Диагностический материал по разделу программы "Обучение грамоте" (подготовительная группа)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Диагностика детей
подготовительного возраста
по разделу программы "Обучение грамоте".
Диагностические методики
- Выделение гласного звука в начале слов.
Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Ребёнку предлагается из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у].
- Ребёнок не справляется с заданием.
- Ребёнок справляется с заданием при помощи взрослого.
- Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
- Ребёнок самостоятельно выполняет задание.
- Дифференцирование гласных и согласных звуков.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»: он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.
П р и м е ч а н и е : возможен другой набор звуков.
- Ребёнок не справляется с заданием.
- Ребёнок справляется с заданием при помощи взрослого.
- Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
- Ребёнок самостоятельно выполняет задание.
- Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.
М а т е р и а л для анализа: мак; кит, мяч, лес,лось.
П р и м е ч а н и е : предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.
Ребёнку предлагается на слух выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.
- Ребёнок не справляется с заданием.
- Ребёнок справляется с заданием при помощи взрослого.
- Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
- Ребёнок самостоятельно выполняет задание.
- Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.
М а т е р и а л для анализа:
нос – нёс; мал – мял; вол – вёл; белка – балка
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие звуки.
Ребёнку предлагается поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка, мягкий звук – зелёная.
- Ребёнок не справляется с заданием.
- Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого.
- Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
- Ребёнок самостоятельно выполняет задание.
- Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.
М а т е р и а л для анализа:
балка – палка; быль – пыль; вата – фата; дом – том
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.
Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.
- Ребёнок не справляется с заданием.
- Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого.
- Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
- Ребёнок самостоятельно выполняет задание.
- Звуковой анализ слов.
М а т е р и а л для анализа: кот, дым, волк, кошка, лиса.
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.
Воспитатель моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.
- Ребёнок не справляется с заданием.
- Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого.
- Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
- Ребёнок самостоятельно выполняет задание.
- Структура предложения.
Ребёнку предлагается придумать предложение с предлогом с опорой на картинку и составить схему этого предложения
Н а п р и м е р: «Дети играли на зелёной поляне».
- Ребёнок не справляется с заданием.
- Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого.
- Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
- Ребёнок самостоятельно выполняет задание.
- Ударение.
О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы слов; «ударный молоточек».
Ребёнку предлагается определить ударение в слове-названии игрушки и стукнуть молоточком на ударный слог.
- Ребёнок не справляется с заданием.
- Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого.
- Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
- Ребёнок самостоятельно выполняет задание.
Уровни освоения программы
НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове.
НИЖЕ СРЕДНЕГО - Ребёнок выполняет работу со звуками. Допускает ошибки, но исправляет их с активной помощью взрослого.
СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.
ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический материал по разделу «Ребенок и окружающий мир» (для диагностики ЗУН детей 6-7 лет)
Материаль поможет выявить уровень знаний по данному разделу....
Конспект занятия по обучению грамоте(подготовительная логопедическая группа). Дифференциация звуков Р-Л . Путешествие в сказку- Золушка".
В процессе занятия дети учатся дифференцировать звуки Р-Л в слогах,в словах,в предложениях. Учатся образовывать сложные слова, Развивают фонематический слух,звуковой анализ и синтез....
Конспект итогового занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа ) "Путешествие в страну Знаний" с ИКТ
Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».Задачи:1. Образовательные:формировать навык чтения слов и предложений;закреплять навык звукобуквенного а...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте Подготовительная логопедическая группа Тема: Дифференциация звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ]
Конспект занятия...
Диагностический материал по разделу программы "Обучение грамоте" (старшая группа)
Данный материал примерный...
Интерактивный материал по разделу "Слушание" в старшей группе. П.И. Чайковский "Детский альбом"
Интерактивная игра для закрепления материала по слушанию в старшей группе П.И. Чайковский "Детский альбом". На первом слайде нужно определить портрет П.И. Чайковского. На втором выбрать соот...