Диагностический материал по разделу «Ребенок и окружающий мир» (для диагностики ЗУН детей 6-7 лет)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Материаль поможет выявить уровень знаний по данному разделу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_okruzhayushchiy_mir.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад №20 «Дельфин»
Ребенок и окружающий мир
Диагностический материал по разделу «Ребенок и окружающий мир»
(для диагностики ЗУН детей 6-7 лет)
Автор: Алдошина Раиса Григорьевна
Воспитатель логопедической группы
2009 г.
Пояснительная записка
Сегодня все чаще высказываются сомнения в необходимости и значимости диагностики в детском саду. Необходимость индивидуализации обучения, как ни парадоксально, привела к появлению мнения о неэтичности и неправомерности оценки уровня развития ребенка посредством проведения диагностики. Иначе говоря, раз развитие ребенка индивидуально и неповторимо, то оценивать его темпы и особенности неэтично и не нужно. Но если оценить данную ситуацию с точки зрения педагогического сопровождения ребенка, то сразу же возникает противоречие: как педагогу в построении и реализации педагогического процесса учесть индивидуальные особенности развития ребенка, если он не будет отслеживать и оценивать уровень их развития. Педагогическая диагностика выполняет множество функций и помогает воспитателю и администрации учреждения в решении разнообразных задач:
- позволяет осуществлять обратную связь в педагогическом процессе (функция обратной связи);
- является основой для дифференциации и индивидуализации педагогического процесса;
- помогает воспитателю контролировать течение и результативность работы с детьми, осуществлять самоконтроль своей педагогической деятельности;
- способствует адекватной коррекции педагогического процесса при изменении внешних условий;
- определяет исходные позиции для прогнозирования и планирования педагогического процесса, позволяет определить зону ближайшего развития ребенка;
- позволяет наладить коммуникативную связь с детьми на основе знания особенностей ребенка, определить оптимальный вариант общения с каждым;
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная 1-15 сентября, итоговая 15-20 мая в виде беседы по темам на основе диагностических методик, предложенных Е.А. Стребелевой и адаптированных к требованиям программы воспитания и обучения детей.
В период между первичной и итоговой основной диагностикой в середине года педагогом проводится промежуточная диагностика. Промежуточная диагностика может проводиться как со всеми детьми группы, так и только с теми, которые при первичной диагностике показали серьезное отставание от возрастной нормы, включая только два основных диагностических метода (наблюдение и диагностическое задание), но при этом позволяет реализовать несколько целей:
а) установить факт динамики в ознакомлении детей с окружающим миром по сравнению с началом учебного года;
б) произвести коррекцию задач по ознакомлению детей с окружающим миром на оставшийся период учебного года;
Ведущим методом промежуточной диагностики выступает метод наблюдения. Целенаправленное наблюдение воспитателя за поведенческими проявлениями ребенка позволит получить обширную информацию об успешности освоения программы обучения и воспитания по разделу "Ребенок и окружающий мир".
Требования к уровню подготовки
К концу года дети должны знать
- Знать герб, флаг, гимн России.
- Называть главный город страны.
- Называть столицу Хакасии. (НРК)
- Знать представителей животного мира: звери, птицы, рыбы, насекомые.
- Знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений в условиях региона Хакасии (НРК)
- Знать правила поведения в природе и соблюдать их.
- Знать правила дорожного движения и соблюдать их.
Иметь представления:
- Иметь разнообразные впечатления о предметах окружающего мира;
- о родном крае; его достопримечательностях. (НРК);
- о школе, библиотеке;
- о транспорте и дорожных знаках;
- о свойствах и качествах различных материалов – ткани, металла, стекла, дерева, пластмассы;
- о труде людей на предприятиях города и села, значении их труда для общества;
- о разнообразии флоры и фауны в нашей стране и их связи со средой обитания.
- о значении природы в жизни человека
Уметь:
- Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;
- Устанавливать элементарные причинно- следственные связи между природными явлениями;
- Классифицировать животных (дикие- домашние), птиц (перелетные, зимующие, домашние);
- Различать по внешнему виду насекомых, сравнивать их по способу передвижения;
- Узнавать явления природы (ветер, дождь, радуга, гроза, молния, снег, вода и др.).
