Азбука чувашской вышивки
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Познакомить детей об особенностях культуры, быта чувашского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_azbuka_chuvashskoy_vyshivki.docx211.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад № 166 «Цветик - семицветик» города Чебоксары Чувашской Республики

«Азбука Чувашской вышивки»

(конкурс профессионального мастерства работников учреждений культуры и образования имени Г.Н. Волкова)

Составитель: учитель-логопед

Наумова Марина Владиславовна

Конспект ОД «Азбука Чувашской вышивки»

 

Программное содержание:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Познакомить детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

 Развитие познавательных умений; выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Познакомить детей с орнаментальными образами – символами солнца, дерева, дома, животных, через чувашское декоративно – прикладное искусство.

Учить детей созданию художественно – выразительных образов: солнца, дерева, дома, животных на основе элементов чувашского декоративно – прикладного искусства.

Упражнять детей в сочетании цветового соотношения в рисовании чувашских узоров;

         Образовательная область «Речевое развитие»:

 Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения;

Учить отвечать на вопросы полными ответами, продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

 Воспитывать интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки.

Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.

 

 

Ход ОД:

  Художественное слово.

 Дорогие друзья, у нас сегодня необычный день. Для начала я вам предлагаю  поздороваться со всеми. Возьмите в руки мячики и повторяйте за мной.

Здравствуй, солнышко – дружок,

Здравствуй, носик – пятачок,

Здравствуйте, губки,

Здравствуйте, зубки,

Губками «почмокали»,

Зубками «пощелкали»,

Руки вверх подняли,

И ими помахали,

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали.

 Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров

 

Ребята посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд?(чувашский национальный костюм) . Посмотрите, что надето на мне?(фартук, платье, шапочка).  Моя шапочка называется по-чувашски - тухья, а белое платье – шура кепе. Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они пищихи, а полотенце у нас называется – алшали.

Вся моя одежда вышита чувашскими узорами. Ребята, где расположены узоры на моем платье? Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой. Узоры на рукавах оберегают  руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают  злой силе подобраться снизу.

Красивый узор на одежде называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета. Каждый цвет имеет определенный смысл. Сейчас мы с вами будем называть цвета и знакомиться со значениями.

Красный (херле) – красивый, прекрасный, символ огня, любви, отваги, здоровья;

Черный (хура) – цвет плодородной земли;

Зеленый (симес) – обозначает растение;

Желтый (сара) – цвет солнца;

Синий (кавак) – символизирует небо.

 

 Отгадывание загадок и рассматривание орнамента.

 

Как  я уже сказала ,в орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Я вам предлагаю рассмотреть некоторые узоры. Но для начала отгадайте загадки.

 

Ничего дороже нет,

Чем его волшебный свет!

Всех Своим теплом согреет!

Света людям не жалеет!

Утром, в каждое оконце,

Входит ласковое … (Солнце)

Ребята, а как вы думаете, что обозначает этот узор? (Ответы детей)

– Это, символ солнца, дающего тепло.

Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля и сам человек

Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку.

Летом в зеленом кафтане,

 осенью в желтом кафтане,

А зимой – в белом… (Дерево)

Кто знает значение данного узора?  Как вы думаете? (Ответы детей)

- Это, символ дерева, как проявление рождающей силы земли. Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу. Почему? Потому что деревья растут так: корни их далеко в земле, откуда они получают сок, который питает их. И появляются у деревьев листья. Но чтобы расти, нужно тепло, которое деревья получают от солнца».

Послушайте, ребята, третью загадку.

В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, теплый (Дом)

Как вы думаете, что обозначает этот узор? (Ответы детей)

- Это символ дома, как мироздания, сооружения, уют. Дома раньше были небольшие. В одном из углов избы устраивали печь. В избе было одно или два маленьких окошка. Каждый живущий в доме занимался своим делом. Мужчины плели лапти, короба для хранения продуктов, выдавливали из дерева ковши и ложки. Женщины ткали и вышивали, передавая узорами красоту земли, на которой жили.

 Физкультминутка

Ребята, а вы знаете чувашский язык? Для начала мы с вами немного вспомним  перевод некоторых слов: Чебоксары- Шупашкар, привет-салам, добрый день – ыро кун пултор. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру. Если я назову слово на чувашском языке, вы будете хлопать в ладоши, ну а если услышите слово на русском языке - приседать (все слова проговариваем вместе с детьми).

 

 Игра «На что похож узор?»

Дерево. (Дерево рода, жизни, мудрости).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u128518/t1516902907aa.png

Солнце. (Солнце, гармония, согласие).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u128518/t1516902907ab.png

Жилище. (Крыша, кров родного дома).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u128518/t1516902907ac.png

Человек. (,сила, здоровье, душевная красота).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u128518/t1516902907ad.png

Лошадь. Птица. (Трудолюбие).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u128518/t1516902907ae.png

Поле и зерно. (Поле, зерно, сеятель добра).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u128518/t1516902907af.png

Дорога. (Жизненный путь, дорога).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u128518/t1516902907ag.png

Сердце. (Верность, единство, любовь).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u128518/t1516902907ah.png

Стрела. (Движение,).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u128518/t1516902907ai.png

Дыхательная гимнастика «Тучки и солнце».

Дидактическая игра « Попробуй, повтори».

 

Повтори орнамент используя нитки, палочки, фигуры и тд.

021

Совместный анализ. Итог.

Ребята вы настоящие умельцы, славно постарились, вместе дружно играли, выполняли задания. Скажите пожалуйста, что нового вы узнали , что больше всего вам понравилось?

(Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность на тему "Рисование рушника с чувашской вышивкой"

Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям «Познание (ФКЦМ и РК),  «Музыка»  (интеграция)  с детьми средней группы на тему: "Рисование рушника с чув...

"Чувашская вышивка"

Цель: закреплять и углублять знание детей о чувашском орнаменте, его цветовом строе....

День чувашской вышивки

Дети знакомятся с чувашской вышивкой, её символикой, значениями цветов. А в завершении занятия оркестр ДМИ играет чувашскую плясовую и звучит чувашская песня в исполнении девочек....

Конспект образовательной ситуации "Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки"

                             Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Укрась масмак картиной при...

Применение игрового набора "Дары Фребеля" при знакомстве дошкольников с элементами чувашской вышивки в старшей группе

использование  игрового набора "Дары Фребеля" как одного из инструментов при знакомстве старших дошкольников с элементами чувашской вышивки...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В СТРАНЕ СТА ТЫСЯЧ ВЫШИВОК…» Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой

Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с чувашской вышивкой. Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к ценностям национального искусства и ознакомление с чувашской выш...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки».

Задачи:  1. Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте.  Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих  солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения....