Беседа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Схема конспекта беседы по развитию речи
ФИО педагога, должность
Возрастная группа воспитанников старшая группа
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих птицах, об условиях их обитания.
Задачи:
1. Сформировать обобщенные представления о зимующих птицах, их питании
2.Учить употреблять в речи прилагательные (голубиный, воробьиный, сорочий, вороний).
3.Развивать наблюдательность, любознательность, активность, самостоятельность.
4.Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.
5.Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации Познавательная, игровая.
Форма организации детей Фронтальная
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): Запись А. Вивальди «Времена года. Зима» интерактивная доска с подборкой материала, плакаты с изображением зимующих и кочующих птиц, видеоролик «Птицы зимой».
Изображения птиц и обозначения спортивных обручей для игры «День-ночь», спортивные обручи 3 шт., фото с кормом для птиц,
с изображением различных кормушек для птиц, книга наблюдений.
Планируемый результат: У детей закрепиться представление о зимующих птицах.
Предварительная деятельность с воспитанниками: Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.
Беседы с детьми о птицах, Видеоролик о птицах
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Разгадывание загадок о птицах.
Дидактические игры «Кто где живет?», «Кто чем питается?», настольно-печатная «Наши соседи».
Заучивание стихов «Воробьи и кот», «Жаворонок», В. Жуковского «Покормите птиц зимой», С. Есенин «Ворона», А. Барто «Снегирь».
Чтение произведений: Н. Сладков «Курорт Сосулька», «Ворона и сорока», К. Ушинского «Птицы», «Синичкина кладовая».
Части НООД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы | ||
1 | Цель: Привлечение внимания детей к предстоящей деятельности. | ||||
Создание образовательной ситуации | Звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Зима» (звуки вьюги, ветра, метели) В: -Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? -Почему вы решили, что это звуки зимы? -Назовите зимние месяцы? -А сейчас какой месяц? -Какими словами можно описать месяц февраль? У февраля два друга –метель да вьюга. | -Зимы. Завывает ветер, так бывает только зимой -Декабрь, январь, февраль. -Февраль. -Снежный, суровый, морозный, вьюжный. | |||
Мотивация детей на предстоящую деятельность | - Послушайте стихотворение. Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром окутан весь. Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь. -Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь? -Верно, ребята, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. | Слушают стихотворение. -О зимующих птицах.
| |||
2 | Цель: Сформировать обобщенные представления о зимующих птицах, их питании. | ||||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | -Мы с вами много за ними наблюдали, читали разные рассказы и теперь я вам предлагаю вам, ребята, совершить увлекательную прогулку в зимний лес и найти ответы на вопросы: чем питаются птицы, какие птицы живут рядом с нами, почему в мороз птицы не летают. Хотите отправиться со мной? -Каких зимующих птиц вы знаете? -А что вы о них знаете? А вы знаете, что птицы к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц-воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. -Откуда мы можем получить информацию о жизни птиц зимой? -Все верно ребята. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, что за птица по словам -описаниям.» Перед вами у каждого на столе есть картинки с изображением птиц рассмотрите их по внимательней, я буду вам говорить четыре слова-описания и вы должны сказать и показать какая это птица. 1)Красногрудый, малоподвижный, толстоклювый, зимующий (снегирь) 2)Бойкий, маленький, чирикает, смелый(воробей) 3)Крупный, пестрый, «лесной доктор», всеядный(дятел) 4)Желтогрудая, веселая, юркая, невеличка(синица) -Молодцы, ребята! Все справились! 1) С нами зимуют разные птицы. -Каких птиц вы встречали в парках, в лесах или в садике на прогулке? -Это все «зимующие птицы», их называют еще оседлыми птицами. -Как вы думаете, что означает это слово? (показываю изображения зимующих птиц) | -Да -Синица, воробей, ворона, сорока, голубь. -Что зимой им трудно найти корм, у снегиря красная грудка, и он к нам прилетает только зимой, все птицы отличаются друг от друга оперением. -Из фильмов, книг, рассказов взрослых, личных наблюдений. -Снегирь. -Воробей. -Дятел. -Синица. -Воробьев, ворон, сорок, синичек, снегирей, щеглов, голубей, дятел. Птицы живут с нами лето и остаются жить рядом с нами зимой. | |||