Способы проверки знаний, умений и навыков
Диагностика (вводная, итоговая) -2 (в виде беседы по темам на основе диагностических заданий, предложенных Стребелевой и адаптированных к требованиям программы воспитания и обучения детей.
Педагогическое наблюдение ( на основе внешних (поведенческих) ориентиров)- 7 Для выявления умений детей обобщать, классифицировать предметы, систематизировать их по ведущему признаку нами используется методика «Свободная классификация» О.М.Дьяченко).
График проверки:
Месяц | Название | Раздел. Содержание по данному разделу |
Сентябрь | Вводная диагностика | По всем разделам |
Октябрь | Педагогическое наблюдение | Живая – неживая природа. Осенние изменения. Взаимосвязь всего живого с сезонными изменениями Явления природы дождь, тучи, |
Ноябрь | Педагогическое наблюдение | Труд на селе Столица Хакасии, России. символика |
Декабрь | Педагогическое наблюдение | Классификация – стекло, металл, дерево, пластмасса, ткань; их свойства. Предметы из этих материалов |
Январь | Педагогическое наблюдение | Зимние изменения в природе Взаимосвязь всего живого с сезонными изменениями. Явления природы -снег, метель, мороз |
Февраль | Педагогическое наблюдение | Транспорт. Классификация. Профессии. Важность труда людей для общества Предметы, облегчающие труд |
Март | Педагогическое наблюдение | Весна. Взаимосвязь всего живого с сезонными изменениями Неживая природа – воздух, солнце, вода. Солнце – источник жизни на Земле |
Апрель | Педагогическое наблюдение | Классификация насекомые, рыбы, земноводные. Способы приспособления к окружающей среде Явления природы гроза, радуга, дождь |
Май | Вводная диагностика | По всем разделам |
Материал для вводной и итоговой диагностики усвоения программы
Критерии
Высокий уровень знаний, если ребенок отвечает четко, полными предложениями, правильно на заданный вопрос, если ребенок имеет точное представление об окружающем мире, умеет обобщать, объяснять свои ответы.
Средний уровень знаний, если ребенок отвечает четко, но не полными предложениями на заданный вопрос, допускает ошибки в ответах на вопросы.
Низкий уровень знаний, если ребенок отвечает не правильно на заданный вопрос
Беседа с детьми по ознакомлению с окружающим миром по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой (2005г.)
Цель беседы: выявить объем знаний детей по разделу «Ребенок и окружающий мир»
1 блок вопросов
Родной край
Цель: выявить уровень знаний о себе и своем крае (Хакасии) на основе требований программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Назови свои имя и фамилию
- Назови имя и отчество своих родителей
- Назови город, в котором ты живешь и домашний адрес
- Какая река протекает рядом?
- Как называется республика, в которой мы живем?
- Назови главный город Хакасии
- Как называется страна, в которой ты живешь?
- Назови столицу нашей страны
Высокий уровень (3 балла) – отвечает на все вопросы
Средний уровень (2 балла) – отвечает на вопросы, но допускает ошибки
Низкий уровень (0-1 балл) – отвечает на 2-3 вопроса, либо отказывается отвечать
2 блок вопросов. Животный мир
Дикие, домашние животные
Цель: Выявить уровни знаний детей о диких и домашних животных, умении обобщить и классифицировать и систематизировать знания о животных
Материал: картинки с домашними и дикими животными
- Каких домашних животных ты знаешь?
- Покажи корову, свинью, лошадь, козу, барана
- Почему их называют домашними?
3 балла – называет и показывает 5-6 животных, умеет аргументировать свои высказывания
2 балла –показывает 3-4 животных и имеет представление о приспособлении животных к месту обитания.
1балл – показывает 2-3 животных, не может объяснить, почему эти животные – домашние
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
1. Каких диких животных ты знаешь?
2. Покажи волка, лису, медведя, тигра, белого медведя, жирафа
3. Назови животных нашей местности, животных жарких стран, животных Севера
3 балла – называет и показывает 6-7 животных, умеет аргументировать свои высказывания
2 балла –показывает 3-5 животных и имеет представление о месте обитания
1балл – показывает 2-3 животных, не может классифицировать по месту обитания
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Птицы
Цель: Выявить уровни знаний детей о домашних, зимующих и перелетных птицах, умении обобщить и классифицировать и систематизировать знания о птицах
- Каких ты знаешь птиц?
- Покажи дятла, воробья, голубя, синицу, снегиря, журавля, петуха.
- Назови домашних, зимующих, перелетных
3 балла – называет и показывает 6-7птиц, классифицирует, аргументирует свои высказывания
2 балла –показывает 3-5 птиц и имеет представление о месте обитания
1балл – показывает 2-3птицы, не может классифицировать по месту обитания
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Рыбы
Цель: Выявить уровни знаний детей о речных, морских, аквариумных рыбах, умении обобщить и классифицировать и систематизировать знания о рыбах.
- Рассмотри картинки. Кого ты видишь?. Назови одним словом.
- Покажи щуку, окуня. сома, акулу, гуппи
- Какие рыбы живут в реке, море, аквариуме?
3 балла – называет и показывает 4-5 рыб, классифицирует, аргументирует свои высказывания
2 балла –показывает 3-4 рыбы и имеет представление о месте обитания
1балл – показывает 1- 2 рыбы, не может классифицировать по месту обитания
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Насекомые
Цель: Выявить уровни знаний детей о насекомых, умении обобщить.
- Назови, кого видишь на картинке и покажи,
- Покажи бабочку, жука, кузнечика, пчелу, муравья
- Как можно назвать их одним словом
3 балла – называет и показывает 5-6 насекомых, классифицирует, аргументирует свои высказывания
2 балла –показывает 3-4 насекомых и имеет представление о классе насекомых
1балл – показывает 1- 2 насекомых не может классифицировать
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Высокий уровень (12-15 баллов)- уверенно называет и показывает представителей животного мира, классифицирует и аргументирует свои высказывания, знает среду обитания данного класса животных
Средний уровень (8-11 баллов) знает некоторых представителей животного мира, затрудняется в классификации, имеет представление о среде обитания
Низкий уровень (0-7 баллов) находит на картинке и показывает некоторых представителей животного мира, не имеет представления о среде обитания, не классифицирует.
3 блок вопросов. Растения
Овощи, фрукты, ягоды
Цель: Выявить уровни знаний детей овощах, фруктах, ягодах , умении обобщить и классифицировать и систематизировать знания о данных предметах.
- Рассмотри картинки. Что на них изображено?
- Как можно сказать одним словом?
- Где растут овощи?(фрукты, ягоды- лесные, садовые)
3 балла – называет и показывает 5-6 овощей, (фруктов, ягод), классифицирует, аргументирует свои высказывания
2 балла –показывает 3-4 овоща, (фрукта, ягоды) и имеет представление о месте произрастания
1балл – показывает 1- 2 овоща, (фрукта, ягоды), не может классифицировать по месту произрастания
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Деревья, кустарники
Цель: Выявить уровни знаний детей о деревьях, кустарниках, умении обобщить и классифицировать и систематизировать знания о данных предметах.
Посмотри на картинки. Что на них изображено
- Назови деревья, какие знаешь?
- Покажи ель, березу, тополь, сосну, яблоню, рябину,
- Покажи и назови хвойные деревья
- Покажи и назови кустарники
- Чем отличается кустарник от дерева?
3 балла – называет и показывает 5-6 деревьев, знает хвойные и лиственные, отличает их от кустарников. Знает 3-4 кустарника
2 балла –показывает 3-4 дерева, показывает кустарники, затрудняется в названиях деревьев и кустарников, отличает хвойные растения
1балл – показывает 1- 2 дерева, отличает хвойные от лиственных, аргументировать не может. Названий кустарников не знает
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Грибы
Цель: Выявить уровни знаний детей о грибах, умении различать съедобные, несъедобные, умении аргументировать свои высказывания
- Что изображено на картинке. Скажи одним словом
- Какие грибы знаешь?. Покажи подберезовик, подосиновик, масленок, опята, лисички, мухомор
- Выбери съедобные грибы.
- Назови остальные. Почему остальные нельзя собирать.
