звуки Р-РЬ, подбирать слова с этими звуками;

-  Формировать умение внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией; продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 79

Тема недели: «Птицы»

32

Определение специфических признаков предмета.

- Создание условий для формирования грамматического строя речи.

- Побуждать составлять описание игрушки, называя ее признаки;

- Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных;

- Закреплять представление о том, что слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные;

 - Закреплять умение самостоятельно заканчивать слово (определять последний звук), названное воспитателем.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 81

МАЙ

Тема недели: «Цветы и растения»

33

Определение предмета по его специфическим признакам.

- Создание условий для формирования звуковой культуры речи.

- Закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах;

- Побуждать к согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде;

- Закреплять правильное произношение звуков Р-РЬ, побуждать слышать их в словах, подбирать слова с этими звуками, четко произносить слова и фразы, насыщенные Р-РЬ, произносить чистоговорку отчетливо с разной громкостью и темпом.

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 83

Тема недели: «Насекомые»

34

Описание внешнего вида детенышей животных.

- Создание условий для формирования грамматического стоя речи.

- Продолжать давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков;

- Закреплять умение пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных; Обратить внимание на то, что не все названия детенышей звучат так же, как и названия взрослых животных того же вида;

- Закреплять представление о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности; продолжать воспитывать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова.

Ушакова О.С.

Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа

стр. 85

Тема недели: «Пресмыкающиеся и рептилии»

35

Мониторинг

Индивидуальное развитие детей

Наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации в совместной и партнерской деятельности.

Тема недели: «Лето»

36

Мониторинг

Индивидуальное развитие детей

Наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации в совместной и партнерской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в старшей группе № 11 «Смешарики» на 2017-2018 учебный год.

Перспективное календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в старшей группе № 11 «Смешарики» на 2017-2018 учебный год.  Воспитатель: Лепетюха Ната...

Перспективный календарно – тематический план работы по развитию связной речи (ознакомлению с репродукциями картин) детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на 2018 – 2019 уч. год

Знакомство с репродукциями картин художников и беседа по ним - очень важная и необходимая составляющая работы специалистов в группах компенсирующей направленности. И в массовых группах - раз...

Перспективное календарно – тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «речевое развитие».

На главную страницуРазработка перспективного календарно-тематического плана работы педагога ДОУ по развитию речи....

Перспективное Календарно – тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «познавательное развитие»

Перспективное календарно – тематическое планирование  организованной образовательной деятельности. Образовательная область «познавательное развитие». Подготовительнвя групп...

• Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 4-5 лет.

Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 4-5 лет....

Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 5-6 лет.

Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 5-6 лет....