Перспективное календарно – тематическое планирование "Речевое развитие"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа)
Цель: совершенствовать все стороны речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развивать речевое творчество; знакомить с книжной культурой, детской литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_sayt.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к рабочей программе на 2021 – 2022
учебный год для детей средней группы
общеразвивающей направленности
Перспективное календарно – тематическое планирование "Речевое развитие"
№ | Тематика занятий | Цели | Задачи | Литература | |||||
СЕНТЯБРЬ | |||||||||
Тема недели: «Юные исследователи» | |||||||||
1 | Мониторинг | Индивидуальное развитие детей | Наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации в совместной и партнерской деятельности. | ||||||
Тема недели: «Азбука здоровья» | |||||||||
2 | Мониторинг | Индивидуальное развитие детей | Наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации в совместной и партнерской деятельности. | ||||||
Тема недели: «Фрукты» | |||||||||
3 | Описание игрушек – кошки и собаки. | - Создание условий для формирования звуковой культуры речи. | -Побуждать составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида; - Активизировать слова, обозначающие действия (глаголы); - Побуждать согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; - Закреплять произношение пройденных звуков У, А, Г, К, В; - Формировать умение правильно произносить в словах звуки С-СЬ, выделять в речи слова с этими звуками; - Закреплять представление о значении терминов «слово», «звук», побуждать вслушиваться в звучание слов. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 19 | |||||
Тема недели: «Овощи» | |||||||||
4 | Составление рассказа по картине «Кошка с котятами». | - Создание условий для развития связной речи. | - Формировать умение составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно; - Побуждать составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины); - Развивать умение соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей; - Активизировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы). | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 22 | |||||
Тема недели «Социальные объекты (детский сад, больница, почта…)» | |||||||||
5 | Описание игрушек – собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. | - Создание условий для формирования словаря. | - Формировать умение при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения; - Закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей; - Упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; - Формировать представление о предлогах ЗА, ПОД, НА, В, навыки применения их в речи; - Укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навыки правильного произношения звуков С-С,, изолированных в словах и фразах; - Побуждать произносить звук С длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно проговаривать слова. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 24 | |||||
ОКТЯБРЬ | |||||||||
Тема недели: «Осень» | |||||||||
6 | Составление описательного рассказа о питомцах. | - Создание условий для формирования словаря. | - Побуждать составлять описание игрушки, называть характерные признаки игрушки и ее действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта. - Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек), их свойств, действий, которые с ними можно совершать; - Формировать умение согласовывать прилагательные с существительным в роде и числе; - Продолжать знакомить с термином «слово», закрепить произношение звука С в словах и фразах, побуждать подбирать слова со звуком С и вслушиваться в их звучание. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 27 | |||||
Тема недели: «Одежда» | |||||||||
7 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок». | - Создание условий для формирования грамматического строя речи. | - Побуждать составлять рассказ исходя из набора игрушек; - Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов; - Развивать умение согласовывать прилагательные и существительные в форме множественного числа; - Закрепить правильное произношение изолированного звука З; - Формировать умение различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 30 | |||||
Тема недели: «Деревья и кустарники» | |||||||||
8 | Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» | - Создание условий для развития связной речи. | - Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей; - Побуждать правильно, называть детенышей животных; - Употреблять форму повелительного наклонения глаголов. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 32 | |||||
Тема недели: «Безопасность дома и на улице» | |||||||||
9 | Составление сюжетного рассказа по ролям. | - Создание условий для развития связной речи. | - Формировать навыки диалогической речи, побуждать самостоятельно, задавать вопросы и отвечать на них; - Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, формировать умение подбирать точные сравнения; - Развивать умение понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 34 | |||||
НОЯБРЬ | |||||||||
Тема недели: «Мой город» | |||||||||
10 | Придумывание загадок – описаний об игрушках. | - Создание условий для формирования словаря. | - Развивать умение описывать предмет, не называя его; - Развивать диалогическую речь, побуждать задавать вопросы и отвечать на них; - Активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; - Упражнять в образовании названий детенышей животных, в именительном и косвенных падежах; - Продолжать знакомить с термином «слово»; - Побуждать вслушиваться в звучание слов. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 36 | |||||
Тема недели: «Профессии» | |||||||||
11 | Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель». | - Создание условий для формирования грамматического стоя речи. | - Формировать умение высказываться на тему из личного опыта; - Уточнить понятие «мебель»; - Развивать умение правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, сбоку, у, перед; - Активизировать в речи сложноподчиненные предложения. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 38 | |||||
Тема недели: «Домашние птицы» | |||||||||
12 | Составление рассказа по картине «Собака со щенятами». | - Создание условий для развития связной речи. | - Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине; - Побуждать составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины); - Формировать умение правильно образовывать формы родительного падежа существительных; - Активизировать в речи глаголы. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 41 | |||||
Тема недели: «Домашние животные» | |||||||||
