Конспект образовательной ситуации "Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Конспект образовательной ситуации
в старшей группе
«Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, декоративно-орнаментальная (рисование).
Формы организации: коллективная деятельность (работа в группах, совместная деятельность педагога с детьми), самостоятельная деятельность детей.
Форма проведения: творческое задание.
Материал и оборудование: чувашские национальные головные повязки – масмак с вышивкой; карточки с рисунками чувашских узоров; изобразительные модели оригиналов узоров солнца, животных, растений, деревьев, гор; полосы бумаги размером 5 х 20, красного и белого цвета; гуашевые краски, простые карандаши, кисточки, подставки под кисти, непроливайки, матерчатые салфетки, баночка с водой, магнитофон, диск с записью «Илемле», мольберт.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в альбоме «Чувашское народное искусство», презентаций «Элементы чувашского узора», «Орнамент чувашской народной вышивки»; чувашской национальной одежды; знакомство с элементами чувашского орнамента и его цветовой гаммой; рисование образов-символов солнца, растения, животных, колосьев, горы; чтение легенд и мифов чувашского народа о девочке «Масмак», «О солнце».
Задачи:
Образовательные:
1.Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте. Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения.
2.Продолжать подводить детей к пониманию того, что в чувашской головной повязке "масмак" отображены представления древних людей о красоте природы о небесном и земном мирах; о строении мира и отношения к нему.
3.Формировать умение детей создавать линейный орнамент из художественных элементов различных по форме, путём чередования их друг с другом в строгой очерёдности на четырёх частях полосы бумаги.
4.Закрепить навыки самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей, способствовать возможностям выбора детьми материалов.
5. Формировать коллективную поисковую деятельность, повышать культуру диалога.
Развивающие:
1.Развивать способность к самовыражению и индивидуальности детей, побуждать их к самостоятельному поиску и нахождению способов создания орнаментальных образов на основе линейного орнамента.
2. Развивать ассоциативное мышление.
2. Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков.
Воспитательные:
1.Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому.
2.Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, любви к природе.
Словарная работа: активизация словаря: масмак, линейный орнамент.
Индивидуальная работа: развитие мелкой моторики в прорисовке мелких деталей узоров, тонких линий контура кисти.
Ход образовательной ситуации:
Под чувашскую музыку «Илемлẽ» входит воспитатель. Дети становятся в круг перед воспитателем:
- Здравствуй, правая рука
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг!
Здравствуй, здравствуй, дружный круг.
Воспитатель вносит головные повязки «масмак» с разной вышивкой:
- Посмотрите, что я вам принесла. Кто догадался, как они называются?
Дети отвечают. Воспитатель обобщает ответы детей:
-Да, это чувашские головные повязки «масмак». А почему их так называют?
Дети вспоминают легенду о девочке Масмак.
-Девочка по имени Масмак, увидев радугу, вышила на холсте разноцветными нитями узоры, а потом подарила маме. Мама завязала масмак на голову. С этого дня головную повязку стали называть «Масмак».
Воспитатель:
- Молодцы ребята, вспомнили легенду о девочке Масмак. А нравится ли вам эти головные повязки? Чем они вам нравятся?
Дети:
- На них нарисованы животные, растения, горы, земля. Они все красивые.
Воспитатель:
- Да, ребята. Каждый узор изображает что-то красивое. Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое, они передавали в узорах. Эти узоры вышивали настоящие мастерицы.
- Ребята, эти узоры целые письма, они нам о чем-то рассказывают. Их можно «читать». А что это значит, ребята? Кто мне скажет?
Дети отвечают, воспитатель обобщает:
-По узорам вышивки можно было узнать о жизни чувашского народа, чем они занимались.
Воспитатель:
-Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «О чем рассказывает масмак». Для этого я предлагаю вам разделиться на две группы.
Игра «Давай думать вместе». Детям предлагается взять по одной картинке (чувашские узоры-символы), внимательно рассмотреть и разбиваться на группы так, чтобы в каждой группе собрались картинки, у которых есть что-то общее. Воспитатель спрашивает, по каким признакам дети делились на группы. Дети отвечают.
Воспитатель каждой группе раздает «масмак». Дети работают подгруппами, сидя на коврике.
-А теперь ребята, внимательно рассмотрите вышивку и подумайте, о чем же рассказывает ваша головная повязка «масмак».
Дети раскрывают содержание вышивки, при затруднениях воспитатель помогает детям, подсказывает возможные варианты ответов.
- Молодцы, ребята. Очень много знакомых узоров вы увидели?
- Очень красива чувашская вышивка. Правда, ребята. А скажите пожалуйста, такую головную повязку масмак мы сейчас надеваем? А где их сейчас можно увидеть?
Дети отвечают.
-Хотелось бы вам научиться создавать такую красоту? Ребята, сейчас вас я приглашаю в свою творческую мастерскую, где мы с вами станем необычными художниками. Я вам предлагаю украсить масмак картиной природы для выставки в уголке краеведения.
Дети садятся на стульчики у мольберта.
- Давайте мы с вами подумаем, как художник нарисовал бы картину природы? Что такое природа, ребята?