3 балла – называет и показывает 5-6 грибов, знает несъедобные грибы, отличает их от съедобных
2 балла –показывает 3-4 гриба, показывает несъедобные грибы, затрудняется в названиях грибов
1балл – показывает 1- 2 гриба, названий грибов не знает
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Цветы
Цель: Выявить уровни знаний детей о цветах, месте произрастания, условиях для роста растений, умении аргументировать свои высказывания
- Какие цветы знаешь. Назови.
- Покажи тюльпан, розу, фиалку, колокольчик, плющ, одуванчик
- Выбери садовые, комнатные
- Что нужно для роста растений? Какие условия?
3 балла – называет и показывает 5-6 цветов, знает садовые, комнатные цветы, отличает их от лесных. Знает условия, нужные для роста растений
2 балла –показывает 3-4 цветка, показывает садовые, затрудняется в названиях цветов
1балл – показывает 1- 2 цветка, названий цветов не знает
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Высокий уровень (15-18 баллов)- уверенно называет и показывает представителей животного мира, классифицирует и аргументирует свои высказывания, знает среду обитания данного класса животных
Средний уровень (10-12 баллов) знает некоторых представителей животного мира, затрудняется в классификации, имеет представление о среде обитания
Низкий уровень (0-9 баллов) находит на картинке и показывает некоторых представителей животного мира, не имеет представления о среде обитания, не классифицирует.
4 блок Неживая природа
Цель: Выявить уровни знаний детей о предметах и явлениях неживой природы, зависимость их от сезонных изменений, умении аргументировать свои высказывания.
- Рассмотри картинки. Назови предметы неживой природы.
- Какие явления природы изображены?
- Какие явления можно наблюдать зимой, а какие – летом?
Высокий уровень (3 балла) – знает и называет 5-6 предметов и явлений неживой природы. Знает зависимость явлений неживой природы от сезонных изменений в природе, аргументирует свои высказывания
Средний уровень (2 балла) –называет 2-3 предмета и явления неживой природы, имеет представление о их зависимости от сезона.
Низкий уровень(0-1балл) – показывает 1- 2 предмета неживой природы, не называет явления.
5 блок Отношение к миру природы
Цель: Выявить отношение детей к миру природы
- Любишь ли ты отдыхать на природе?
- Что ты больше всего любишь делать на природе?
- Нужно ли защищать природу? Почему?
Высокий уровень (3 балла)- понимает значение природы в жизни человека, сформировано бережное отношение к природе, знает правила поведения в природе
Средний уровень (2 балла) – знает правила поведения в природе. Затрудняется в определении значения природы для человека
Низкий уровень (0-1 балл) – бережное отношение к природе не сформировано.
6 блок вопросов. Предметный мир.
Мебель. Посуда
Цель: Выявить уровни знаний детей о разнообразии мебели, посуды, умении классифицировать эти предметы, называть материал, из которого изготовлены, аргументировать свои высказывания
- Рассмотри картинки. Что на них изображено?
- Покажи стул, табурет, шкаф. Из какого материала они изготовлены?
- Покажи кастрюлю, сковороду, из какого материала они изготовлены?
- Из чего изготовлен стакан?
3 балла – называет и показывает 5-6 предметов мебели, посуды. Знает, из чего изготавливают мебель, посуду
2 балла –показывает 3-4 предмета мебели, посуды, затрудняется в определении материала.
1балл – показывает 1- 2 предмета. Не классифицирует, не знает, из чего может быть изготовлен предмет
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Электроприборы
Цель: Выявить уровни знаний детей о разнообразии и назначении электроприборов, умении аргументировать свои высказывания
- Что это? Назови предмет.
- Для чего нужен утюг, холодильник, пылесос?
- Какие еще электроприборы ты знаешь?
3 балла – называет и показывает 5-6 предметов. Знает назначение электроприборов
2 балла –показывает 3-4 электроприбора , затрудняется в его назначении.
1балл – показывает 1- 2 предмета. не знает названия электроприборов, их назначение
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.
.
Одежда. Обувь. Головные уборы.
Цель: Выявить уровни знаний детей об одежде, обуви, головных уборов, умении классифицировать вещи, группировать их по сезонам, назначении летней, зимней, демисезонной одежде, обуви.