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | -Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края? -Что нужно и людям и птицам чтобы выжить? -А что едят зимующие птицы? Верно зимующие птицы могут даже зимой найти себе пропитание. Вот они и остаются с нами на зиму. 2) Как же птицы переносят зимой морозы? -Наверно, вы видели что в мороз птицы не летают, сидят нахохлившись. -Зачем они так делают? -Почему сидят, а не летают? -Оказывается птицы не летают в мороз потому, что в полете птица мерзнет намного быстрее. В полете к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух и птица мерзнет на лету. -А еще в зимние морозы можно увидеть, как птица стоит то на одной, то на другой ноге. -Зачем птицы так делают? -А как вы думаете, что еще птичкам нужно, чтобы согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть и еды им нужно зимой намного больше чем летом. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Каким? -Главное занятие для птиц зимой это поиск еды. Как люди помогают птицам зимой? -У кого из вас есть кормушка для птиц? Посмотрите какие бывают кормушки (фото) Обсуждаем какие бывают кормушки. Даже, если у вас нет кормушки для птиц, можно класть корм в кормушки, которые есть в парке, сквере, около дома. -Какой корм можно давать птицам? Физминутка «Птички» Птички в гнездышке сидят (сидят скрестив руки) Во все стороны глядят (повороты головы) Погулять они хотят (топают ногами) И тихонько все летят (машут руками) Прилетели и тихонько сели. (Садятся за столики) | -Они могут пропитаться и зимой. -Еда -Шишки, ягоды, семенами. -Греются прижавшись друг к дружке. -Да. -Греются. -Им холодно. -Чтобы согреть лапки. -Корм, еда. -Поиском еды. -Подкармливают, делают кормушки. -У всех. Обсуждают. Хлеб, сало, крупа, семечки. Выполняют упражнения. | |||
Этап осуществления самостоятельной работы детьми | -Поработаем в паре. Это игра «Чье?, Чья?, Чьи?» -У каждой пары есть картинки. Вы будете работать по ним. -Вы уже знакомы со многими зимующими птицами. Они решили поиграть с вами в прятки. Догадайтесь кто от вас спрятался за веточкой? Проводиться речевая грамматическая игра «Чей хвост?» Цель: Учить употреблять в речи притяжательные прилагательные (голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичий, снегиря) На столе лежат туловища птиц без хвоста нужно подобрать хвост к каждой птице и сказать чей хвост. | Играют в игру. | |||
3 | Цель: Подведение итогов занятия. | ||||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей | В конце нашего путешествия мне хочется у вас спросить: -Что вам запомнилось в нашем путешествии? -Какие мы с вами сделали открытия о зимующих птицах? -Что должен делать человек зимой, чтобы птицы радовали нас? Я очень надеюсь что вы тоже будете помогать птицам зимой! | -Как греются, в мороз им нужно много есть чтоб выжить, в мороз они не летают. -Подкармливать их, делать кормушки. | |||
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | -Я предлагаю нам вести Книгу наблюдений за птицами, в которую мы будем вносить все новое (о птицах, чем питаются, их повадки). Материал можно находить в любом источнике. Самое интересное-наблюдать за птицами на прогулке, в лесу, парке. Все вы молодцы. Спасибо. | Слушают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.
Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...
Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...
Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.
Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...
Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"
Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна
Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
Конспект ООД на тему: «Беседа о дне Победы» Беседа в подготовительной группе МБДОУ Д/С 13 г. Белореченска воспитатель Русских Т.А.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так, С.И. Ожегов определял патр...