Азбука чувашской вышивки
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Познакомить детей об особенностях культуры, быта чувашского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_azbuka_chuvashskoy_vyshivki.docx | 211.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 166 «Цветик - семицветик» города Чебоксары Чувашской Республики
«Азбука Чувашской вышивки»
(конкурс профессионального мастерства работников учреждений культуры и образования имени Г.Н. Волкова)
Составитель: учитель-логопед
Наумова Марина Владиславовна
Конспект ОД «Азбука Чувашской вышивки»
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Познакомить детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
Развитие познавательных умений; выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Познакомить детей с орнаментальными образами – символами солнца, дерева, дома, животных, через чувашское декоративно – прикладное искусство.
Учить детей созданию художественно – выразительных образов: солнца, дерева, дома, животных на основе элементов чувашского декоративно – прикладного искусства.
Упражнять детей в сочетании цветового соотношения в рисовании чувашских узоров;
Образовательная область «Речевое развитие»:
Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения;
Учить отвечать на вопросы полными ответами, продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Воспитывать интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки.
Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.
Ход ОД:
Художественное слово.
Дорогие друзья, у нас сегодня необычный день. Для начала я вам предлагаю поздороваться со всеми. Возьмите в руки мячики и повторяйте за мной.
Здравствуй, солнышко – дружок,
Здравствуй, носик – пятачок,
Здравствуйте, губки,
Здравствуйте, зубки,
Губками «почмокали»,
Зубками «пощелкали»,
Руки вверх подняли,
И ими помахали,
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали.
Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров
Ребята посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд?(чувашский национальный костюм) . Посмотрите, что надето на мне?(фартук, платье, шапочка). Моя шапочка называется по-чувашски - тухья, а белое платье – шура кепе. Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они пищихи, а полотенце у нас называется – алшали.
Вся моя одежда вышита чувашскими узорами. Ребята, где расположены узоры на моем платье? Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу.
Красивый узор на одежде называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета. Каждый цвет имеет определенный смысл. Сейчас мы с вами будем называть цвета и знакомиться со значениями.
Красный (херле) – красивый, прекрасный, символ огня, любви, отваги, здоровья;
Черный (хура) – цвет плодородной земли;
Зеленый (симес) – обозначает растение;
Желтый (сара) – цвет солнца;
Синий (кавак) – символизирует небо.
Отгадывание загадок и рассматривание орнамента.
Как я уже сказала ,в орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Я вам предлагаю рассмотреть некоторые узоры. Но для начала отгадайте загадки.
Ничего дороже нет,
Чем его волшебный свет!
Всех Своим теплом согреет!
Света людям не жалеет!
Утром, в каждое оконце,
Входит ласковое … (Солнце)
Ребята, а как вы думаете, что обозначает этот узор? (Ответы детей)
– Это, символ солнца, дающего тепло.
Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля и сам человек
Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку.
Летом в зеленом кафтане,
осенью в желтом кафтане,
А зимой – в белом… (Дерево)
Кто знает значение данного узора? Как вы думаете? (Ответы детей)
- Это, символ дерева, как проявление рождающей силы земли. Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу. Почему? Потому что деревья растут так: корни их далеко в земле, откуда они получают сок, который питает их. И появляются у деревьев листья. Но чтобы расти, нужно тепло, которое деревья получают от солнца».
Послушайте, ребята, третью загадку.
В нем живет моя родня,
Мне без нее не жить ни дня
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, теплый … (Дом)
Как вы думаете, что обозначает этот узор? (Ответы детей)
- Это символ дома, как мироздания, сооружения, уют. Дома раньше были небольшие. В одном из углов избы устраивали печь. В избе было одно или два маленьких окошка. Каждый живущий в доме занимался своим делом. Мужчины плели лапти, короба для хранения продуктов, выдавливали из дерева ковши и ложки. Женщины ткали и вышивали, передавая узорами красоту земли, на которой жили.
Физкультминутка
Ребята, а вы знаете чувашский язык? Для начала мы с вами немного вспомним перевод некоторых слов: Чебоксары- Шупашкар, привет-салам, добрый день – ыро кун пултор. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру. Если я назову слово на чувашском языке, вы будете хлопать в ладоши, ну а если услышите слово на русском языке - приседать (все слова проговариваем вместе с детьми).
Игра «На что похож узор?»
Дерево. (Дерево рода, жизни, мудрости).
Солнце. (Солнце, гармония, согласие).
Жилище. (Крыша, кров родного дома).
Человек. (,сила, здоровье, душевная красота).
Лошадь. Птица. (Трудолюбие).
Поле и зерно. (Поле, зерно, сеятель добра).
Дорога. (Жизненный путь, дорога).
Сердце. (Верность, единство, любовь).
Стрела. (Движение,).
Дыхательная гимнастика «Тучки и солнце».
Дидактическая игра « Попробуй, повтори».
Повтори орнамент используя нитки, палочки, фигуры и тд.
Совместный анализ. Итог.
Ребята вы настоящие умельцы, славно постарились, вместе дружно играли, выполняли задания. Скажите пожалуйста, что нового вы узнали , что больше всего вам понравилось?
(Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность на тему "Рисование рушника с чувашской вышивкой"
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям «Познание (ФКЦМ и РК), «Музыка» (интеграция) с детьми средней группы на тему: "Рисование рушника с чув...
"Чувашская вышивка"
Цель: закреплять и углублять знание детей о чувашском орнаменте, его цветовом строе....
День чувашской вышивки
Дети знакомятся с чувашской вышивкой, её символикой, значениями цветов. А в завершении занятия оркестр ДМИ играет чувашскую плясовую и звучит чувашская песня в исполнении девочек....
Конспект образовательной ситуации "Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки"
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Укрась масмак картиной при...
Применение игрового набора "Дары Фребеля" при знакомстве дошкольников с элементами чувашской вышивки в старшей группе
использование игрового набора "Дары Фребеля" как одного из инструментов при знакомстве старших дошкольников с элементами чувашской вышивки...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В СТРАНЕ СТА ТЫСЯЧ ВЫШИВОК…» Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой
Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой. Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к ценностям национального искусства и ознакомление с чувашской выш...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки».
Задачи: 1. Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте. Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения....