Диагностический материал по разделу программы "Обучение грамоте" (подготовительная группа)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Данный материал примерный

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_podg_gr._gramota.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика детей

подготовительного возраста

 по разделу программы "Обучение грамоте".

Диагностические методики

  1. Выделение гласного звука в начале слов.

Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Ребёнку предлагается из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у].

  1. Ребёнок не справляется с заданием.
  2. Ребёнок справляется с заданием при помощи взрослого.
  3. Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
  4. Ребёнок самостоятельно выполняет задание.

  1. Дифференцирование гласных и согласных звуков.

Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»:  он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.

П р и м е ч а н и  е : возможен другой набор звуков.

  1. Ребёнок не справляется с заданием.
  2. Ребёнок справляется с заданием при помощи взрослого.
  3. Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
  4. Ребёнок самостоятельно выполняет задание.

  1. Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.

М а т е р и а л   для анализа: мак; кит, мяч, лес,лось.

П  р и м е ч а н и е : предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.

Ребёнку предлагается на слух выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.

  1. Ребёнок не справляется с заданием.
  2. Ребёнок справляется с заданием при помощи взрослого.
  3. Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
  4. Ребёнок самостоятельно выполняет задание.

  1. Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.

М а т е р и а л  для анализа:

нос – нёс; мал – мял; вол – вёл;  белка – балка

О б о р у д о  в а н и е: фишки, обозначающие звуки.

Ребёнку предлагается поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук  синяя фишка, мягкий звук – зелёная.

  1. Ребёнок не справляется с заданием.
  2. Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого.
  3. Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
  4. Ребёнок самостоятельно выполняет задание.

  1. Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.

М а т е р и а л   для анализа:

балка – палка;  быль – пыль;  вата – фата;  дом – том

О б о р у д о  в а н и е: фишки, обозначающие согласные  звуки.

Анализ проводится аналогично предыдущей методике:  если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.

  1. Ребёнок не справляется с заданием.
  2. Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого.
  3. Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
  4. Ребёнок самостоятельно выполняет задание.

  1. Звуковой анализ слов.

М а т е р и а л   для анализа: кот, дым, волк, кошка, лиса.

О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.

Воспитатель моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.

  1. Ребёнок не справляется с заданием.
  2. Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого.
  3. Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
  4. Ребёнок самостоятельно выполняет задание.

  1. Структура предложения.

Ребёнку предлагается придумать предложение с предлогом с опорой на картинку и составить схему этого предложения

Н а п р и м е р: «Дети играли на зелёной поляне».

  1. Ребёнок не справляется с заданием.
  2. Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого.
  3. Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
  4. Ребёнок самостоятельно выполняет задание.

  1. Ударение.

О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы слов; «ударный молоточек».

Ребёнку предлагается определить ударение в слове-названии игрушки и стукнуть молоточком на ударный слог.

  1. Ребёнок не справляется с заданием.
  2. Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого.
  3. Ребёнок справляется с заданием, допуская единичные ошибки и самостоятельно их исправляя.
  4. Ребёнок самостоятельно выполняет задание.

Уровни освоения программы

НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове.

НИЖЕ СРЕДНЕГО - Ребёнок выполняет работу со звуками. Допускает ошибки, но исправляет их с активной помощью взрослого.

СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.

ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте(подготовительная логопедическая группа). Дифференциация звуков Р-Л . Путешествие в сказку- Золушка".

В процессе занятия дети  учатся дифференцировать  звуки Р-Л в слогах,в словах,в предложениях. Учатся образовывать сложные слова, Развивают фонематический слух,звуковой анализ и синтез....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа ) "Путешествие в страну Знаний" с ИКТ

Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».Задачи:1. Образовательные:формировать навык чтения слов  и предложений;закреплять навык звукобуквенного а...

Интерактивный материал по разделу "Слушание" в старшей группе. П.И. Чайковский "Детский альбом"

Интерактивная игра для закрепления материала по слушанию в старшей группе П.И. Чайковский "Детский альбом". На первом слайде нужно определить портрет П.И. Чайковского. На втором выбрать соот...