Конспект ООД по Развитию речи "Русские народные сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Жулькина Марина Михайловна

Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._ood_po_r.rr_.usskie_narodnye_skazki.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

                                   Конспект ООД по развитию речи и основам грамотности.

Тема: Русские народные сказки.

Программное содержание: Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.

Задачи:

  1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.
  2. Развивать связную речь, мышление, память, воображение.
  3. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
  4. Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом.
  5. Формирование навыка координации движения руки при письме, развивать мелкую моторику.

Оборудование:

 

Иллюстрации к сказкам — «Волк и семеро козлят»«Курочка ряба»«Лисичка – сестричка

и серый волк»; выставка книг по сказкам; мяч; игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок;

заготовки для книжки, карандаши цветные на каждого ребёнка.

1.Вводная часть.  Организационный момент:

Дети:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», 

(Указательными пальцами обеих рук растягивайте губы в улыбку.

    Для этого поставьте указательные пальцы около уголков губ и раздвиньте их в разные стороны).

«Воздушный поцелуй»

(Вытягиваем губы в трубочку, к поцелую. Тянемся губами изо всех сил. Удерживаем это положение

около пятнадцати секунд.)

2. Основная часть.

- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. Хотите отправиться в гости

 к сказкам?. Тогда возьмитесь за руки и в путь. (Звучит музыка. Дети идут по кругу)

Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица»:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка...

Д/ Игра с мячом

(Дети становятся в круг. Под музыку передают мяч друг другу, музыка останавливается ребенок берет картинку

с героем сказки. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка

«Крошечка — Хаврошечка».

Коза -…; Медведь -…; Заяц - ..:Лиса - …,Волк -…; Гуси -…; Курица -….

Молодцы! -

 Беседа

Скажите пожалуйста, о чем нам рассказывают сказки?

- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном.

Какие бывают сказки?

они бывают разными: народными и авторскими.

- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному

творчеству.

- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

А какие по характеру бывают сказки?

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает… (добро), а зло всегда… (наказывается).

«Узнай сказку по загадке»

- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете

называть сказку.

У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(Гуси-лебеди)

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался...
(Колобок)

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
(Дюймовочка)

Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
(Конёк-горбунок)

А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но пришла беда нежданно
Этот дом сгорел дотла!
(Кошкин дом)

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите мне имя её.
(Красная Шапочка)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... 
(Айболит).

-

«Узнай сказку по картинке»

- Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации 

(на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят»«Курочка ряба»

«Лисичка – сестричка и серый волк»).

  1. – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из
  2.  сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».)

- Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)

- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, надо слушаться маму,

 не быть злым как волк, а быть добрым.)

2) а эта иллюстрация, из какой сказки?

«Лисичка – сестричка и серый волк»

Скажите,  правильно поступала лиса?

Нет, она всех обманывала

  1. — Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из
  2. сказки «Курочка Ряба»(Это сказка «Курочка Ряба».)

- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и

 бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

 «Узнай сказку по героям»

- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

1. Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)

2. Царь, стрела, клубок, Иван-царевич.  (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)

3. Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)

4. Коза, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)

5. Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

Физкультминутка:

 «Рукавичка».

На охоту вышел дед, зимнею порою (шаг на месте).

Рукавицу потерял, под большой сосною (подним. на носочки и тян. вверх).

Дома стал ее искать (козырек).

Не нашел на месте (пожимаем плечами)

И отправился искать в лес с собакой вместе (шаг на месте).

А в лесу в той рукавичке звери стали дружно жить (рукопожатие).

Мышь, лягушка и лисица, заяц, волк, медведь (изображают животных).

В лес собака прибежала и зверей всех распугала (бег на месте).

Рукавичку подняла, деду в руки подала (наклон и вытянуть руки вперед).

 «Составляем предложения»

- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим

 словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это

 предложение?

 (это предложение состоит из 3 слов.).

(Лиса, Медведь).

Пальчиковая гимнастика:

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.

Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель:

Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто — Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки. Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь,  Репка,

 Колобок, Снегурочка.)

 Воспитатель в это время читает стихотворение:

Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!

Воспитатель.

Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
Погостили мы немножко,
А теперь и в путь-дорожку,

Надо в садик возвращаться
и за дело приниматься.

(Дети под музыку «возвращаются»)

 Художественное творчество

Я приготовила заготовку для книжки русских народных сказок, а вам предлагаю быть

 художниками иллюстраторами к ней. Мы подарим ее малышам, пусть порадуются.

Присаживайтесь за столы.

Стол – это не кровать,
И нельзя на нем лежать.
За столом сиди ты стройно
И веди себя достойно.

(дети раскрашивают раскраски к сказке «Теремок»)

3.Заключительная часть. Итог ООД.

Чему учат сказки?

Какие бывают сказки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по сюжету русской народной сказки "Гуси-лебеди"

Конспект может быть использован в ОО"Познание" в работе воспитателя с детьми подготовительной группы...

Конспект интегрированного занятия "Разноцветный мир, Народные сказки - предания. Развитие монологической и диалогической речи детей старшего возраста в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего возраста. Развитие монологической и диалогической речи в процессе знакомства с народными преданиями и сказками в рамках фестиваля "Разноцветный...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развития "Русская народная сказка «Хаврошечка»" (старшая группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развитияТема: Русская народная сказка «Хаврошечка»Возраст: старшая группа (5-6 лет)Тип: комплексное занятиеВид: заняти...

конспект занятия по речевому развитию " Русские народные сказки"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группевоспитатель: Павлова Е.ЛЦель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные: Учить узнавать сказку по ...