- А как бы чуваши создали картину природы своими узорами?
Дети отвечают. Воспитатель показывает изобразительные модели узоров солнца.
– Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши любили солнце и изображали его по-разному.
Что общего в узорах солнц? (солнце вышито как бы в сияющем состоянии, с лучами). Чем отличаются узоры? (узоры разные по внешнему оформлению, лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок). Какой из узоров нравится больше всего?
- А как мы будем изображать солнце, давайте покажем в воздухе пальцем.
Воспитатель показывает изобразительные модели оригинала узора дерева.
- Это, символ дерева. Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. Обратите внимание, ребята, как расположены ветви деревьев: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу.
- А как мы будем изображать деревья, давайте покажем в воздухе пальцем.
Воспитатель показывает изобразительные модели оригинала узора животного.
-Это узоры, обозначающие животных. Похожи эти чувашские узоры на животных? Чем похожи узоры на животных? А чем отличаются?
Воспитатель обращает внимание детей на то, что художник передает внешний вид животного точно, а народная мастерица - вышивальщица изображает его по-своему: показывает только самое заметное, главное.
- А как мы будем изображать животных, давайте покажем в воздухе пальцем.
- Значит, ребята, картину природы можно рисовать узорами, изображающими солнце, деревья, вспаханную землю, животных.
Воспитатель:
-Теперь можно приступить к работе. Для начала я вам предлагаю выбрать масмаки, которых вы хотели бы украсить.
Дети подходят к столу и выбирают себе изобразительный материал и садятся за стол.
Пальчиковая гимнастика
Мы в Чувашии живем!
Есть у каждого свой дом:
Есть работа, есть друзья,
Папа, мама, дедушка, бабушка и я.
Беседа о последовательности выполнения работы детьми.
- С чего начать работу (с деления полосы бумаги на 4 частей и проведения линии земли и неба)
Ребята, полосу бумаги разделим на 4 части: сначала делим пополам и каждую половину еще раз пополам, проведя едва видимые карандашные линии. Наверху полосы проводим линию неба, а внизу – линию земли
- Ребята, как узоры будем размещать на масмаке?
Ответы детей.
- Да, чтобы было красиво, они должны повторяться и чередоваться. Например, дерево, животное, дерево, животное и так дальше. Или солнце, дерево, солнце, дерево. Такую картину можно назвать «Ветви деревьев тянутся вверх, к солнцу»
В своей картине в каждой части полосы нарисуйте элементы чувашского узора по своему желанию. Но только помните, что они чередуются
- Сначала нарисовать одинаковые узоры одним цветом, в тех местах, где их загадали, а в остальных частях – другие узоры другим цветом.
Воспитатель показывает в качестве примера динамическую модель создания линейного орнамента
-Молодцы, можете приступать к работе.
Работа детей.
Воспитатель следит за осанкой детей, оказывает индивидуальную помощь в прорисовывании отдельных элементов. Если дети раньше всех заканчивают работу, воспитатель предлагает помочь остальным, кто плохо справляется с работой.
Совместный анализ детских работ.
В конце занятия дети рассматривают созданные узоры. Воспитатель просит каждого ребенка рассказать о его масмаке. Можно предложить поменяться работами и «прочитать» узор друзей.
-А теперь скажите пожалуйста, какие узоры вы выбрали для рисования? Почему ты выбрал этот узор? Какой цвет ты выбрал? А что означает этот узор?( индивидуальное обращение к детям).
-Молодцы, ребята! У всех у вас красивые работы получились. Теперь можно организовать выставку ваших работ в уголке краеведения.
Рефлексия.
Воспитатель просит детей оценивать себя, выбирать смайлики. Если у детей все получилось, они выбирают веселый смайлик, если не все получилось – смайлик с нейтральным лицом, если ничего не получилось – грустный смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в области "Познание" "По мотивам сказок Корнея Чуковского"
Конспект образовательной деятельности разработан для детей среднего дошкольного возраста. Цель: формировать умение детей составлять пересказ при помощи схематических изображений....
Непосредственная образовательная деятельность на тему "Рисование рушника с чувашской вышивкой"
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям «Познание (ФКЦМ и РК), «Музыка» (интеграция) с детьми средней группы на тему: "Рисование рушника с чув...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки».
Задачи: 1. Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте. Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения....
Конспект заняия "Украсим фартук" декоративное рисование по мотивам чувашской вышивки
Учить создавать образы – символы чувашских узоров....
Конспект организации НОД в старшей группе. Тема "Украсим фартук" (декоративное рисование по мотивам чувашской вышивки).
Данный конспект разработан для организации непосредственно-образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе детского сада....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по мотивам картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Конспект художественно-образовательной деятельности в подготовительной группепо мотивам картины А. Саврасова «Грачи прилетели»...
Конспект образовательной деятельности. Тема: «Певцы природы». Образовательная область: познавательное развитие (природа).
Формировать обобщающие понятия «зимующие», «перелетные» птицы, дифференцировать их; уточнять и расширять знания детей об особенностях внешнего строения птиц, их приспособленнос...