Конспект занятия "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Антонова Надежда Александровна

Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_ptitsy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лексической теме

«Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением  зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».

1. Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной  картинке.

- Рассмотрите картинки и назовите.

- Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

2. Введение в тему

- Правильно.

- Как называются птицы, которые остаются зимовать?

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

- Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.

3. Рассматривание картинок

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

- Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).

- А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

- Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

- У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

- Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

- Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

- Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

- Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

- Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

- Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

(Голубь большой, сизый, воркующий.)

- Какие это птицы?

- Почему их так называют?

4. Пальчиковое упражнение «Дятел»

- Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу,                Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу,                 
другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой,  
четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

5. Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

- Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

- А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих  словах.

6. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)

- Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».

Снегирь, синица, голубь, воробей

7. Упражнение  «Каких птиц много на дереве?»

Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

- Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите –  на дерево прилетело много птиц.

Давайте про них скажем так:

На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон.

На дереве много… снегирей.

8. Упражнение «Кормушка»

- Логопед. Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают?
Ребёнок. Развешивают кормушки.
Логопед. У нас на участке тоже есть кормушка. Мы подкармливаем птиц и к нам прилетают различные птицы. А сейчас я вам покажу дерево с кормушкой, и вы мне скажите, какие птицы прилетели на кормушку.
Логопед помещает на магнитную доску дерево с кормушкой и птичек, которые закреплены с помощью липучек.
Логопед. Каких птичек вы видите у кормушки? Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало.
Логопед убирает плоскостное изображение синички.
Логопед. Кого не стало?
Дети. Синички.
Логопед. Где сидела синичка?
Дети. На ветке.
Логопед. Что она делала?
Дети. Клевала сало.
Логопед просит ребенка посадить птичку на место, а затем убирает плоскостное изображение воробья.
Логопед. Кого теперь не стало?
Дети. Воробья.
Логопед. Где сидел воробей?
Дети. В кормушке.
Логопед. Что он делал?
Дети. Клевал зёрнышки.
Логопед продолжает задание с оставшимися птицами на магнитной доске.
Логопед. Вы сегодня просто молодцы хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться. После такого занятия у меня такое прекрасное настроение, а у вас? (Хорошее).

9. Игра «Совушка?»

Выполнение движений по тексту упражнения:

Ах ты совушка, сова, ты большая голова- круговые движения руками

Ты на дереве сидела- присесть на корточки

Головою все вертела – повертеть головой

И на снег свалилась - упасть на бок

В ямку покатилась - покатиться

10. Изготовление кормушки для птиц

Логопед. Ребята, давайте, и мы накормим голодных птичек. Как мы это сделаем?  Правильно, сделаем кормушку. Дети вместе с педагогом делают кормушку. На прогулке вешают кормушку на дерево и насыпают в нее зернышки.

11. Работа в тетрадях

Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.

12. Итог занятия

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали на занятии?

- Что понравилось?

Оценка детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...