13 | Описание игрушек – белки, зайчика, мышонка. | - Создание условий для формирования словаря. | - Развивать умение составлять короткий описательный рассказ об игрушке; - Формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательных с существительными в роде; - Образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением; - Развивать умение слышать и правильно произносить звук Ш, изолированный, в словах и фразах; - Побуждать правильно регулировать темп и силу голоса; - Побуждать вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 43 | |||||
ДЕКАБРЬ | |||||||||
Тема недели: «Моя страна» | |||||||||
14 | Составление рассказа о любимой игрушке. | - Создание условий для развития связной речи. | - Формировать умение описывать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения; - Активизировать в речи прилагательные, побуждать пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представление о понятии «мебель» | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 45 | |||||
Тема недели: «Зима» | |||||||||
15 | Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда». | - Создание условий для формирования звуковой культуры речи. | - Формировать умение давать описание зимней одежды; - Побуждать правильно, называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; - Закрепить понятие «одежда»; - Формировать умение пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; - Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; - Развивать умение выделять на слух и правильно произносить звук Ж, изолированный, в словах и фразах; - Подбирать слова на заданный звук. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 47 | |||||
Тема недели: «Уголок природы» | |||||||||
16 | Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд». | - Создание условий для развития связной речи. | - Побуждать пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей; - Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных; - Закрепить представление о значении терминов «слово», «звук»; - Побуждать самостоятельно, подбирать слово со звуком С. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 51 | |||||
Тема недели: «Новый год» | |||||||||
17 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу». | - Создание условий для формирования словаря. | - Побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек; - Формировать правильно использовать в речи предлоги В, НА, ПОД, МЕЖДУ; - Закрепить умение образовывать наименование детенышей животных; - Закреплять правильное произношение звука Ж в словах и фразах; - Развивать умение выделять звук Ж в словах, четко и ясно произносить слова и фразы с этим звуком; - Побуждать правильно пользоваться интонацией (вопросительная, повествовательная), говорить достаточно громко. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 53 | |||||
ЯНВАРЬ | |||||||||
Тема недели: «Зимние забавы» | |||||||||
18 | Составление рассказа по картине «Не боимся мороза». | - Создание условий для формирования грамматического строя речи. | - Формировать умение составлять небольшой рассказ (2-3 предложения), отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем; - Побуждать подбирать определения к словам; - Продолжать развивать умение выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 55 | |||||
Тема недели: «Народная культура и традиции» | |||||||||
19 | Придумывание продолжение рассказа «Белочка, заяц и волк». | - Создание условий для формирования грамматического строя речи. | - Побуждать составлять короткий рассказ исходя из набора игрушек вместе с воспитателем (воспитатель начинает рассказ, дети его продолжают); - Развивать диалогическую речь; - Формировать умение понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов; - Использовать в ответах на вопросы сложноподчиненные и простые распространённые предложения; - Выделять и четко произносить звук Ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 57 | |||||
Тема недели: «Дикие животные» | |||||||||
20 | Составление описание внешнего вида. | - Создание условий для формирования словаря. | - Упражнять в составлении описания внешнего вида, одежды (цвет, отделка); - Побуждать образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др. - Дать представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 60 | |||||
ФЕВРАЛЬ | |||||||||
Тема недели: «Мебель» | |||||||||
21 | Составление рассказа с использованием предложенных предметов. | - Создание условий для формирования звуковой культуры речи. | - Упражнять в составлении рассказа о предметах и действия с предметами; - Формировать умение образовывать названия посуды; - Побуждать правильно, произносить звук Ч, отчетливо проговаривать слова с этим звуком. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 61 | |||||
Тема недели: «Посуда» | |||||||||
22 | Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок. | - Создание условий для развития связной речи. | - Развивать умение пересказывать рассказ; - Формировать умение сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; подбирать определения, анонимы; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе; - Побуждать подбирать слова, сходные и различные по звучанию. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 63 | |||||
Тема недели: «Российская армия» | |||||||||
23 | Описание потерявшихся зайчат по картинкам. | - Создание условий для формирования звуковой культуры речи. | - Побуждать составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки; - Упражнять в подборе глагола к существительному; - Побуждать четко и правильно произносить звук Щ, выделять этот звук в словах. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 64 | |||||
Тема недели: «Семья» | |||||||||
24 | Составление рассказа «День рождения Тани». | - Создание условий для формирования грамматического строя речи. | - Образовывать названия предметов посуды, побуждать описывать их, называя качества и действия; - Закрепить умение образовывать имена существительные-названия посуды; - Закрепить произношение звука Щ, представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 65 | |||||
МАРТ | |||||||||
Тема недели: «Весна» | |||||||||
25 | Составление описания животных по картинке. | - Создание условий для формирования звуковой культуры речи. | - Развивать умение составлять описание по картинке, называть объект, свойства, признаки, действия, давать ему оценку; - Побуждать составлять сложноподчинённые предложения; - Закрепить правильное произношение звука Щ, побуждать выделять этот звук в словах; - Закреплять умение различать твердые и мягкие звуки. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 67 | |||||
Тема недели: «Продукты питания» | |||||||||
26 | Составление описания по лексической теме «Овощи». | - Создание условий для развития связной речи. | - Закреплять умение описывать овощи, правильно их называть; - Уточнить представление об овощах; - Побуждать выделять в овощах определенные свойства, правильно квалифицировать овощи; - Продолжать формировать умение вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова сходные по звучанию. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 68 | |||||
