Конспект занятия "Птицы республики Коми"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мезенцева Светлана Иосифовна

Программное содержание.

-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.

-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.

-Развивать обобщенные представления детей о птицах как живых существах, живущих на земле, в воде, которые могут летать в воздухе и имеющих типичное строение:  две ноги, два крыла, клюв, тело покрыто перьями.

-Воспитывать познавательный интерес к природе, умение выслушивать ответы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pticy_respubliki_komi.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

        

Птицы Республики Коми.

Программное содержание.

-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.

-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.

-Развивать обобщенные представления детей о птицах как живых существах, живущих на земле, в воде, которые могут летать в воздухе и имеющих типичное строение:  две ноги, два крыла, клюв, тело покрыто перьями.

-Воспитывать познавательный интерес к природе, умение выслушивать ответы детей.

Материал: схемы-модели, иллюстрации птиц, рабочие тетради.

Приёмы: игровой персонаж - Фома, загадки игровые упражнения и раскрашивание иллюстраций птиц.

Звучит музыка. Из-за ширмы появляется Фома.

Фома: Здравствуйте, ребята! А кто это у вас?  Жуки?

Воспитатель: Почему ты так решил?

Фома: Да потому что у них крылья  и ноги.

Воспитатель:

Ребята, а вы, как думаете? Прав Фома? Кто изображен на картинках, которые вы видите на мольберте? (Птицы)

Фома: А как вы узнаете птиц? Научите меня.

Воспитатель: Ребята, а давайте научим Фому узнавать птиц и не путать с другими животными. А для начала поиграем в игру «Прилетели птицы».  Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно хлопать руками или топать ногами. Начинаем.

Прилетели птицы: глухари, куропатки, синицы, мухи, клёсты, комары.

 (Дети топают ногами)

-Что неправильно? (мухи, комары.)

Прилетели птицы: вороны, воробьи, голуби, макароны?

(Дети топают ногами) Что неправильно? (макароны.)

Прилетели птицы: голуби, синицы

Глухари, вороны,

Воробьи и совы,

Лебеди и дятлы (показываются иллюстрации птиц).

Воспитатель: Ребята, будем учить Фому узнавать птиц? Какие птицы изображены на картинках? (Фома называет неправильно.)

Фома: Ой, а какие они разные!

Воспитатель: И всё же, ребята, чем птицы не похожи друг на друга? Чем они различаются?

Фома: Ничего не понял, все сразу говорили.

Воспитатель : Давайте, ребята, расскажем всё по порядку. Сначала про ноги. Почему у  птиц разные ноги? (живут в разных местах.)  (выставляет картинки разных сред обитания.)

А сейчас, ребята, покажите Емеле, в каких местах обитания живут данные птицы.

Фома:  Я знаю! (Путает, ставит картинки, неправильно, дети его исправляют.)

Воспитатель: Почему у глухаря крепкие ноги? (Живет в лесу, в парме)

Многие птицы, которые живут в лесу имеют крепкие средних размеров ноги.

Им необходимы они для выживания в дремучих лесах.  Поставим картинку (модель  ног птиц, живущих в лесу).

Фома: Ребята, а скажите, пожалуйста, в нашей республике живут попугаи? (Ответы детей)

Воспитатель: Зимой, ребята, если много шишек на елках, можно увидеть северных попугаев - это клесты.

Почему их так назвали? Потому что, добывая пищу, они принимают разные положения на ветках деревьев и очень уж яркой окраской

Зимой клесты даже поют, вернее свистят.  И еще одна особенность этих птиц - они выводят потомство  в самые лютые морозы: в декабре, в январе, феврале. Почему же зимой? Оказывается легче добыть корм шишек больше. У клеста маленькие короткие ноги с цепкими коготками (живет на деревьях, цепляется за ветки) 

Физминутка:

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседей не держаться.

Фома: А что это у птиц такое острое? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а почему у птиц такие разные клювы? (Едят разную пищу). (Проводится работа в тетрадях)

Для чего глухарю такой крепкий клюв? (Питается ягодами, семенами трав, насекомыми, мелкими камешками, для переваривания пищи).

Может ли клюв  вороны сравнится с клювом воробья? Почему? (Ворона поглощает крупные куски пищи, а воробей питаются насекомыми, зернышками, кусочками хлеба). Выставляется модель клюва.

Почему у клеста такой крепкий, загнутый клюв? (Расщелкивает клювом семечки) Выставляется модель.

Физминутка:

1,2,3,4,5- все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже; руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Воспитатель: Что еще разного у птиц? (У всех птиц перья разного цвета)

Ребята, а что помогает птицам летать? (Крылья)

Крылья у всех птиц разные - большие и маленькие (Выставляются модели).

Фома: Они все такие разные, а ног у всех по две.

Крылья у всех птиц разные, но у всех по два крыла.

Перья разного цвета, но у всех тело покрыто перьями.

(выставляются модели).

Клюв у всех птиц разный – либо короткий, либо длинный.

Фома: Я все понял, теперь запросто узнаю птиц. Сейчас найду. (Находит бабочку)

Воспитатель: Прав ребята, Фома? (Нет)

Фома: Почему бабочка не птица? (Нет перьев, шесть ног, четыре крыла)

Фома: Ура, я нашел птицу (Находит самолет)

Воспитатель: Правильно Фома нашел птицу? (нет)

Чем самолет похож на птицу? Почему самолет не птица? (Ответы детей) Правильно, если бы это была птица, то было бы две ноги, и два крыла, и перья, и клюв.

Фома: Спасибо, ребята, а что это у вас на столах. Рисунки? А можно мне с вами раскрасить птиц, тем самым я еще больше о них узнаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Сыктывкар-столица республики Коми "

Приобщение детей к коми национальной культуре. Материал знакомит детей с главным городом Республики Коми – Сыктывкаром. Формирует представление о Сыктывкаре как столице нашей Республики....

Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Республика Коми - моя малая Родина" в образовательной области "Коммуникация" "В гостях у коми сказок Соломонии Пылаевой" (Литературная викторина)

Приобщение детей к коми национальной культуре посредством использования сказок коми писательницы С. Пылаевой. Продемонстрировать знания, умения и навыки детей в работе со сказками коми писательницы С....

Сценарий беседы с применением презентации для старших дошкольников, посвящённой 95 –летию Республики Коми «Известные спортсмены Коми республики».

Данный материал можно использовать по тематической неделе "Я живу в Коми Республике", знакомя детей с известными людьми (спортсменами) республики для старших дошкольников....

Проект «Родная моя республика», посвященного 95-летию Республики Коми

Цель проектаФормирование основ нравственной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру и любви к родному краю.Назначение проектаМероприятия, направленные на расширение знаний и представле...

Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми"

Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности посвященный 100-летию Республики Коми. Развлечение «Коми промысловый календарь» для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)

Развлечение «Коми промысловый календарь»Цель: приобщение детей к богатому культурному наследию Коми народа.Программное содержание:- познакомить детей с предметами крестьянского быта, с ору...

Проект к 100-летию Республики Коми "Люби и знай, наш коми край"

Цель проекта: приобщение старших дошкольников  к культуре и традициям своей малой Родины – Коми земле....