Конспект образовательной ситуации "Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Андреева Надежда Геннадьевна

                               Конспект образовательной ситуации

в старшей группе

 «Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки».

 Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, декоративно-орнаментальная (рисование).

Формы организации: коллективная деятельность (работа в группах, совместная деятельность педагога с детьми), самостоятельная деятельность детей.

           Форма проведения:  творческое задание.

Материал и оборудование: чувашские национальные головные повязки – масмак  с вышивкой; карточки с рисунками чувашских узоров; изобразительные модели оригиналов узоров солнца, животных, растений, деревьев, гор; полосы бумаги размером 5 х 20, красного  и белого цвета; гуашевые краски, простые карандаши, кисточки, подставки под кисти, непроливайки, матерчатые салфетки, баночка с водой, магнитофон, диск с записью «Илемле», мольберт.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в альбоме «Чувашское народное искусство», презентаций «Элементы чувашского узора», «Орнамент чувашской народной вышивки»; чувашской национальной одежды; знакомство с элементами чувашского орнамента и его цветовой гаммой; рисование образов-символов солнца, растения, животных, колосьев, горы; чтение легенд и мифов чувашского народа о девочке «Масмак», «О солнце».

Задачи:

Образовательные:

1.Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте.  Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих  солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения.

2.Продолжать подводить детей к пониманию того, что в чувашской головной повязке "масмак" отображены представления древних людей о красоте природы о небесном и земном мирах; о строении мира и отношения к нему.

3.Формировать умение детей создавать линейный орнамент из художественных элементов различных по форме, путём чередования их друг с другом в строгой очерёдности на четырёх частях полосы бумаги.

4.Закрепить навыки самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей, способствовать возможностям выбора детьми материалов.

5. Формировать коллективную поисковую деятельность, повышать культуру диалога.

Развивающие:

1.Развивать способность к самовыражению и индивидуальности детей, побуждать их к самостоятельному поиску и нахождению способов создания орнаментальных образов на основе линейного орнамента.

2. Развивать ассоциативное мышление.

2. Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков.

Воспитательные:

1.Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому.

2.Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, любви к природе.

Словарная работа: активизация словаря: масмак, линейный орнамент.

Индивидуальная работа: развитие мелкой моторики в прорисовке мелких деталей узоров, тонких линий контура кисти.

 

Ход образовательной ситуации:

Под чувашскую музыку «Илемлẽ» входит воспитатель. Дети становятся в круг перед воспитателем:

- Здравствуй, правая рука

Здравствуй, левая рука!

Здравствуй друг, здравствуй друг!

Здравствуй, здравствуй, дружный круг.

Воспитатель вносит головные повязки «масмак» с разной вышивкой:

- Посмотрите, что я вам принесла. Кто догадался, как они называются?

Дети отвечают. Воспитатель обобщает ответы детей:

-Да, это чувашские головные повязки «масмак». А почему их так называют?

Дети вспоминают легенду о девочке Масмак.

-Девочка по имени Масмак, увидев радугу, вышила на холсте разноцветными нитями узоры, а потом подарила маме. Мама завязала масмак на голову. С этого дня головную повязку стали называть «Масмак».

Воспитатель:

- Молодцы ребята, вспомнили легенду о девочке Масмак. А нравится ли вам эти головные повязки? Чем они вам нравятся?

Дети:

 - На них нарисованы животные, растения, горы, земля. Они все красивые.

Воспитатель:

- Да, ребята. Каждый узор изображает что-то красивое. Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое, они передавали в узорах. Эти узоры вышивали настоящие мастерицы.

- Ребята, эти узоры целые письма, они нам о чем-то рассказывают. Их можно «читать». А что это значит, ребята? Кто мне скажет?

Дети отвечают, воспитатель обобщает:

-По узорам вышивки можно было узнать  о жизни чувашского народа, чем они занимались.

 Воспитатель:

-Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «О чем рассказывает масмак». Для этого я предлагаю вам разделиться на две группы.

Игра «Давай думать вместе». Детям предлагается взять по одной картинке (чувашские узоры-символы), внимательно рассмотреть и разбиваться на группы так, чтобы в каждой группе собрались картинки, у которых есть что-то общее. Воспитатель спрашивает, по каким признакам дети делились на группы. Дети отвечают.

Воспитатель каждой группе раздает «масмак».  Дети работают подгруппами, сидя на коврике.

-А теперь ребята, внимательно рассмотрите вышивку и подумайте, о чем же рассказывает ваша головная повязка «масмак».

       Дети раскрывают содержание вышивки, при затруднениях воспитатель помогает детям, подсказывает возможные варианты ответов.

- Молодцы, ребята. Очень много знакомых узоров вы увидели?

- Очень красива чувашская вышивка. Правда, ребята. А скажите пожалуйста, такую головную повязку масмак мы сейчас надеваем? А где их сейчас можно увидеть?

Дети отвечают.

-Хотелось бы вам научиться создавать такую красоту? Ребята, сейчас вас я приглашаю в свою творческую мастерскую, где мы с вами станем необычными художниками. Я вам предлагаю украсить масмак картиной природы для выставки в уголке краеведения.