Тема недели: «Растения леса» | |||||||||
27 | Употребление в речи слов с пространственным значением. | - Создание условий для формирования звуковой культуры речи. | - Продолжать формировать умение составлять описание предметов, игрушек; - Развивать умение правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе – дальше, впереди – сзади); - Побуждать четко и правильно произносить звук Л-ЛЬ, выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова со звуками Л-ЛЬ. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 70 | |||||
Тема недели: «Электроприборы» | |||||||||
28 | Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники». | - Создание условий для развития связной речи. | - Побуждать пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей; - Закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии; - Обратить внимание на несхожесть некоторых названий; - Уточнять представление о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков; - Побуждать самостоятельно подбирать слова с определенными звуками С, Ш. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 72 | |||||
АПРЕЛЬ | |||||||||
Тема недели: «Я в мире человека» | |||||||||
29 | Описание внешнего вида животных. | - Создание условий для формирования грамматического строя речи. | - Продолжать побуждать составлять описание предметов; - Упражнять в образовании форм глагола хотеть (хочу -хочет, хотим-хотят); -Закреплять правильное произношение звуков Л-ЛЬ, изолированных, в словах и фразах, побуждать выделять их в речи; - Развивать умение правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонациями; - Побуждать выделять голосом определенные слова (логическое ударение); - Продолжать побуждать определять первый звук в слове; - Закреплять умение интонационно выделять заданный звук в слове, подбирать слова на заданный звук. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 74 | |||||
Тема недели: «Космос» | |||||||||
30 | Составление рассказа по картинке «Куры». | - Создание условий для формирования словаря. | - Развивать умение составлять короткий описательный рассказ по картинке; - Побуждать сравнивать (по внешнему виду, поведению) петуха и курицу, курицу и цыплят; - Закрепить умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию; - Закрепить представление о том, что звуки в слове следуют друг за другом. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 77 | |||||
Тема недели: «Транспорт» | |||||||||
31 | Составление описаний персонажей сказки «Теремок». | - Создание условий для формирования звуковой культуры речи. | - Побуждать составлять описание предмета, подбирая нужные по смыслу слова; - Закреплять усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одежда», «мебель»; - Развивать умение четко и правильно произносить звуки Р-РЬ, подбирать слова с этими звуками; - Формировать умение внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией; продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 79 | |||||
Тема недели: «Птицы» | |||||||||
32 | Определение специфических признаков предмета. | - Создание условий для формирования грамматического строя речи. | - Побуждать составлять описание игрушки, называя ее признаки; - Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных; - Закреплять представление о том, что слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные; - Закреплять умение самостоятельно заканчивать слово (определять последний звук), названное воспитателем. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 81 | |||||
МАЙ | |||||||||
Тема недели: «Цветы и растения» | |||||||||
33 | Определение предмета по его специфическим признакам. | - Создание условий для формирования звуковой культуры речи. | - Закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах; - Побуждать к согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде; - Закреплять правильное произношение звуков Р-РЬ, побуждать слышать их в словах, подбирать слова с этими звуками, четко произносить слова и фразы, насыщенные Р-РЬ, произносить чистоговорку отчетливо с разной громкостью и темпом. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 83 | |||||
Тема недели: «Насекомые» | |||||||||
34 | Описание внешнего вида детенышей животных. | - Создание условий для формирования грамматического стоя речи. | - Продолжать давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков; - Закреплять умение пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных; Обратить внимание на то, что не все названия детенышей звучат так же, как и названия взрослых животных того же вида; - Закреплять представление о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности; продолжать воспитывать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова. | Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа стр. 85 | |||||
Тема недели: «Пресмыкающиеся и рептилии» | |||||||||
35 | Мониторинг | Индивидуальное развитие детей | Наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации в совместной и партнерской деятельности. | ||||||
Тема недели: «Лето» | |||||||||
36 | Мониторинг | Индивидуальное развитие детей | Наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации в совместной и партнерской деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в старшей группе № 11 «Смешарики» на 2017-2018 учебный год.
Перспективное календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в старшей группе № 11 «Смешарики» на 2017-2018 учебный год. Воспитатель: Лепетюха Ната...
Перспективный календарно – тематический план работы по развитию связной речи (ознакомлению с репродукциями картин) детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на 2018 – 2019 уч. год
Знакомство с репродукциями картин художников и беседа по ним - очень важная и необходимая составляющая работы специалистов в группах компенсирующей направленности. И в массовых группах - раз...
Перспективное календарно – тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «речевое развитие».
На главную страницуРазработка перспективного календарно-тематического плана работы педагога ДОУ по развитию речи....
Перспективное Календарно – тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «познавательное развитие»
Перспективное календарно – тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «познавательное развитие». Подготовительнвя групп...
Перспективное календарно – тематическое планирование ООД. Образовательная область «художественно-эстетическое развитие». Лепка/ аппликация
Планирование на год в подготовительной группе по ХЭР, лепка/аппликация....
• Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 4-5 лет.
Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 4-5 лет....
Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 5-6 лет.
Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 5-6 лет....