- Рассмотри картинки. Назови вещи
- Назови одним словом
- Покажи и назови зимнюю одежду
3 балла – называет по 5-6 вещей. умеет классифицировать, группирует по сезонному назначению, аргументирует свои высказывания
2 балла –называет по 3-4 вещи, классифицирует, имеет представление о их сезонном назначении
1балл – показывает по 1- 2 вещи. Не классифицирует,
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.
Транспорт
Цель: Выявить уровни знаний детей по теме «Транспорт». умении классифицировать, группировать его, умении аргументировать свои высказывания
- Посмотри на картинки. Назови предметы.
- Покажи автобус, трамвай, пароход, вертолет, самолет, лодку
- Как сказать одним словом. Что это?
- Назови и покажи водный транспорт, воздушный
3 балла – называет и показывает разные виды транспорта, умеет классифицировать, аргументирует свои высказывания
2 балла –показывает транспорт, имеет представление о видах транспорта
1балл – показывает, но не классифицирует,
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.
Профессии + инструменты
Цель: Выявить уровни знаний детей о труде взрослых и предметах, облегчающих их труд, умении аргументировать свои высказывания.
- Какие профессии ты знаешь.
- Чем занимается врач, почтальон, учитель, металлург
- Что нужно для работы повару, строителю.
3 балла – называет 5-6 профессий. Знает назначение инструментов, аргументирует свои высказывания
2 балла –называет 3-4 профессии, имеет представление о их труде и назначении инструментов.
1балл – показывает 1- 2 профессии. знает названия инструментов, но затрудняется в их назначении
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы
Высокий уровень (13-15 баллов)- уверенно называет и показывает предметы, классифицирует их и аргументирует свои высказывания, знает назначение этих предметов, знает о труде взрослых.
Средний уровень (9- 12 баллов) - знает предметы рукотворного мира, их назначение, затрудняется в классификации, имеет представление о труде взрослых.
Низкий уровень (0-8 баллов) - находит на картинке и показывает некоторые предметы, не классифицирует, имеет представления о труде взрослых, но не называет профессии.
7 блок ПДД
Цель: Выявить уровни знаний детей о правилах дорожного движения, знания дорожных знаков.
- Рассмотри картинку. Покажи проезжую часть дороги, тротуар, перекресток, пешеходный переход.
- Скажи правила поведения пешеходов на дороге
- Какие дорожные знаки знаешь?
Высокий уровень (3 балла) – знает назначение проезжей части дороги, тротуара, светофора, знает правила дорожного движения и называет дорожные знаки.
Средний уровень (2 балла) – имеет представление о назначении дороги, тротуара, светофора, называет дорожные знаки. Называет некоторые правила дорожного движения
Низкий уровень(1балл) – показывает части дороги, знаки, не называет их.
Список литературы
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. /М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2007
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду под ред./В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой М., 2007
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовка детей к школе. М. 1994
- Диагностические задания для детей среднего и старшего дошкольного возраста. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /автор составитель С.А. Гейци – Новосибирск – 2006.- 568с.
- Н.А. Рыжова Наш дом – природа. М.,2005
- Жизнь вокруг нас –
- Н.В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью
- С.А. Козлова Я – человек
- Дыбина О.В. Рукотворный мир. М., 2002
- Дыбина О.В. что было до… М., 2002
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом. М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе по разделу «Ребенок и окружающий мир. Явления общественной жизни» на тему« Мой любимый детский сад»
Программное содержание:Продолжать знакомитьДетей с детским садом и его сотрудниками,Совершенствовать умение свободноОриентироваться в помещении детского сада;Развивать слуховое внимание - умение...
Конспект НОД по разделу: «Ребенок и окружающий мир» в группе общеразвивающей направленности детей (6 – 7лет) "Огонь в природе"
Конспект НОД по разделу: «Ребенок и окружающий мир» в группе общеразвивающей направленности детей (6 – 7лет) "Огонь в природе"...
НОД "Первоцветы" для детей средней группы. Познавательное развитие. Раздел "Ребенок и окружающий мир"
Расширение и углубление представления детей о первоцветах....
Инструментарий к диагностике. по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Вторая младшая группа
Инструментарий к диагностике....
Диагностический материал по разделу программы "Обучение грамоте" (подготовительная группа)
Данный материал примерный...
Диагностический материал по разделу программы "Обучение грамоте" (старшая группа)
Данный материал примерный...