Дети садятся на стульчики у мольберта.

- Давайте мы с вами подумаем, как художник нарисовал бы картину природы? Что такое природа, ребята?

- А как бы чуваши создали картину природы своими узорами?

Дети отвечают. Воспитатель показывает изобразительные модели узоров солнца.

– Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши любили солнце и изображали его по-разному.

Что общего в узорах солнц? (солнце вышито как бы в сияющем состоянии, с лучами). Чем отличаются узоры? (узоры разные по внешнему оформлению, лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок). Какой из узоров нравится больше всего?

- А как мы будем изображать солнце, давайте покажем в воздухе пальцем.

Воспитатель показывает изобразительные модели оригинала узора дерева.

- Это, символ дерева. Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. Обратите внимание, ребята, как расположены ветви деревьев: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу.

- А как мы будем изображать деревья, давайте покажем в воздухе пальцем.

Воспитатель показывает изобразительные модели оригинала узора животного.

-Это узоры, обозначающие животных. Похожи эти чувашские узоры на животных? Чем похожи узоры на животных? А чем отличаются?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что художник передает внешний вид животного точно, а народная мастерица - вышивальщица изображает его по-своему: показывает только самое заметное, главное.

- А как мы будем изображать животных, давайте покажем в воздухе пальцем.

- Значит, ребята, картину природы можно рисовать узорами, изображающими солнце, деревья, вспаханную землю, животных.

Воспитатель:

-Теперь можно приступить к работе. Для начала я вам предлагаю выбрать масмаки, которых вы хотели бы украсить.

Дети подходят к столу и выбирают себе изобразительный материал и садятся за стол.

Пальчиковая гимнастика

Мы в Чувашии живем!

Есть у каждого свой дом:

Есть работа, есть друзья,

Папа, мама, дедушка, бабушка и я.

Беседа о последовательности выполнения работы детьми.

- С чего начать работу (с деления полосы бумаги на 4 частей и проведения линии земли и неба)

Ребята, полосу бумаги разделим на 4 части: сначала делим пополам и каждую половину еще раз пополам, проведя едва видимые карандашные линии. Наверху полосы проводим линию неба, а внизу – линию земли

- Ребята, как узоры будем размещать на масмаке?

Ответы детей.

- Да, чтобы было красиво, они должны повторяться и чередоваться. Например, дерево, животное, дерево, животное и так дальше. Или солнце, дерево, солнце, дерево. Такую картину можно назвать «Ветви деревьев тянутся вверх, к солнцу»

В своей картине в каждой части полосы нарисуйте элементы чувашского узора по своему желанию. Но только помните, что они чередуются

- Сначала нарисовать одинаковые узоры одним цветом, в тех местах, где их загадали, а в остальных частях – другие узоры другим цветом.

Воспитатель показывает в качестве примера динамическую модель создания линейного орнамента

-Молодцы, можете приступать к работе.

  Работа детей.

Воспитатель следит за осанкой детей, оказывает индивидуальную помощь в прорисовывании отдельных элементов. Если дети раньше всех заканчивают работу, воспитатель предлагает помочь остальным, кто плохо справляется с работой.

   Совместный анализ детских работ.

В конце занятия дети рассматривают созданные узоры. Воспитатель просит каждого ребенка рассказать о его масмаке. Можно предложить поменяться работами и «прочитать» узор друзей.

-А теперь скажите пожалуйста, какие узоры вы выбрали для рисования? Почему ты выбрал этот узор? Какой цвет ты выбрал? А что означает этот узор?( индивидуальное обращение к детям).

 -Молодцы, ребята! У всех у вас красивые работы получились. Теперь можно организовать выставку ваших работ в уголке краеведения.

Рефлексия.

Воспитатель просит детей оценивать себя, выбирать смайлики. Если у детей все получилось, они выбирают веселый смайлик, если не все получилось – смайлик с нейтральным лицом, если ничего не получилось – грустный смайлик.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области "Познание" "По мотивам сказок Корнея Чуковского"

Конспект образовательной деятельности разработан для детей среднего дошкольного возраста. Цель: формировать умение детей составлять пересказ при помощи схематических изображений....

Непосредственная образовательная деятельность на тему "Рисование рушника с чувашской вышивкой"

Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям «Познание (ФКЦМ и РК),  «Музыка»  (интеграция)  с детьми средней группы на тему: "Рисование рушника с чув...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки».

Задачи:  1. Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте.  Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих  солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения....

Конспект организации НОД в старшей группе. Тема "Украсим фартук" (декоративное рисование по мотивам чувашской вышивки).

Данный конспект разработан для организации непосредственно-образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе детского сада....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по мотивам картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Конспект художественно-образовательной деятельности в подготовительной группепо мотивам картины А. Саврасова «Грачи прилетели»...

Конспект образовательной деятельности. Тема: «Певцы природы». Образовательная область: познавательное развитие (природа).

Формировать обобщающие понятия «зимующие», «перелетные» птицы, дифференцировать их; уточнять и расширять знания детей об особенностях внешнего строения птиц, их приспособленнос...